Консультация для родителей "Методы воспитания"
консультация (подготовительная группа) на тему
Ознакомление родителей с разнообразными методами воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 5.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
"Методы воспитания дошкольников"
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения, отношения к себе и окружающему. Эффективность методов повышается при использовании их в разных ситуациях образовательного процесса в ДОУ, в различных видах детской деятельности, а также если они применяются педагогом в единстве и постоянно варьируются.
Вариативность методам придают приемы воспитания, которые являются органичной частью метода, это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например, приемы методов наказания – наказание, отсроченное во времени, наказание коллективным осуждением, неодобрительный взгляд взрослого, лишение любимого занятия. Эффективность воспитания также зависит от знания закономерностей воспитания и их учета. В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников.
Существует несколько классификаций методов воспитания. Первая из них делит все методы воспитания по источнику воздействия на личность: наглядные, словесные, практические. В основании второй классификации лежит структура деятельности человека (в том числе ребенка). Эта классификация предложена Ю.К. Бабанским. Она отражает смысл деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Суть его заключается в том, что воспитание и развитие личности может эффективно осуществляться в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности и отношения с окружающими.
Выделяются 4 группы методов воспитания:
– методы формирования сознания личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
– методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников;
– методы контроля и анализа эффективности воспитательного
процесса.
Методы воспитания дошкольников в ДОУ и семье (с ориентацией на классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского)
Методы формирования сознания личности
Направлены на формирование знаний детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельности в обществе, их осознание детьми, включение их в картину мира дошкольника.
1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы, анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.
2. Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций, примеровповедения и общения взрослых, рассматривание слайдов, картинок,иллюстраций с воспитательным содержанием, театрализация жизненных и сказочных ситуаций, поступков героев.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Направлены на формирование личного опыта дошкольников в области практического поведения и деятельности в обществе.
1. Приучение (формирование привычки действовать определенным образом).
2. Упражнение (многократное повторение действия для его закрепления, формирования навыков).
3. Воспитывающие ситуации, в основе которых лежит конфликт – борьба нормы и внутренних побуждений ребенка.
4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций и вариантов поведения в них.
Методы стимулирования деятельности и поведения
Направлены на стимулирование социально принятых проявлений личности ребенка. Дошкольник нуждается в поддержке и одобрении взрослого; это является самым мощным стимулом его воспитания и развития.
1. Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, жест, авансированное доверие, вручение наград, медалек, жетонов).
2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, ограничение в деятельности, запрет, метод естественных последствий).
3. Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослого.
4. Соревновательные методы.
Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса
Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников; сопоставление поставленных целей, достигнутых результатов.
1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка.
2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. (Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал?)
3. Беседы с детьми и родителями.
4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей.
5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций, в основе которых лежит нравственный выбор.
6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе.
7.Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее свойств, способностей, умений.
При выборе методов важно учитывать:
- конкретные цели и содержание воспитания,
- личностные, организационные, психолого-педагогические условия;
- использовать не один, а систему методов, варьировать их сочетание;
- не допускать стереотипов в применении форм, методов и средств воспитания дошкольников;
-детерминировать выбор методов воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Успешность воспитательной деятельности педагогов и родителей зависит от комплексного подхода к воспитанию, от использования разных групп методов в общении и профессиональной работе с дошкольниками. При организации жизни детей важно знать, что воспитание – процесс непрерывный, он должен протекать естественно, при положительном примере и одобрении взрослым достижений каждого ребенка.
Желаем успехов в воспитании!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-336093-1384191883.jpg)
Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"
" Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451725-1401123622.jpg)
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-597548-1508399005.jpg)
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/11/picture-749264-1497168193.jpg)
Консультация по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки»
Информация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502634-1413796884.jpg)
консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....