Что такое патриотизм?
статья на тему

Горбунова Ирина Николаевна

Статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_1.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Так что же такое патриотизм?  Наверное, каждый ответит по-своему. Какие бы точные определения не были у этого понятия. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания – это воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны.

         С этой целью в нашей стране появилась  Государственной программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа  предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов».

       Поэтому особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Именно здесь формируется детский коллектив. Ребенок учиться общаться, сопереживать, узнает больше о русской культуре, о русских традициях, героях нашей большой страны. Важно еще до школы привить ребенку чувство ответственности за свои действия и поступки.

        Программа  «Мой родной дом» под редакцией Т.И.Оверчука наиболее близко подходит к теме моей работы. Я решила, что сначала нужно  воспитывать у своих дошколят патриотические чувства через приобщение их к истории родного края. Раскрыть для них понятия моя малая Родина, мой город герой.     Данная работа включает в себя целый комплекс задач:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, улице, городу, детскому саду.

- Формирование бережного отношения к родной природе и  животному миру.

- Уважения  труда  взрослых.

- Развитие интереса к русским народным традициям.

- Знакомство с достопримечательностями города, нашей большой страны.

- Способствовать развитию интереса к истории нашего города и воспитать чувство гордости за него.

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы;

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

- Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.

- Способствовать развитию чувства прекрасного, развивать духовный мир детей.

- Учить размышлять над своими действиями и действиями других и анализировать свои действия и поступки.

       В группе также ведется активная работа с родителями воспитанников. Работа осуществляет ряд задач:

  1.  Привлекать ребенка к участию в семейных мероприятиях.
  2.  Проводить с детьми выходные дни и праздники.
  3. Рассказывать и показывать ребенку природные явления и достопримечательности города.
  4.  Рассказывать о подвигах героев Великой Отечественной войны, чтить память о них.
  5.  Рассказывать ребенку о своей работе, какую пользу обществу приносит труд его родителей.
  6. Рассказывать  историю своей  семьи, ее традициях, о предках. Вместе составлять генеалогическое древо.

        Патриотическое воспитание также  сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта:

- речевое  развитие (сказки, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, беседы об истории города, края, страны, пополнение словарного запаса новыми понятиями);

- развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашей страны);

- трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего города, края, экскурсии в краеведческий музей, в музей завода, знакомство с народными промыслами края);

- развитие элементарных естественно - научных представлений (животный и растительный мир);

- развитие экологической культуры;

- развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа);

- физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр);

- художественное развитие (знакомство с картинами художников нашего края, стихами и песнями).

         Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными, обязательно нужно учитывать психологические особенности дошкольника  (эмоциональное восприятие окружающего, глубина и обостренность первых чувств, образность и конкретность мышления).

       В своей работе использую непосредственно образовательную деятельность, главной задачей которой является воспитание у детей чувств патриотизма, стараюсь превратить детей из зрителей в активных, эмоциональных участников. Стараюсь как можно чаще проводить экскурсии по городу, где знакомлю детей с историей города. Положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел, я стараюсь направлять в изо деятельность. Рисунки детей, позволяют создать выразительные образы, основанные на их собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением людей  к окружающему миру.      

       Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют понять и раскрыть, что такие качества как  мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, истинным патриотам своего Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людей Родине и Отечеству. Слушая отрывки из произведений «Улицы героев войны в моём городе» С. Журахова, «Старый Оскол» Никулова А. П. дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Стихи о Великой Отечественной войне Сахарова А.М. «Души моей очарование», «Вот эта огненная Курская Дуга», «Май сорок пятого народы не забудут» являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на детское сознание  вдохновляющее.

      Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека. Воспитания любви к своей семье к своей «малой» Родине и Отечеству, быть гордым за людей, трудами и талантами которых славна Россия. Возможность испытывать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Вот на чем строится патриотическое воспитание. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...