«Нравственное воспитание дошкольников»
методическая разработка на тему
Цель нравственного воспитания - превращение моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию, наиболее полное развитие личности, что само по себе способствует развитию материального и духовного потенциала общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popkova_yu._v.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
по методической теме:
«Нравственное воспитание дошкольников»
в подготовительной «А» группе на 2016-2017 уч. Год
Воспитатель: Попкова Ю. В.
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»
Цель нравственного воспитания - превращение моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию, наиболее полное развитие личности, что само по себе способствует развитию материального и духовного потенциала общества.
Нравственная культура личности - освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
• отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
• отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).
• отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
• отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);
• отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).
Сентябрь
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Создание условий для Самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Тема «Моя семья» Цели: 1)Работа над понятиями «родня», «семья». 2) Воспитание уважительного отношения к своим близким. 3)Упражнять в умении подбирать пословицы и уметь объяснять их значение. Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня». Чтение стихов о сестренке, братишке и т.д. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». Связь с другими видами деятельности: Рисование на тему «Моя семья». Выпуск альбома «Это моя семья», составленного из рисунков и рассказов детей. Беседы на тему «Как мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий), а также Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра "Семья". Дидактическая игра «Все мы дружная семейка». Лепка и рисование домашней утвари для игры в "Семью". «Все что можешь, делай сам». Программное содержание: 1) Формировать представления о трудолюбии. 2)Приучать выполнять поручения самостоятельно, аккуратно, старательно. 3)Формировать у детей ответственное отношение к деятельности на занятиях, к качественному выполнению заданий. 4) Воспитывать у детей уважение к своему труду и труду своих товарищей. Чтение книг «Маша-растеряша» Л. Воронкова: Н Телешов « Крупеничк». Повторение сказок: К. Чуковского «Федорино горе», «Круглый кот В..Степанов, «Хаврошечка», басня Крылова «Стрекоза и муравей». Игра «Помоги своему товарищу» Цель: 1) Поощрять стремление оказывать помощь товарищам. 2) Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. Учить детей поддерживать порядок в группе, замечать нарушения и устранять их. (Увидев сломанные карандаши - отложить их для заточки). Дети убирают сами за собой игрушки после игр. Обсуждение и разыгрывание проблемных ситуаций | Внести иллюстрационный материал, пословицы, поговорки, загадки, книги по данной тематике. Оформить и внести д/игры «Славянская семья», «Все мы дружная семейка» Внести иллюстрированные книги и сюжетные картинки по теме. Внести дидактические игры «Воспитываем сказкой», «Что хорошо, что плохо». | Консультации для родителей: «Чтобы ребёнок слушался». Анкета «О способах воспитания» Предложить родителям нарисовать вместе с детьми рисунки по теме « Лето - прекрасная пора» и пополнить фотовыставку фотографиями «Как мы отдохнули летом». Беседа с родителями о том, что дети могут делать самостоятельно. |
Октябрь
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Создание условий для самостоя-тельной деятельности детей | Работа с родителями |
Беседа «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей». Цель: 1. Расширить представления детей о заботливом отношении к пожилым людям. Воспитывать чуткое, уважительное отношение к старым людям, желание делать им добро и побуждать к проявлению им сочувствия. Вызвать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам. Рассматривание рисунков «Мои дедушка и бабушка». Дидактическая игра «Мои пожелания для дедушки (бабушки). Чтение С. Капутикян «Моя бабушка», А.Барто «Вовка добрая душа». Л.Воронкова «Ссоры с бабушкой», Е Лерняк «Самое страшное». Пересказ и драматизация рассказа В.Осеева «Просто старушка». Дорисовать посуду для Федоры. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Разыгрывание сценок: « Мы едем к бабушке». Рисование рисунков по теме «Мои бабушки и дедушки». Заучивание наизусть стихотворений ко Дню Пожилого человека. Беседа о дне Матери. Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта. Программное содержание: Формирование представлений о доброте и жадности; Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы, и высказывать своё отношение к ним; Воспитание доброжелательности, отзывчивости, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду. Чтение книг: П.Бажов «Серебряное копытце»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Е.Карганова «Тошка »; Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька; стихотворения: Е. Серова «Нехорошая история», Я.Аким «Жадина» «Сказка о рыбаке и рыбке» Показ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетно - ролевая игра «Доктор». Цель: Учить по- доброму распределять роли в играх. Лепка по сюжету «Два жадных медвежонка нашли сыр». Закреплять умение детей делиться игрушками, помогать друг другу. Дидактическая игра «Я поступил хорошо когда ... »(надо закончить предложение). | Внесение атрибутов к сюжетно-ролевой игре (кукольная мебель: кровать стол, стул, диван). Внесение Иллюстрированных книг по теме. Внести д/игру «Семья», «Воспитываем добротой». Внести книги с иллюстрациями: «Серебряное копытце», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Тошка». Внести атрибуты к сюжетно- Ролевой игре «Доктор». | Участие родителей в оформлении рисунков «Мои дедушки и бабушки». Предложить родителям изготовить вместе с детьми Герб семьи Индивидуальная беседа с родителями о доброжелательности детей. Предложить родителям вместе с детьми нарисо- вать понравившиеся сценки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Ноябрь
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Создание условий для самост. деят-и детей | Работа с родителями |
Беседа «Здравствуйте и до свидания». Программное содержание: 1. Учить детей правильно употреблять выражения: («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Привет», «До свидания).... 2. Сформировать навыки вежливости, учтивости. 2. Продолжать развивать диалогическую речь у детей. 3.Воспитание у детей привычки приветливо здороваться при встрече; стремления быть вежливым, воспитанным. Чтение рассказа Н. Ходза «Кто напутал», ТА. Шорыгина «Упрямый утенок», «Вежливые бельчата». Стихотворение Н. Гернет «Песенка о вежливом чижике», Дид. упражнение «Как принимать гостей», «Скажи хорошее о друге» Разыгрывание сюжетов: «Я встретил друга, воспитателя, знакомого,... » Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в гости». «Семья», «Магазин». Цель: учить детей придумывать простейшие фразы, подбирать необходимые слова и выражения для приветствия и общения друг с другом. Д/и «Комплименты», «Что хорошо, что плохо» Игры с телефоном. Рассказать детям с праздником «День приветствий», который отмечают 21 ноября. Беседа «Почему грустит котенок». Программное содержание: 1) Формирование представлений о том, что за животными нужно ухаживать, заботься; 2) Речевая задача - антонимы (грустный, веселый); синонимы (нежный, ласковый) 3) Развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживать им, проявление доброты, чуткости. Лепка «Зоопарк», знакомство с творчеством Е.И. Чарушина Чтение книг: В.Дмитриев «Малыш и Жучка»; П.Бажов «Серебряное копытце», рассказов Л.Толстого «Котенок».Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой». Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Обыгрывание игровых ситуаций по рассказу «Котёнок». Игра «Ласковое слово» (Дети по очереди берут игрушку котенка и говорят ему ласковые слова.) Рассказывание о любимых животных. Рисование «Мое любимое животное». Беседа о международном дне толерантности. | Внести иллюстрированные книги по теме. Внести атрибуты для театрализации сказки «Золушка». Внести д/и «Чувства и эмоции», атрибуты к играм «Волшебный клубочек», «Найди друга». Внести иллюстрированные книги по теме. Внести иллюстрированный материал «Уроки доброты». Оформление из рисунков детей атьбома «Мое любимое животное». | Консультации для родителей «Посеешь привычку...». Предложить родителям поговорить с ребенком: какое животное ему больше всего нравится и помочь нарисовать это животное. |
Декабрь
Январь
Февраль
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Беседа «О смелости и трусости». Цель: 1) Формирование представлений о смелости и трусости. 2) Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. 3) Воспитывать умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам. Ознакомление с окружающим «Наша Армия». Рисование «Защитники Родины» Беседа «Наши предки славяне» цель: Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордость за русский народ. Чтение: :«Два товарища» Л. Толстого, М.Б.Веховой «Ежик», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Б.Житков «На льдине», «Карасик» Носова. Беседа о празднике «Дня защитника Отечества». Игра - драматизация Б. Житков «На льдине». Рассматривание сюжетных картинок и составление рассказов: «Шишка», «Спасли ежа» ( Ушакова) Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Военные» Цель: закрепление знаний о профессиях. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.). Книгоиздательство: альбом «Серая шейка». «Почему люди трудятся вместе?» Цели: 1) Сформировать представления о трудолюбии. 2) Подвести детей к понятию коллективный труд, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие. 3) Формировать у детей ответственность за выполнение трудовых поручений. 4) Активизация словаря: коллективный труд, дружеская помощь. Чтение р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный», В.Катаев «Кувшин и дудочка». Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Д/игра: «Назови пословицы о труде» Аппликация (коллективная) «Мы - пилоты». Театрализация сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Изготовление поздравительных открыток папам и дедушкам к 23 февраля. Конструирование (из крупного конструктора): «Застава». « Корабль». | Внести иллюстрированные книги по тематике. Внести атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Моряки» и «Военные». Подбор стихов, рисунков, пожеланий для оформления выставки рисунков: папы”. Внести д/и «Угадай сказку», «В мире мудрых пословиц». Пополнить новыми атрибутами с.р.игру «Семья» | Беседа с родителями о роли художественной литературы в нравственном воспитании детей. Оформить памятку для родителей по трудовому воспитанию детей. |
Март
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
«Самый дорогой на свете человек». Программное содержание: 1) Развивать у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей. 2) Формировать умения и навыки выражения чувств. 3) Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение, чувство привязанности и любви к самому близкому человеку - маме. 4) Воспитание у детей стремление помогать маме. Активизация словаря за счет слов: заботливая, нежная, грустная, приветливая, внимательная. Чтение стихотворений о маме: В. Руссу «Мама», Г. Ладонщикова «Я не плачу». Е. Благиной «Посидим в тишине», «Мамин день». Рассказ Н. Артюхивой «Трудный вечер». Ненецкая сказка «Кукушечка», «Айога» (нанайск. сказка). Разучивание стихотворений к празднику 8 марта. Пение песен о маме, чтение стихов. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей". Драматизация сказки «Кукушечка» Игра «Букет цветов для любимой мамы». Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». С.Р.И. «Дочки - матери» «Прогулка в лес». Программное содержание: 1. Формирование у детей элементарных представлений о лесе, как особом месте, где существуют свои правила. 2. Закреплять умения составлять описательные рассказы. 3. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса. Ознакомление с окружающим «От зимы до осени». Чтение сказки о медвежатах, которые учились вести себя в лесу «Мамины уроки» Шорыгина. Чтение рассказов о лесе : Е. Чарушина «Медвежата», В. Бианки «Аришка - трусишка». Загадывание загадок о героях сказок. Дидактическая игра «Хорошо и плохо». Рассматривание сюжетных картинок о поведении в лесу. Рисование животных наших лесов. «Мы едем, едем, едем!», Цели: 1) Познакомить детей с правилами поведения в транспорте. 2).Напомнить, что необходимо уступать место старым людям. 3) Воспитание уважительного, заботливого отношения к пожилым людям Чтение стихотворения «На именины к дедушке Медведю» (ТА. Шорыгина). Рассматривание сюжетных картинок по теме. Беседа на тему «Правила дорожного движения» Игра «Город и транспорт». Разыгрывание проблемных ситуаций на транспорте. Сюжетно-ролевые игры «Мы едем в автобусе», «Пешеходы» | Внести книги по теме в книжный утолок. Оформление выставки детских работ «Мама, дорогая, я тебя люблю!» Внесение в книжный утолок иллюстриро- ванные книги о лесе и его обитателях. Внесение в книжный утолок иллюстриро--ванные книги о лесе и его обитателях. | Привлечение родителей i организации празднично] утренника. Конкурс рисунков. «Моя любимая мама» Предложить родителям прогуляться с детьми в выходные дни в лес или парк. Беседа с родителями о правилах поведения дете транспорте. Нарисовать с детьми рисунки «Правил поведения на дорогах». |
Апрель
Май
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Создание условий для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями |
Тема «Этот День Победы» Содержание занятия по развитию речи Беседа о войне с рассмотрением иллюстраций поданной теме. Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Связь с другими видами деятельности: Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. Изготовление праздничных открыток для ветеранов ВОВ Высаживание цветов на клумбу детского сада. Д/игра «Я поступил хорошо когда ... »(надо закончить предложение.) Слушание фронтовых песен. Игры (соревновательного характера) Защитники земли Русской. Программное содержание: Формирование у детей патриотических чувств. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, и конкретных исторических личностей, и фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Беседа «Богатырская сила. Цели: познакомить детей с новым жанром художественной литературы былиной. Воспитывать гордость за русских защитников Отечества. Чудо - богатыри земли Русской». С Маршак «Рассказ о неизвестном герое» В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». С.Михалков «День Победы» Рассматривание картины «Три богатыря» B. М.Васнецова. Беседа о подвигах советских людей ВОВ. C. Р.И. «Мы - военные» «Пограничники», «Лётчики». Рисование рисунков к празднику Великой Победы, и рассказывание по ним о подвиге советских людей. Разучивание стихотворений о ВОВ. Беседа «День рождения Санкт - Петербурга» Цели: воспитывать любовь к родному городу. Знакомить детей с достопримечательностями города. Разучивание стихотворений о Санкт - Петербурге. Рисование «Мой любимый город». Книгоиздательство Мой Петербург» | Внести книги с иллюстрациями и сюжетные картинки по тематике. Внести атрибуты к С.Р.И., а также альбом «Народы России». «Народы Земли». Внести дидактическую игру «Воспитываем сказкой». Внести д/и «Архитектура Санкт - Петербурга». | Предложить родителям пройтись вместе с детьми по праздничным улицам; поговорить с ними о празднике «День Победы Сделать подборку художественной литературы по теме «Защитники земли Русской». Предложить родителям вместе и детьми нарисовать рисунки к выставке рисунков «Мой любимый город» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....