Ловкие пальчики
статья (младшая группа) на тему
«Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие, среди же левшей гораздо больше встречаются дети с задержкой речевого развития, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. Массаж рук. Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
Этот пальчик хочет спать, "Кольцо" · кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; · то же упражнение выполнять пальцами левой руки; · те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки; при этом можно читать ребенку стихотворение: Медвежонок в гости шел. К рыжей белке он зашел, И на озеро, к бобру, И к ежу зашел в нору, Даже к комаришке Заходил наш мишка! "Пальцы здороваются" · Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. "Пчела" · выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; · то же левой рукой; · то же двумя руками; Я пчела, лечу, лечу, Меда сладкого хочу! Я лечу, я жужжу, Я на клевере лежу! "Человечек" · указательный и средний пальцы "бегают" по столу; · те же движения производить пальцами левой руки; · те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки"); Ножки, ножки, Топ-топ-топ! Ножки, ножки, Шлеп, шлеп, шлеп! Раз шажок, два шажок, Догони меня дружок! "Коза" · вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; · то же упражнение выполнить пальцами левой руки; · то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; Я коза-дереза, Все деревни я гроза! Забодаю я рогами, Дай мне каши с пирогами! У меня крутые рожки, Дай конфеток мне немножко! "Очки" · образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; Глазки у волчонка, Глазки у зайчонка, Глазки у котенка, Глазки у козленка, Глазки у цыпленка, Глазки у утенка, Глазки у лисенка, Глазки у ребенка! "Зайчик" · вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; · то же упражнение выполнить пальцами левой руки; · то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; "Деревья" · поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы; "Птички летят" · пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз; "Сгибание-разгибание пальцев" · поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; · выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; · выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; · согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; · выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; · выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; "Крыша" · соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук; Заходите к нам в домишко! Здесь живут кроты и мышки, Волк, барашек, лягушонок, Косолапый медвежонок! "Кулак-ребро-ладонь" · на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками. “СТУЛ” “ЛОДКА” Развитию ручной моторики способствуют также: · Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; · Нанизывание бус, бисероплетение; · Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; · Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы; · Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; · Рисование по точкам, пунктирным линиям; Очень хорошо себя зарекомендовала разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики: – застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине); - Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям. - Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка. - Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи. - Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений. - Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и, в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску. - Хорошим занятием послужит игра с телефоном. Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь. - Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее. Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Вот с помощью таких интересных игр и упражнений вы родители будете проводить время, играть и развивать вашего ребенка!
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ловкие пальчики
Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет....
Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»
Отчет о работе кружка "ловкие пальчики"...
Развитие тактильных и сложно координированных движений пальцев рук "Ловкие пальчики"
Развитие тактильных ощущений и сложнокоординированных движений пальцев рук.Как сделано:В деревянном ящике высотой 6 см, оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: мелкие ракушки,...
Ловкие пальчики
Книжка- самоделка предназначена для детей 3-4 лет для развития мелкой моторики рук....
Музыкально-игровое занятие "Ловкие пальчики"
Развивать у детей двигательную активность, учить перевоплащаться в изображаемые образы. Развивать детскую фантазию и образное мышление....
Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...
Консультация «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
Консультация «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...