Организация оздоровительно-профилактических мероприятий в детском саду
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»
Территориальное отделение «Переделкино»
Выступление на методическом объединении воспитателей
ТО «Переделкино»
Тема: «Организация оздоровительно-профилактических мероприятий в детском саду»
Воспитатель :
Киселевская Эльвира Викторовна
Г. Москва 2016 год
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Пояснительная записка.
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д. Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье». Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это: · профессионализм педагогических кадров; · соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ; · организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников; · мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников; · целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.
1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одно из направлений деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий. Учитывая необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ: Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через: · создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров; · мотивацию родителей на совместную оздоровительно -профилактическую работу; · преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка; · разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ. Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры. Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
Оздоровительный процесс включает в себя:
1. профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
2. общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.); ·
3. физиотерапию (ТУФО, электрофорез, ультратон, массаж); ·
4. аромафитоингаляции (ароматизация помещения натуральными эфирными маслами: адаптогенными и успокоительными); ·
5. фитотерапию (фиточаи успокоительные, витаминные); организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).
6. десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
7. санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
8. рациональный режим жизни;
9. двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
10. комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором, рассасывание замороженной ягоды);
11. работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;
12. использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн. др.); режимы проветривания и «кварцевания».
Данная организация деятельности осуществляется специалистами: ·
1. врачом-педиатром; ·
2. старшей медицинской сестрой; ·
3. медсестрой по массажу; ·
4. педагогом-психологом; ·
5. воспитателем по физической культуре.
2. Физкультурно – оздоровительная работа.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока: 1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора.
Используются различные варианты физкультурных занятий:
традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями). 2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми. 3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности. С этой целью оборудованы функциональные помещения с необходимым оборудованием и атрибутикой. Помимо этого используются особые условия дошкольного учреждения. На территории детского сада оборудована «Спортивная тропа», в каждом корпусе обустроены игровые для проведения корригирующей гимнастики, игровых часов, подвижных игр и соревнований. Рационально организованную деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей (положительную динамику физической подготовленности детей можно проследить на примере подготовительной группы).
3. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная работа для детей с нарушением зрения ведется на основании специальной программы для образовательных учреждений IV вида, под редакцией Л.И. Плаксиной. Работа с детьми ведется по специальным направлениям: · развитие зрительного восприятия; · создание осязания и мелкой моторики; · социально-бытовая ориентировка; · развитие связной речи. Коррекционная работа с детьми проводится в соответствии с перспективно-методическим планом на основе обследования детей по индивидуальной карте развития ребенка. Занятия проводятся подгруппами по 4-6 человек и индивидуально.
4. Материально – технические условия .
Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения: медицинский кабинет; процедурный кабинет; лечебный кабинет; массажный кабинет. Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционируют два зала: физкультурный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием и музыкальный зал. Дополнительно оборудованы три игровые комнаты. Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
5. Кадровое обеспечение.
В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы развития и воспитания ребенка в детском саду : врач-педиатр; старшая медицинская сестра; медицинская сестра по массажу; старший воспитатель; педагог-психолог; социальный педагог; учитель-дефектолог; воспитатель по физической культуре; педагоги; музыкальный руководитель; воспитатели .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobr.docx | 18.96 КБ |
titulnyy_list.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе.
Тема: «Преемственность дошкольного и начального общего образования»
Цель: Обогащение знаний родителей по преемственности дошкольного образования и начального общего образования.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями подготовки ребёнка к обучению в школе.
- Дать рекомендации по подготовке ребёнка к режиму дня первоклассника.
- Обсуждение с родителями проблемы: «Ребёнок боится незнакомых учеников».
- Дать рекомендации по преодолению данной проблемы.
- Познакомить с планом мероприятий ДОУ по организации контакта со школой.
Участники собрания:
-воспитатель;
-педагог-психолог;
-учитель начальных классов;
-родители.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ.
- Презентация на тему: «Готовимся к школе» (проводит воспитатель).
- Вопросы-ответы по теме подготовки ребёнка к школе (проводит учитель начальных классов).
- Обсуждение с родителями проблемы: «Ребёнок боится незнакомых учеников» (выступление педагога-психолога).
- Ознакомление родителей с планом мероприятий ДОУ по проведению преемственности со школой.
- Раздача памятки «Памятка для родителей будущих первоклассников».
«Памятка для родителей будущих первоклассников»
- Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи в школе.
- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
- Приучите ребёнка к самостоятельности.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
- Стремитесь сделать полезным каждый момент общения с ребёнком.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»
Территориальное отделение «Переделкино»
Выступление на педагогическом объединении воспитателей
ТО «Переделкино»
Тема: «Организация оздоровительно-профилактических мероприятий в детском саду»
Воспитатель :
Киселевская Эльвира Викторовна
Г. Москва 2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Особенности организации физкультурно-массовых мероприятий в детском саду"
Особенности организации физкультурно-массовых мероприятий в детском саду...
Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада
Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Море эмоций, хорошее настроение, бодрый заряд, активное проявление себя, общение со сверстниками и взрослыми, и, как итог, активные занятия физической культурой и спортом взрослых и детей....
«Организация и проведение мероприятий в детском саду»
В любом детском учреждении образовательного типа, в том числе и вдетском саду, педагоги проводят с детьми различные мероприятия. При этомпрактически вся работа по организации и проведении праздников и...
Особенности организации воспитательного мероприятия в детском саду
Воспитательное мероприятие.Обобщение и распространение педагогического опыта.Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Стандартизация дошкольного образования не п...
«Работа по организации оздоровительных мероприятий в детском саду МБОУ гимназии «УВК №1»
Данный материал представляет физкультурно - оздоровительную работу в детском саду МБОУ гимназии "УВК №1" структурном подразделении - детский сад...
Консультация для педагогов "Организация и проведение праздничных мероприятий в детском саду"
Рекомендации для успешного проведения праздничного меропрятия в соответствии ФГОС ДО и ФОП ДО...