Консультация для родителей
консультация (средняя группа) на тему

Речевое развитие детей 4-го года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dlya_rod.-rechevoe_razvitie.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Речевое развитие детей 4-го года жизни.

      В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные, наречия.                 Количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 1900. Совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменение основы глагола и т.д.).

    Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.

    К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

    Обучение  дошкольников родному языку  правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

      Целеноправленное  и  систематическое формирование конкретных речевых умений подразумевает развитие навыков активной речи. Известно, что активная речь формируется только в процессе  интенсивного речевого общения. Основной  же  формой  речевого  общения  ребенка 3 – 4 лет со взрослыми  и  сверстниками  является  разговор – диалог, состоящх  из цепочек  реплик.

      Обучение  родному  языку  предполагает  планирование  разнообразных ситуаций, побуждающих  детей  вступить в диалог с педагогом,  в процессе которого  совершенствуется  звуковая  культура речи, уточняется и активизируется словарь,  формируются  грамматические навыки.

     

На четвертом  году жизни ребенка необходимо:

 -  продолжать развивать  артикуляционный  и  голосовой  аппараты,  речевое дыхание,  слуховое воспитание,  речевой слух;  учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать  четкому  и ясному произношению  звуков  в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения  трудных звуков;

-  обогащать,  уточнять  и  активизировать словарь,  характеризующий разнообразный  и  многоликий  мир  ближайшего детям окружения;

- помогать ребенку избавляться  от  многочисленных   лексических ошибок,  ошибок  в соглосовании слов   в предложении; обогащать  речь  детей за счет присвоения новых грамматических форм,  почерпнутых из речи педагога.

       После трех лет ребенок уже может сопровождать словами текущую деятельность. Это проявляется, например, в ролевой игре, когда ребенок высказывается и за себя и за партнера-игрушку.

       Развитие речи тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей определенно помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

     В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

Игра «Матрешка
Воспитатель показывает детям матрешку . Затем педагог читает рифмовку и выполняет описываемые в ней действия, вызывая речевую инициативу у детей,  повторение слов и фраз.

Игра повторяется 2—З раза.
Мы матрешку открываем
И другую вынимаем.
Мы другую открываем
И третью вынимаем.
Посмотри, посмотри
Три матрешки, раз-два-три.

Игра «На картинки мы глядим»
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и предлагает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение.

 Упражнение проводится 2—З раза.
Мы на стульчиках сидим,
На картинки мы глядим,
Вот кошка с котятами,
Вот корова с телятами,
Вот коза с козлятами,
Вот свинья с  поросятами,
Вот лошадь с жеребятами.

Игра «Кто где?»
Воспитатель использует картинки из предыдущего упражнения. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детеныш: «Где кошка? А где котята? (Дети показывают.) Кошка взрослая, а котята детеныши. (дети повторяют предложение.) Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята детеныши.

Игра «Поставь возле»
Воспитатель расставляет на ковре животных (кошку, лошадь, собаку, поросенка, козу, корову) и просит детей назвать их. Затем педагог дает кому-нибудь из малышей еще одну собачку и просит: «Таня, поставь собачку возле коровы». Ребенок выполняет просьбу, а воспитатель спрашивает: «Куда ты поставила собачку?» Ребенок по возможности отвечает полным предложением: «Я поставила собачку возле коровы».
Далее воспитатель по очереди обращается к другим детям:
«Дима, поставь собачку возле кошки. Маша, поставь собачку возле лошадки. Вова, поставь собачку возле собачки. Миша, поставь собачку возле козы. Лена, поставь собачку возле свиньи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...