Консультация для родителей "Методы воспитания"
консультация (подготовительная группа) на тему
Ознакомление родителей с разнообразными методами воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 5.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
"Методы воспитания дошкольников"
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения, отношения к себе и окружающему. Эффективность методов повышается при использовании их в разных ситуациях образовательного процесса в ДОУ, в различных видах детской деятельности, а также если они применяются педагогом в единстве и постоянно варьируются.
Вариативность методам придают приемы воспитания, которые являются органичной частью метода, это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например, приемы методов наказания – наказание, отсроченное во времени, наказание коллективным осуждением, неодобрительный взгляд взрослого, лишение любимого занятия. Эффективность воспитания также зависит от знания закономерностей воспитания и их учета. В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников.
Существует несколько классификаций методов воспитания. Первая из них делит все методы воспитания по источнику воздействия на личность: наглядные, словесные, практические. В основании второй классификации лежит структура деятельности человека (в том числе ребенка). Эта классификация предложена Ю.К. Бабанским. Она отражает смысл деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Суть его заключается в том, что воспитание и развитие личности может эффективно осуществляться в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности и отношения с окружающими.
Выделяются 4 группы методов воспитания:
– методы формирования сознания личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
– методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников;
– методы контроля и анализа эффективности воспитательного
процесса.
Методы воспитания дошкольников в ДОУ и семье (с ориентацией на классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского)
Методы формирования сознания личности
Направлены на формирование знаний детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельности в обществе, их осознание детьми, включение их в картину мира дошкольника.
1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы, анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.
2. Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций, примеровповедения и общения взрослых, рассматривание слайдов, картинок,иллюстраций с воспитательным содержанием, театрализация жизненных и сказочных ситуаций, поступков героев.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Направлены на формирование личного опыта дошкольников в области практического поведения и деятельности в обществе.
1. Приучение (формирование привычки действовать определенным образом).
2. Упражнение (многократное повторение действия для его закрепления, формирования навыков).
3. Воспитывающие ситуации, в основе которых лежит конфликт – борьба нормы и внутренних побуждений ребенка.
4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций и вариантов поведения в них.
Методы стимулирования деятельности и поведения
Направлены на стимулирование социально принятых проявлений личности ребенка. Дошкольник нуждается в поддержке и одобрении взрослого; это является самым мощным стимулом его воспитания и развития.
1. Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, жест, авансированное доверие, вручение наград, медалек, жетонов).
2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, ограничение в деятельности, запрет, метод естественных последствий).
3. Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослого.
4. Соревновательные методы.
Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса
Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников; сопоставление поставленных целей, достигнутых результатов.
1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка.
2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. (Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал?)
3. Беседы с детьми и родителями.
4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей.
5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций, в основе которых лежит нравственный выбор.
6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе.
7.Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее свойств, способностей, умений.
При выборе методов важно учитывать:
- конкретные цели и содержание воспитания,
- личностные, организационные, психолого-педагогические условия;
- использовать не один, а систему методов, варьировать их сочетание;
- не допускать стереотипов в применении форм, методов и средств воспитания дошкольников;
-детерминировать выбор методов воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Успешность воспитательной деятельности педагогов и родителей зависит от комплексного подхода к воспитанию, от использования разных групп методов в общении и профессиональной работе с дошкольниками. При организации жизни детей важно знать, что воспитание – процесс непрерывный, он должен протекать естественно, при положительном примере и одобрении взрослым достижений каждого ребенка.
Желаем успехов в воспитании!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"
" Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в ...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»
консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»...
Консультация по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки»
Информация для родителей....
консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....