НОД "История танца" 09.12.2016
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

в соответствии с фгос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_tantsa.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации НОД
с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
4

Тема: «История танца».

Возрастная группа: подготовительная.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.

Задачи:

  • обучающие:
  • познакомить детей с историей танца;
  • учить двигаться под различную музыку (полька, плясовая, вальс, диско), используя движения соответствующего характера;
  • расширять представления о многообразии танцевальных направлений;
  • развивающие:
  • формировать интерес к танцам;
  • развивать желание танцевать, импровизировать;
  • воспитательные:
  • воспитывать любовь к музыке;
  • формировать навыки совместной деятельности в подгруппе.

Предварительная работа:

  • познакомить детей с историей и особенностями некоторых танцев (хоровода, польки, кадрили, вальса);
  • продемонстрировать панно «Река времени»;
  • разучить (или повторить) хоровод (по выбору детей).

Планируемые результаты:

  • воспитанники выражают чувства, слушают взрослого;
  • действуют по установленным правилам;
  • проявляют устойчивый интерес к музыке и истории танца;
  • работают в группе, подбирая необходимые материалы;
  • оценивают результат своей деятельности, делают выводы.

Оборудование: карточки с изображениями разных танцев; презентация «История танца»; легкие шарфики для вальса (по количеству детей); салфетки, клеенки, клеевые карандаши, панно «Река времени»; костюм для Терпсихоры (туника и лавровый венок); аудиозаписи («Танец» Ю. Чичкова, «Танец дикарей» Есинао Нака, русские народные песни «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Светит месяц» и «Осенний вальс» Ф. Шопена, «Детская полька» А. Филиппенко, «Вальс» И. Штрауса), аудиоаппаратура.

Ход деятельности:

1. Мотивация к деятельности

Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.

(Под музыку «Танец» Ю. Чичкова дети входят в зал.)

Ведущий: Ребята, давайте поздороваемся и улыбнемся. Посмотрите, от наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям. (Дети садятся на стульчики.) Как называется музыкальное произведение, которое сейчас прозвучало?

Дети: «Танец».

Ведущий: Правильно. Я с детства люблю танцевать. Когда я была маленькой, меня мама отвела в танцевальный кружок, куда я с большим удовольствием ходила.

2. Постановка целей исследования

Цель: актуализировать имеющиеся знания детей, необходимые для «открытия нового знания».

Ведущий: Вы любите танцевать? Почему вам нравится танцевать? Что такое танец? (Дети отвечают.) Танец – это прежде всего красота движений. Сегодня наше занятие мы посвятим танцу – самому возвышенному и прекрасному из всех искусств. И поможет нам богиня танца – Терпсихора. Смотрите:

Раз, два – повернусь,
В богиню танца превращусь!

(Ведущий надевает тунику и на голову прикрепляет лавровый венок,
превращаясь в Терпсихору.)

Терпсихора:
Я – Терпсихора, муза танца!
Теперь вы у меня в гостях.
Я, если честно вам признаться,
Давно мечтала о таких друзьях.
Вы знаете, когда появились танцы?

Дети: Нет!

Терпсихора: А хотите узнать?

Дети: Да!

Терпсихора: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие по «Реке времени». Следуйте за мной, и мы с вами узнаем историю танца и, может быть, даже раскроем тайну: почему люди так любят танцевать. Вы готовы? Тогда в путь!

(Под музыку Ю. Чичкова «Танец» дети подходят к проектору, садятся перед ним на ковер.
Терпсихора рассказывает историю танца и демонстрирует соответствующие слайды.)

3. Анализ-сравнение,
активное обсуждение демонстрационного материала

Цель: проанализировать и обсудить с детьми историю танца.

Терпсихора:
Музыка разных времен здесь витает,
Летопись танца тут оживает.
Запомни, у танцев свои летописцы:
Это гравюры, эскизы, страницы,
Это история древних веков
В воспоминаниях стариков.
Откроем страницу истории первую –
Мы попадаем в эпоху древнюю,
От ней не осталось следов на земле,
Кроме рисунков в пещерной скале.
Как вы думаете, в древности люди тоже танцевали? А каким был их танец?

(Дети высказывают предположения. Терпсихора дополняет их ответы.)

Терпсихора: В основе первых танцев наших предков лежали движения, связанные с трудом: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой. Перед танцем древние танцоры раскрашивали лицо и тело, надевали маски и под однообразную дробь барабана разыгрывали сценки: кто-то исполнял роль дикого животного, подражая его повадкам, кто-то – подкрадывающихся охотников, заманивающих добычу. Давайте послушаем пьесу японского композитора Есинао Нака «Танец дикарей» и попытаемся представить, как танцевали древние люди под такую музыку.

(Дети и Терпсихора слушают аудиозапись пьесы Есинао Нака «Танец дикарей».)

Терпсихора: Понравилась вам музыка? Как вы думаете, как двигались под нее дикари? Можно ли их танец назвать красивым? Почему?

(Дети высказывают предположения.)

Терпсихора: Танцы дикарей нельзя назвать красивыми, потому что движения в них примитивные, простые, однообразные. А какой танец зародился в далекой древности на Руси?

Дети: Хоровод.

Терпсихора: Правильно! От какого слова произошло название танца?

Дети: Слово «хоровод» происходит от древнегреческого слова «хорос», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить».

Терпсихора: Какая основная фигура в хороводе и что она символизирует?

Дети: Хождение по кругу. Круг символизирует солнышко.

Терпсихора: А вы умеете водить хоровод? Какой хоровод вы бы хотели исполнить сейчас?

(Дети исполняют танец-хоровод по собственному выбору.)

Терпсихора:
Мы познакомились с танцами древних людей.
А сейчас страница вторая – эпоха другая.
Постепенно народные танцы
Стали на знатных балах появляться.
Век от века танец рядом с человеком,
Служит танец средством для общенья,
Стал он сложным, требовал уменья.
На балах – менуэты, кадрили, гавоты,
Польки, вальсы, мазурки, галопы. 
С некоторыми из перечисленных танцев вы уже знакомы. Расскажите, например, о польке.

Дети: Полька – это веселый танец, который появился в Чехии.

Терпсихора: Правильно, танец возник в середине XIX века. Какое основное движение в польке?

Дети: Кружение пары по кругу, подскоки.

Терпсихора: А что вы знаете о кадрили?

(Дети отвечают, Терпсихора их дополняет.)

Терпсихора: Кадриль возникла во Франции как бальный танец. Пары танцоров располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Потом кадриль стала одной из любимых народных плясок. А теперь назовите самый популярный танец прошлого века.

Дети: Вальс.

Ведущий: От какого слова произошло название этого танца?

Дети: От немецкого слова walzen – «кружиться», «вертеться».

Терпсихора:
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.

(Терпсихора выносит красивые шарфики.)

Терпсихора: Давайте немного пофантазируем. Пусть каждый из вас представит себя очаровательной балериной, порхающей бабочкой, легкой снежинкойили кружащимся листиком с дерева и потанцует с легкими шарфами под красивую музыку вальса.

(Дети под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» исполняют танец-импровизацию с шарфами.)

Терпсихора: Вы немного устали, мои юные друзья? Присаживайтесь. Сейчас мы отдохнем и посмотрим, как танцевали в недалеком прошлом на балах французский старинный танец менуэт.

(Терпсихора показывает видеосюжет о менуэте и одновременно рассказывает об особенностях танца.)

Терпсихора: Это танец с реверансами, т. е. с поклонами. Раньше его называли «танец королей и король танцев», потому что он торжественный, плавный. Менуэт разучивали долго: чтобы выучить один поклон, иногда требовался целый месяц. В наше время его не танцуют. Но менуэт можно увидеть, например, на сцене театра. Продолжаем наше путешествие. Сейчас XXI век – время таких танцев, как хип-хоп, диско, модерн, брейк. О каком из этих танцев вы хотели бы подробнее узнать?

(Дети выбирают современный танец, смотрят видеосюжет и слушают рассказ Терпсихоры.)

Терпсихора: Я так рада, что мое искусство живет и процветает в наше время!
А сейчас, мои друзья,
Поиграть пришла пора.

Танцевальная игра «Придумай танец»

Дети слушают разные музыкальные отрывки и придумывают к ним соответствующие по характеру движения: полька – подскоки, кружения в парах; вальс – легкие, плавные движения; плясовая – притопы, распашонки, ковырялочки; диско – ритмичные хлопки, притопы, шаги в такт музыке.

4. Работа в подгруппах

Цель: развивать умение совместно сортировать и закреплять мелкие иллюстрации на панно «Река времени».

Терпсихора: Как мне не жаль, но наше путешествие подходит к концу. Я надеюсь, что вы узнали много нового о танцевальном искусстве. Напоследок я хочу проверить, насколько вы были внимательны во время «путешествия».

Упражнение «Река времени»

Терпсихора показывает детям панно «Река времени» и картинки с изображением танцев разных эпох. Участники делятся на три группы (не более 5 человек в каждой). За определенное время они распределяют картинки в соответствии с эпохой, указанной на панно:

1-я группа – «Древность»: хороводы разных видов, танцы дикарей;

2-я группа – «Прошлое»: полька, вальс, менуэт, кадриль;

3-я группа – «Настоящее»: хип-хоп, диско, модерн и брейк.

5. Сборка общей таблицы

Цель: проанализировать и сопоставить результаты исследования.

(Дети проверяют, правильно ли они расположили картинки на панно «Река времени»,
только после этого их приклеивают.)

Терпсихора: Какая замечательная «река» получилась! Посмотрите, где на ней больше иллюстраций? И почему?

Дети: В «Настоящем». Потому что в древности видов танцев было немного и движения были простые.

6. Рефлексия

Цель: помочь детям осознать свою деятельность, оценить ее результаты.

Терпсихора: Вам понравилось наше путешествие? Что было самым интересным?
Что было самым трудным? Что бы вы еще хотели узнать о танцах?
(Дети отвечают.)
Пора мне вам тайну танца открыть:
Танец с нами всегда должен быть!
Во все времена от его волшебства не скрыться,
Танцы надо любить, танцам надо учиться!
Я хочу подарить вам диск с танцами: смотрите, учитесь, радуйте людей своими танцами!
А я с вами прощаюсь.
Раз, два – повернусь
И обратно превращусь!

(Терпсихора снимает тунику и венок, «превращаясь» обратно в воспитателя.)

7. Открытость

Цель: спланировать самостоятельную деятельность детей по дополнению таблицы.

Ведущий: Наше путешествие закончено. Давайте отнесем «Реку времени» в группу, чтобы показать ее родителям. Тем более что у нас есть другие картинки, с которыми вы можете поиграть в группе и дополнить панно.