как развить мелкую моторику у детей 3-5 лет
консультация (средняя группа) на тему
консультация для родителей, как правильно развить мелкую моторику у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvit_melkuyu_motoriku_u_detey_ot_3_do_5_let.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет.
Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций. В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается.
Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло:
1)К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
2)Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
3)Дети учатся класть вещи в определённое место.
4)До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
5)Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз.
По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям:
1)Стучит предметом о предмет.
2)Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
3)Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
4)Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
5)По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
6)Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
7)Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
8)Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
9)Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.
Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:
1)нарушена техника движений;
2)страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
3)диагностируются недостатки психомоторики;
4)плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
5)слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
6)неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
7)затруднения при использовании ножниц.
Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести.
Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения:
1)Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
2)Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
3)У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
4)Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
5)Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
6)Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь.
7)На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
8)Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
9)Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
10)Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
11)Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.
Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет для родителей: «Как развить мелкую моторику рук, у детей младшего возраста».
статья для родителей как развить мелкую моторику рук...
Консультация для родителей – «Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: эффективные методики»
Консультация для родителей – «Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: эффективные методики» Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких ...
Как развить мелкую моторику рук у детей 3-4 лет
Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика....
Как развить мелкую моторику у детей: самые эффективные методики
На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособств...
Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет "Цветущая сакура". Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, интерес у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования.
КонспектЦветущая сакура. Нетрадиционное рисование. Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, тнтерес детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционной техники в рисовании...
Консультация для родителей "Как развить мелкую моторику у детей"
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь....
Рекомендации для родителей "Как развить мелкую моторику у детей с ОВЗ".
Рекомендации для родителей....