Роль воспитателя в развитии строительно-конструктивных игр.
консультация по теме

Наумова Наталья Алексеевна

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

В РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

В РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР.

Задачи умственного развития дошкольников успешно решаются в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности, содержание которой определено «Программой воспитания и обучения в детском саду». Конструктивная деятельность имеет
в этом плане особое значение, ибо в процессе ее ребенок
что-то активно создает и видит результат своего труда.
Она способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность,
развивает волю, упорство.

Уделять большое внимание конструктивным играм мы стали
начиная со средней группы. В группе имелось достаточное
количество строительного материала, различных конструкторов,
но дети не проявляли к ним особого интереса. Чтобы выработать положительное отношение к строительной игре, конструктивной деятельности, мы взяли на себя роль организаторов
и активных участников. Вместе с ребятами возводили постройки
и потом обыгрывали их. После этого стали предлагать детям
сооружать несложные постройки, использовать их в ролевых
играх Советовали, например, не просто возить машину,
а построить для нее гараж, дорогу, мост через речку, тем самым усложняя игру.        Конечно, не все сразу получалось легко и просто. В группе были такие дети, которые неохотно включались в строительные игры, хотя и проявляли к ним интерес. Их мы стал;- объединять с теми, кто любил строить и у кого получались неплохие постройки.

Нужно было вызвать желание детей использовать в игре
конструктивный набор «Строитель». Для этого мы установили
связи между сюжетными и строительными играми. Этот путь
оказался эффективным, так как перед детьми возникла заманчивая и понятная цель. Ведь постройка интересует ребенка
и сама по себе, как процесс созидания, и как результат,
который может быть потом использован в игре: строят комнату для кукол, пароход, мост через речку, а затем развертывают увлекательную игру.

В старшей группе стали чаще строить сообща. Мы учили
детей договариваться, кто что будет делать. Например, Вадим,
Сережа и Максим решили из «Строителя» Поликарпова
построить самолет для игры в летчиков. Когда мальчики отобрали
детали для постройки, каждый пробовал скреплять свою часть,
но это не всегда получалось. Ребятам было предложено помогать
друг другу. Пусть Сережа соединяет части осями, а затем держит,
в это время Максим будет укреплять колеса шпильками,
а Вадим соединять и помогать устанавливать постройку. Дети
последовали моему совету и работу закончили быстро. В дальнейшем они сами стали договариваться и распределять работу, хотя еще долгое время нам приходилось и помогать им, и разрешать споры.

Максим не мог сосредоточиться на возведении одной постройки. Если у него что-то не получалось, он все бросал и переходил к другой игре. Однажды я предложила детям принять

его в игру. Вначале Максим наблюдал за строительством,
а когда потребовались детали, Вадим попросил Максима при-
везти их на машине. Затем он помог скреплять их. Когда постройка была закончена и получилась интересной, дети организовали игру в путешествие

на пароходе. Максим тоже принимал в ней участие, подчинялся приказам командира, старался правильно выполнять роль механика. Частая совместная игра воспитала в Максиме устойчивый интерес к строительству, он научился доводить до конца начатое дело.

Конструирование из строительного материала мы начали с
простых построек и знакомых детям предметов. Вначале провели
целевые прогулки для наблюдения за транспортом, и в первую
очередь за машинами, которые приезжали на территорию детского
сада. Затем наблюдали, как строятся дома. У детей чаще стало
возникать желание строить дома и другие архитектурные сооружения. Мы давали им задания - самостоятельно рассмотреть
свой дом, дом, в котором находится магазин, детский сад, школа,
рассказать о сходствах и различиях этих зданий. Вот как
рассказала Наташа о доме, в котором она живет, и о школе,
в которой учится ее брат: «Мой дом пятиэтажный, он выше, чем школа.  школа, потому что школа трехэтажная. У школы есть широкие
и светлые окна, перед входом красивая лестница и колонны.
Но у моего дома есть крыша треугольной формы, а у школы
нет такой крыши».

Мы начинали строить с детьми одноэтажные дома, за тем двухэтажные. Эти постройки они освоили без больших затруднений, научились выбирать различные варианты домов,
крыш. Совершая прогулки на площадь Ленина, мы знакомили детей
с более сложной архитектурой. Они сами отметили, что у Дворца
культуры есть колонны, которые имеют форму цилиндра, и
у здания горкома партии есть колонны, но они расположены
по-другому и имеют форму прямоугольника. После наблюдений,
беседуя с детьми в свободное время, восстанавливали в памяти
увиденное, делали зарисовки.

Для обогащения и разнообразия детских построек и усложнения строительных игр мы поставили задачу научить ребят
строить по иллюстрациям, постройки делать красивые, прочные. Работа по развитию строительно-конструктивных игр привела
к тому, что большинство детей научились возводить
интересные, законченные постройки и использовать их в сюжетно
ролевых играх. В старшей группе мы поставили еще одну задачу -
использовать строительные игры для развития творчества,
фантазии детей. Например, дети построили дом. Им предлагают
выполнить, что они наблюдали на улице во время прогулки. У
ребят появляется желание построить много домов, расположить
их так, чтобы получилась улица, по которой будут ездить машины, а для машин сделать гараж. И развертывается интересная игра вокруг этих построек.

В течение года детям читали художественные произведения: «Машины на нашей улице» Работа по развитию у детей интереса к строительно-конструктивным играм, к сожалению, еще не доведена до конца. В группе есть дети, у которых не выработался прочный навык
организации совместных игр. Например, некоторые дети с увлечением сооружают различные постройки в одиночку, но неохотно включаются в коллективные строительные игры. А есть и такие, у кого еще недостаточно богат замысел, они не могут без помощи взрослого возводить постройки
для игр по простым иллюстрациям. Поэтому и в дальнейшем мы будем продолжать работу по формированию у детей умений самостоятельно планировать последовательность возведения постройки, развитию творческого воображения и воспитанию дружеских, коллективных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

 Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

В консультации  даны рекомендации, как развивать самостоятельную деятельность детей в музыкальном аспекте. Какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальны...

консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять ...

Консультация для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности"

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личночти, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя - побуждать детей применять ...