Сценарий занятия "Имя человека"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Формировать положительное отношение к именам, представление о праве на имя. Донести до ребёнка значение имени для человека.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием.
Познакомить с историей возникновения имен.
Дать детям представление о важности права на имя.
Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме.
Учить называть себя полным именем.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к своему имени.
Развивать любознательность у детей.
Развивать наблюдательность, способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_imya_cheloveka.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Каликино
Добровского района
Открытое занятие
по духовно - нравственному
воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
Тема: "Имя человека"
СТАРШАЯ ГРУППА
Воспитатель Звягина Любовь Сергеевна
Май 2016г
Цель: Формировать положительное отношение к именам, представление о праве на имя. Донести до ребёнка значение имени для человека.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием.
Познакомить с историей возникновения имен.
Дать детям представление о важности права на имя.
Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме.
Учить называть себя полным именем.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к своему имени.
Развивать любознательность у детей.
Развивать наблюдательность, способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: свидетельство о рождении, игрушка сердечко, старая книга, кукла, книга со стихотворением, для аппликации – лепестки ромашки, картинки зайчиков, птичек, звёздочек, солнышек.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», А. Успенская «Я не заноза»
Активизировать словарь:
имя, отчество, фамилия, тезка
Методические приемы:
Весёлая минутка, чтение стихотворения, дискуссия, выполнение упражнений, пальчиковая игра, беседа, поощрения.
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я вижу у вас сегодня хорошее настроение. А давайте мы его ещё улучшим улыбнувшись друг другу нежной, красивой улыбкой.
(Дети улыбаются друг другу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите чем мы отличаемся? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа и рта, характером, походкой.
Воспитатель: А что нас объединяет? (Мы все ходим в детский сад, в одну группу, одного возраста, жители одного села, мы – друзья)
Воспитатель: Умницы. А сейчас присядьте пожалуйста на стульчики.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Для таких замечательных девочек и мальчиков я приготовила очень интересную картинку. Мне нужен один помощник. Иди помоги мне пожалуйста. (Дети могут подойти все)
Воспитатель: Спасибо конечно, но я всех не просила ко мне подойти. Я попросила как? - Иди помоги мне, а почему вы пришли все? (Или почему ко мне подошёл ты? Я попросила подойти не тебя) (Ответы детей)
Воспитатель: Вы считаете, что я не правильно попросила? А как мне нужно было вас попросить, что бы ко мне подошёл 1 человек? (Ответы детей: Назвать этого человека по имени и посмотреть на него, улыбнуться)
Воспитатель: Правильно, ребята, как же я об этом не подумала, ведь действительно трудно понять к кому ты обращаешься, если не называть человека по имени.
Воспитатель: Кирилл, помоги мне пожалуйста повесить вот эту картину.
(Крепит на магнитную доску картинку - мама и папа с ребёнком)
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша. Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
(Показать свидетельство о рождении)
Воспитатель: У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Через несколько дней, после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.
Воспитатель: Ребята, этого малыша родители назвали Женя. А как вы думаете кто он: мальчик или девочка? ( Ответы детей)
А какие вы ещё знаете имена, которыми могут быть названы и мальчики и девочки? (Александр)
Воспитатель: Если у вас в семье появится малыш мальчик, каким бы именем вы хотели его назвать? (Ответы детей) А девочку каким именем? (Ответы детей)
Воспитатель: Нравится ли вам ваши имена? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас встать в круг. (Дети образуют круг)
Воспитатель: Интерес к именам во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.
Воспитатель: Каждому нравится, когда его называют ласково! Давайте вспомним ласковые имена своих друзей и передавая сердечко будем их произносить. – Кирюша, Кирюшенька……..
Игра «Назови ласково»
(Дети называют ласково друг друга по имени,передавая друг другу сердечко)
Воспитатель: Ой, ребята, а в сердечке что то есть (все смотрят что лежит в сердечке)
Воспитатель: Посмотрите, здесь какая то старая, старая, старая книга. Я знаю это книга наших про - про - про - бабушек и про - про - про - дедушек. Эта книга может творить чудеса и может нас отправить в те далёкие, далёкие времена, когда жили наши предки. Вы хотите попасть в прошлое? (Да)
Тогда давайте до коснёмся ладошкой до книги, закроем глаза и сосчитаем до 3. (Дети считают)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались во времени много – много лет назад. Видите здесь нет наших стульчиков, присаживаемся на скамеечку.
Воспитатель: Ребята, раньше не было имён, как сейчас, а как же звали людей, какие имена давали человеку? Вы знаете? (Нет) И я не знаю. А как же нам об этом узнать? А давайте посмотрим в нашу чудесную книгу.
Имена давали
- По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая…) Почему Кудряш? (Ответы детей)
- По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…) Почему Молчун?
(Ответы детей)
- По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой…) Вот тебя бы Саша как могли звать? (Ответы детей)
- По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка…) Когда могла родится девочка которой дали имя Снегурочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. День, когда в Церкви празднуется память того святого, в честь которого вы названы, то есть чьё имя носите, для вас – день именин. Именины ещё называют днём Ангела, Своего святого можно увидеть на иконе, найти и выучить краткую молитву ему можно в любом храме, купить и прочитать книгу о его житии. У родителей вам нужно узнать в честь какого святого вы названы и когда у вас День Именин.
Воспитатель: А после совершения таинства Святого Крещения настоятель храма выдаёт родителям вот такую книжечку. (Показать документ о крещении)
В которой написана дата вашего крещения, ваши родители, в честь какого святого вы названы и кто совершил таинства Крещения Это ещё один очень важный ваш документ. Вы тоже можете попросить маму показать вам его и зачитать, что там написано.
Воспитатель: Что бы нам вернуться назад, нам нужно выполнить задание.
Так, что у нас здесь – различные имена людей. Я буду произносит имя на карточке, если оно вам знакомо, то вы карточку кладёте в розовую коробочку, если нет, значит это старинное имя – то кладёте карточку в синюю коробочку.
Игра «Различи имена»
(Дети разделяют имена старинные и современные)
Воспитатель: Ребята, вы узнали что то нового из прошлого? (Да)
И так возвращаемся в настоящее время. Касаемся книги и считаем до 3
Воспитатель: Ребята, дорога у нас была очень длинная и я предлагаю вам провести Весёлую минутку.
Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)
Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)
Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны)
Я могу быть ловким и смелым (бег на месте)
Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)
Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)
Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)
Мы – дети!
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, на свете очень много разных имен. А у нас в группе есть имена, которые встречаются редко? (Да) Какие? (Девид, Карлен)
Ребята, а какие имена в нашей группе встречаются часто? (Ответы детей), Но встречаются люди, у которых имена одинаковые. Вот и в вашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим. (Ответы детей).
Воспитатель: Люди с одинаковыми именами называются «тезками».
Воспитатель: Давайте скажем, кто является вашей тёзкой. (Ответы детей)
Воспитатель: Это могут быть даже известные люди – поэты, музыканты, певцы.
Воспитатель: А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Послушайте. Жила была маленькая девочка и звали эту девочку ласково: Любочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю. Конечно же, о себе. Моя мама звала меня. Как? Любаша, Любочка, правильно. Мои дети называют меня «мама», муж и друзья зовут Люба. А в детском саду я для всех Любовь Сергеевна.
- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.
- Как надо обращаться к взрослому человеку? (На «Вы» или по имени и отчеству).
Правильно, тем самым мы проявляем к нему уважение
Воспитатель: Кто знает, что такое отчество? (Ответы детей)
Правильно, это имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой.
Воспитатель: Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Вспоминаем имя своего папы. (Дети называют полные имена своих пап)
Воспитатель: Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия? (Чтобы различать людей с одинаковыми именами)
Воспитатель: Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию!
Я предлагаю вам поиграть в игру. Но для игры нам нужна кукла. Она у нас есть. (Показывает куклу)
- Но у неё нет имени. И так как в куклы играют девочки – предоставим им возможность дать имя кукле. Представьте, что мама вам купила вот эту куклу. Каким именем вы её назовёте? (Ответы детей)
- А какие имена у ваших кукол, которые у вас есть дома? (Перечисляют имена кукол)
Воспитатель: Ну и как мы назовём нашу куклу, какое имя вам нравится больше? (Ответы детей)
Игра в кругу «Взрослое имя».
Воспитатель: У меня в руках кукла Катя.
Куклу Катю ты передай
И скорее отвечай.
Как тебя будут называть,
Когда ты вырастешь?
Моё полное имя - Звягина Любовь Сергеевна
А твоё?
(Передает куклу сидящему в кругу ребенку
и говорят свое «взрослое» имя)
Воспитатель: Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте пожалуйста стихотворение
Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Не имя красит человека»
Спорили мы очень долго,
Чье же имя красивей –
Александр, Владимир, Ольга,
Эдуард, Олег, Андрей?
- Ссориться так неприлично, -
Няня нам совет дала, -
И не имя красит личность –
Красит имя лишь дела.
Коль прославишься обманом,
Так вруном и будут звать,
Кто же станет хулигана
Александром называть?
Будешь ты без дела драться,
Будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться,
Прослывешь ты хвастуном.
Имена же Ваши, - знайте,
Все красивы – спору нет!
В чистоте их берегите,
Берегите с юных лет.
Воспитатель: Что значит беречь имя в чистоте? (Ответы детей)
Воспитатель: Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади)
- В нашем селе есть улица Мичурина. Она названа в честь учёного Мичурина, который создал сорта яблонь. Есть улица Быкова, названная в честь Героя Советского Союза Быкова Михаила Никифоровича. Побеседуйте с родителями, бабушками и дедушками о том, почему или в честь кого названа ваша улица на которой вы живёте.
Воспитатель: Ребята, а вы любите делать добрые поступки? (Да).
Воспитатель: Вот здесь у нас находится цветочная полянка. Но чего то здесь не хватает. Чего? (Лепесточков)
А давайте превратим нашу полянку в полянку добрых дел? (Давайте)
Я предлагаю каждому сделать свою ромашку, наклеить столько лепесточков сколько добрых поступков вы совершили для окружающих людей. А потом мы друг другу расскажем о них.
МУЗЫКА Песня «Твори добро»
(Дети наклеивают лепесточки к сердцевинам.
Воспитатель тоже делает свою ромашку.)
Воспитатель: Какая красивая полянка у нас получилось! Вот уже сколько добрый поступков вы совершили своим именем.
Итог занятия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Почему у нас всё получилось?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел, новых открытий для всех людей и прославите свое имя, отчество, фамилию. Всего вам доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника « Человек и вселенная» для детей младшего возраста
На празднике дети демонстрируют знания, полученные в результате изучения темы по блоку "Человек и вселенная"....
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ "ЧЕЛОВЕК- ЧАСТЬ ПРИРОДЫ" ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: обобщить знания детей об охране природы, о взаимосвязи человека и природы; ; учить выражать свои эмоции при выполнении заданий; развивать любознательность и интерес при решении пробл...
День пожилого человек в ДОУ. Старшая группа. Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"
День пожилого человек в ДОУ. Старшая группа. Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"...
Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...
Сценарий праздника "Нам года - не беда" посвященный Дню пожилого человека (номинация "Лучший сценарий мероприятия")
Сценарий праздника "Нам года - не беда" посвященный Дню пожилого человека (номинация "Лучший сценарий мероприятия")...
Сценарий развлечения “Человеку друг огонь ,только зря его не тронь “
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...