Ознакомление старших дошкольников с родным краем
статья на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЛЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 37 «ЁЛОЧКА»
ГОРОДА ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С РОДНЫМ КРАЕМ»
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ
СИДОР
НЕЛЛИ ВАЛЕРЬЕВНА
ВОЛЖСКИЙ 2015Г.
План доклада
1.Введение.
2. Актуальность.
3. Принцип работы.
4. Условия воспитания гражданина и патриота.
5. Направления воспитания маленького волжанина.
6. Формы взаимодействия детей и взрослых.
7. Организация работы с детьми по познанию истории культуры родного края, через совместные экскурсии и маршруты выходного дня.
8.Игра как средство ознакомления с родным городом.
1.Введение
Воспитание человека культуры начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведённые учёными в 20в, показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р.И.Жуковская, Е.И.Радина, А.П.Усова, и др.), усваивать определённые знания о мире и оценивать действия и поступки окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота (Г.Н.Абросимова, Э.П.Костина и др.) Исследования учёными возможности постижения детьми истории и культуры родного края во второй половине 20в. (Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова и др.) показали, что дошкольникам, с учётом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края. Это становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры. В основе этого процесса лежит интерес ребёнка к познанию окружающего мира. Сензитивным периодом для развития такого интереса является старший дошкольный возраст, поскольку он характеризуется развитием самооценки детей, способности к произвольному поведению, волевым действиям, обеспечивающим преодоление трудностей при стремлении к результату, формирование уверенности в себе (В.С.Мухина).
2.Актуальность
Мир культуры и истории окружает ребёнка с детства. Региональная культура для него является первым шагом в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности. Она имеет своё культурное наследие, свои культурные ценности. Познание региональной культуры начинается со знакомства с культурой родного села, города. Каждое поселение имеет свои неповторимые черты. Они заключены в особенностях природного окружения, труда людей, в народном творчестве, в достопримечательностях. Все эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфике своего региона, Своей малой Родины.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. Задача развития любви к родному краю, его природе встаёт сегодня острее, так как процент молодёжи, покидающей
Россию, растёт из года в год. Почему это происходит? Кто должен задать себе этот вопрос? Не мы ли? Те, кто воспитывает детей, кто пытается раскрыть, наполнить ещё в раннем детстве сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились, но что – то не доглядели, упустили. Семья и педагоги дошкольных учреждений Волгоградской области всегда с почтением относились к истории и культуре родного края. Однако социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами проблему поиска универсальных средств воспитания гражданственности в новых условиях. Данную проблему призван решить проект «Воспитание маленького волжанина». Проект рассматривает возможность воспитания гражданина, уважительно относящегося к культурным традициям Нижнего Поволжья, ориентированного на познание истории края и его современной культуры.
3.Принципы работы
3.1 Личностно – ориентированного общения: индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
3.2 Тематическое планирование материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна
3.3 Наглядность: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности – иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей
3.4 Последовательность: предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания, в определённой последовательности.
3.5 занимательность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
4.Условие воспитания гражданина и патриота.
Ведущим условием воспитания гражданина на культурно – исторических традициях региона является развитие взаимодействий в триаде ребёнок - родитель – педагог.
Дошкольник способен постичь, как называются его родной город или село, каковы основные достопримечательности, природа конкретного места, где он живёт, какие люди по национальности, по личностным качествам населяют его край, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляют собой искусство, традиции, обычаи его Родины.
Воспитание маленького волжанина не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль в гражданском воспитании ребёнка, если не познакомят его с этапами становления семьи в контексте истории и культуры города, края, не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Педагог помогает ребёнку получить первоначальные знания о природе родного края: растениях, животных Волгоградской области, памятниках природы Поволжья, об экологической безопасности, получить элементарные представления о рациональном использовании природных ресурсов.
5.Направления воспитания маленького волжанина.
5.1 культурно – историческое направление.
Волгоград – город герой. Названия улиц, проспектов и площадей, боевая техника под открытым небом, тишина Мамаева кургана, панорама Сталинградской битвы – всё это напоминает подвиг сталинградцев. История крепости Царицын и мирные годы Волгограда – города труженика на прекрасной реке Волге.
Волжский – город спутник. Знакомство с историей города, символикой. Беседы об улицах, достопримечательностях, о музеях, о реках, о возникновении города, о деятельности людей, о промышленности.
5.2 художественно – эстетическое направление.
Общение с народной и классической музыкой в семье и детском саду, знакомство с картинами художников, с литературными произведениями мастеров Волгоградской земли формирует творческую личность, создаёт благоприятные условия для развития эстетических эмоций. Посещение вместе с семьёй или группой ДОУ театров, концертных и выставочных залов, детской художественной галереи, библиотек создают уникальные возможности раннего приобщения к родной и мировой культуре.
5.3 эколого – краеведческое направление.
В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания её, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде. Важно познакомить детей с растениями Волгоградской области, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними. Важно показать детям экосистемы края со своими законами, богатством видов флоры и фауны.
6 Формы взаимодействия детей и взрослых.
Ребёнок – родитель:
Совместные целевые прогулки, экскурсии, маршруты выходного дня, мастерские, праздники, беседы, видео просмотры.
Ребёнок – педагог:
Специально организованное обучение на занятиях, целевые прогулки, экскурсии, проекты, тематические вечера, праздники, развлечения, представления, концерты, беседы, видеопросмотры.
7. Организация работы с детьми по познанию истории культуры родного края, через совместные экскурсии и маршруты выходного дня
7.1 Знакомство с символами нашего города (посещение библиотеки, экскурсия к месту в городе, где есть герб).
7.2 Создание дидактической игры »составь герб»
7.3 Знакомство с историей города, названием улиц. Беседа: «что такое имя? Что должен сделать человек, чтобы его именем назвали улицу?».
7.4 Посещение музея «Зал воинской славы»
7.5 Изготовление семейных гербов, карты улицы, на которой находится детский сад. Родители и дети искали в литературе значение имени ребёнка, дети в группе об этом рассказывали.
7.6 Беседа «Защитники Сталинграда». Дети расспрашивали взрослых, кто был на войне из их семьи, есть ли ордена и медали. Выставка рисунков «Битва на Волге».
7.7 Экскурсия в картинную галерею, краеведческий музей.
7.8 Проведение конкурса «городу Волжскому посвящается»: рисунки, стихи, рассказы
7.9 Акция «Сделаем наш детский сад красивым».
8 Игра как средство ознакомления с родным городом.
8.1 «Снежный ком»
Играющие стоят в кругу. Ведущий называет слово, относящееся к городу Волжскому, объекту, улице города. Следующий игрок повторяет это слово и называет своё и так далее. Цепочка слов растёт, как снежный ком. Очень хорошо, когда дети, для того чтобы запомнить слова, связывают их с объектом, мысленно рисуя образ.
8.2 «Что производят на предприятиях города»
Цель: закрепить знания о предприятиях города и о производимой ими продукции.
Описание: детям предлагается вспомнить и назвать заводы нашего города и назвать продукцию, производимую заводами.
«Что производят на шинном заводе – шины для машин»
На хлебозаводе – хлеб, на подшипниковом – подшипники, на пивзаводе – пиво, на молокозаводе – молоко, на автобусном – автобусы, на гидроэлектростанции – электричество.
8.3 «прогулка по городу»
Цель: закреплять знания о родном городе. Развивать общую и мелкую моторику рук, внимание, память, наблюдательность.
Описание: Ребята, мы сейчас будем путешествовать по нашему городу. Я буду рассказывать о маршруте, а вы все предметы, встречающиеся нам на пути, будете изображать при помощи рук. Мы поедем на автобусе. Вот мы проезжаем въездной знак город Волжский. Проезжаем парк отдыха, в котором много деревьев. Мы проезжаем около стадиона. Мы едем по широкой улице Ленина. Вот круглое здание магазина «эльдорадо». Вот самое высокое здание гостиница «Ахтуба». Проезжаем магазин «Мир техники» с треугольной крышей.
8.4 «Вспомни и расскажи»
Цель: закрепить знания о посещении музеев города Волжского, об экспонатах музеев.
Описание: Детям предлагается два набора фотографий относящихся к краеведческому музею и музею воинской славы.
Детям надо рассмотреть, вспомнить и классифицировать фотографии, после классификации рассказать об экспонатах музея, выразить своё отношение к экспонатам, к посещению музея.
8.5 «Все профессии важны»
Цель: познакомить с логотипами, названием волжских промышленных предприятий о том, чем занимаются люди разных специальностей.
Описание: Разрезные картинки. Ребёнку предлагаются 2 карточки: контур предмета и его цветное изображение, разрезанное на 4-6 частей. Ребёнок выкладывает разрезную картинку и находит логотип завода, который выпускает эту продукцию.
8.6 «Я знаю свой город»
Цель: закрепить знания детей о культурно – исторических учреждениях города. Игра учит формулировать вопросы, анализировать, слушать товарищей.
Описание: Ведущий «загадывает» объект города Волжского, н/р.: Дворец «Октябрь», парк отдыха, памятник Карбышеву. Задача игроков отгадать этот объект, задавая ведущему только такие вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет». Нужно подобрать присущий объекту признак, назначение, например: Это здание осталось от села Безродное? Это памятник герою войны? Выигрывает тот кто, верно, угадает загаданный объект.
8.7 «Жители села Безродное»
Цель: закрепить знания о прошлом города Волжского. Совершенствовать навык словообразования, речь детей.
Описание: Вы жители села Безродное и должны придумать себе фамилию по профессии: ты столяр – Столяров, ты гончар – Гончаров, Ты овчар, повар, плотник, кузнец, пастух, конюх.
По имени отца: Иван – Иванов,
По характеру: весёлый – Веселов.
Используемая литература
1. «Родной край» - Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. М. Просвещение 1990г.
2. «Детям и взрослым о войне и мире» Е.С.Евдокимова, Т.Г.Кобзева, Е.А.Кудрявцева. Волгоград 2005г. Библиотека региональной образовательной программы «Воспитание маленького волжанина»
3. «Детям об истории и культуре города Волжского» сб. метод. материалов. – Волгоград: изд– во, 2004г.
4. «Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5 -7 лет» Т.Г.Кобзева Волгоград 2008г.
5. «Региональная образовательная программа «Воспитание маленького волжанина»» Волгоград 2005г.
6. «Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников.» М. Издательство Скрипторий 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...
Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем.
Ознакомление дошкольников с родным краем через различные виды деятельности. Вовлечение родителей в формирование элементарных представлений о Родине у детей дошкольного возраста....
Школа педагогического мастерства , изучение опыта работы «Ознакомление старших дошкольников с родным краем»
Опыт работы воспитателя по теме " Ознакомление старших дошкольников с родным краем"....
Дипломная работа "Ознакомление старших дошкольников с родным краем на идеях педагогики Южного Урала"
В данной работе изложено как знакомить детей старшего дошкольного возраста с родным краем, какие проекты по этой теме можно дать родителям....
Программа ознакомления старших дошкольников с родным краем
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Сотрудничество ДОУ с районным музеем по ознакомлению старших дошкольников с родным краем.
Сотрудничество ДОУ с районным музеем по ознакомлению старших дошкольников с родным краем....
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...