Проектная работа на тему: «Богатыри земли русской» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bogatyri.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Федоровский детски сад «Теремок» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Проектная работа
тема: «Богатыри земли русской»
в старшей группе
Выполнила:
воспитатель I- квалификационной
категории МБДОУ «Федоровский
детский сад «Теремок»
Гущина Елена Николаевна
2015 г.
Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа.
Программное содержание:
1) Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
2) Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3) Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4) Познакомить детей с оружием богатырей.
5) Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли, сабля.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Просмотр художественного фильма.
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т. д., костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.
Ход занятия:
Дети сидят в зале на стульчиках.
Воспитатель в роли Гусляра.
Скоморох :
Здравствуйте, ребята, вы знаете кто я.
Дети: Скоморох
Воспитатель: А кто такие скоморохи
Дети: Это люди, которые рассказывали про подвиги богатырей.
Воспитатель: Правильно, в древности были люди, которые странствовали и рассказывали про подвиги богатырей, то есть былины.
Воспитатель: Ребята, а что такое былины
Дети: Былины это рассказы о том, что происходило на самом деле.
Воспитатель: Правильно это рассказы о действительном событии, происшествии, то что на самом деле происходило. Ребята, а кто ещё рассказывал былины, кроме скоморохов?
Дети: Гусляры
Воспитатель: А почему их так называли
Дети: Потому что они играли на гуслях
Воспитатель: Правильно, они ходили от села к селу, играли на гуслях и пели в своих песнях о подвигах богатырей.
Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, болота. На этой земле жили славяне. На славян часто нападали их соседи, опустошали земли, разоряли их дома, уводили в плен людей. Много лет тому назад славяне основали своё государство - Русь. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. А называли их русичами. Среди русичей жили богатыри - защитники нашей Родины в древности. Русский народ наделил былинных богатырей лучшими положительными качествами: смелостью, силой, мудростью, преданностью своей Родине. Художник В.М. Васнецов через краски выразил любовь народа к богатырям . Кто изображен на картине?
Дети: Богатыри
Воспитатель: Верно. Свою картину художник назвал “Богатыри”. Васнецов изобразил трех былинных богатырей.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Воспитатель:
А вы знаете как звали этих богатырей.
Дети:
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель:
Как вы думаете, который из трех богатырей Илья Муромец?
Дети: Илья Муромец в середине.
Воспитатель: Который из богатырей Алеша Попович?
Дети: Алеша Попович нарисован справа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Он самый молодой. Любит на гуслях играть.
Воспитатель: Как зовут третьего богатыря?
Дети: Третий богатырь Добрыня Никитич.
Воспитатель: Как изображены богатыри?
Дети: Богатыри сидят верхом на конях. Они вооружены.
Воспитатель: Назовите, чем вооружены богатыри?
Дети: У Ильи Муромца – щит и копьё
У Алеши Поповича – лук со стрелами.
У Добрыни Никитича в руке меч.
Воспитатель: Вы все правильно назвали. Посмотрите на Илью Муромца, он вооружен не только щитом и копьем. Есть у него еще палица. (показ)
Воспитатель: Как одеты богатыри?
Дети: На голове у богатырей шлем. На них надеты “железные” рубахи.
Воспитатель: Называются такие железные рубахи – кольчуги. Дети, подумайте и скажите: “Какими словами можно сказать о богатырях?”
Дети: Богатыри сильные, смелые, бесстрашные. Богатыри защищают свою Родину от врага.
Воспитатель: Верно. Трудно представить богатырей как-то по-другому. Картина вызывает у нас чувство гордости за русский народ, который создал такие образы былинных богатырей.
Воспитатель:
А Илюша сейчас прочитает стихотворение о богатыре.
Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель:
Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем – разбойником (Илья Муромец), Змеем Горынычем (Добрыня Никитич), Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем (Алёша Попович).
Воспитатель:
Посмотрите, какие они сильные, могучие, мужественные.
А вы хотели бы быть на них похожими?
Влетает стрела в группу. Письмо свернутое в трубочку.
Письмо:
Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Пока нес службу я у князя Владимира, Змей Горыныч похитил жену мою Настасью Микулишну, да в замке своем спрятал. Помощники мне нужны сильные да смелые. Есть ли у вас такие? Не желаете ли вы вступить в мою дружину: Но прежде я должен вас испытать на силу, ловкость и смекалку.
Воспитатель: Ребята, вы догадались кто из богатырей написал это письмо (Добрыня Никитич).
Физминутка.
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
(Включается песня «Богатыри»)
Голос:
(задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой. (Маша И.)
Кто смел тот на коня сел. (Настя М.)
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит. (Камилла М.)
Сам погибай, а товарища выручай. (Настя В.)
С родной земли умри, не сходи. (Маргарита К.)
Жить - Родине служить. (Никита А.)
Счастье - Родины дороже жизни. (Настя М.)
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. (Ралина С.)
Если дружба велика, будет Родина крепка. (Камилла Я.)
Голос:
(задание 3)
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4)
Здесь преграда, здесь Кощей
Ест он много-много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали- раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце- руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Голос:
(задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).
Вот и добрались до замка. (Закидывают макет Змея Горыныча бомбочками) .
Сцена: (Появляется пальч. Кукла Настасья Микулишна)
Спасибо вам, добры молодцы и красны девицы, что спасли меня. Знаю: теперь не топтать врагу землю-матушку, раз такие богатыри на ней подрастают.
Скоморох:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить. А теперь обратно вернемся в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада
В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....
Конспект по чтению художественной литературы На тему: «Богатыри земли русской» Подготовительная логопедическая группа
Цели и задачи:• рассказать детям о былинных богатырях;• познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;• развивать речь детей, умение внимательно слу...
Конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской" в старшей группе
Детей знакомят с произведениями живописи, музыки, художественным произведением, для того, чтобы дети прочувствовали образы богатырей земли русской, умели переживать различные эмоциональные состояния, ...
Конспект НОД «Богатыри земли русской» в старшей группе
Конспект НОД «Богатыри земли русской» в старшей группе...
Конспект НОД "Илья-Муромец - богатырь земли русской" в старшей группе
Конспект НОД "Илья-Муромец - богатырь земли русской" в старшей группе...
Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Богатыри земли русской» (в подготовительной группе)
формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...