Возможно ли воспитание ребёнка без наказания?
Как это ни парадоксально звучит, но именно своевременное и справедливое наказание позволяет свести необходимость наказаний в дальнейшем к минимуму. Речь, конечно, идёт не о физических наказаниях, которые мало чего дают, в силу того, что ребенок меняет свое плохое поведение на хорошее только в присутствии «бьющего». Также эта форма наказания отрицательно сказывается на развивающейся личности ребенка, который может вырасти человеком со сломленной волей, отсутствием желания принимать самостоятельные решения и реализовывать собственный потенциал, либо, наоборот, агрессивной личностью, склонной к насилию над более слабыми. Существуют еще два вида неприемлемых наказаний: лишение родительской любви и лишение ребенка обещанного удовольствия. В первом случае родители, желая наказать ребенка, объявляют ему бойкот, говорят, что не любят его, пытаются казаться равнодушными. Ребенок же может воспринимать это как чистую монету и ощущать себя ненужным, беззащитным и одиноким. В том случае, когда взрослые лишают ребенка чего-то давно обещанного, отнимая у него небольшие радости, ребенок злится, огорчается и может затаить серьезную обиду. Взрослый таким образом на своем примере показывает, что слово можно дать, а можно и взять обратно. Известно, что детские проблемы – это «зеркало» семьи, поэтому в первую очередь ребенок набирается опыта правильного поведения, опираясь на механизм подражания взрослым, окружающим его. Запомните правила, которые вы должны соблюдать, чтобы наказание имело силу и было справедливым.
Первое, самое главное условие – любовь к ребенку, в которой он абсолютно уверен. Он должен знать, что, даже будучи наказанным за плохое поведение или проступок, он не потеряет родительскую любовь. Не сердитесь на него целый день, помиритесь!
Задача родителей – объяснить, что можно делать, что нельзя и почему это так, а не иначе. Когда ребенок понял смысл ограничения поведения, не меняйте раз и навсегда установленные правила, и желательно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, придерживались их, тогда у младшего члена семьи будут четко сформированы границы поведения.
Если позволяет возраст ребенка, договоритесь с ним о наказании, если правила будут нарушены – он может выбрать наказание сам или вы предложите ему свои варианты. Чаще всего после этого дети самостоятельно начинают следить за своим поведением.
Прибегая к заслуженному наказанию, важно учитывать возраст ребенка, время, когда оно наиболее эффективно, и его длительность.
Не требуйте от своего чада того, что он просто не может сделать в силу своего возраста, не наказывайте спустя длительное время после проступка, это будет безрезультатно. Что касается длительности наказания, то психологи советуют придерживаться следующей формулы: сколько лет ребенку, столько минут он и должен быть наказан. Так, например, разбушевавшегося пятилетнего сорванца можно оставить одного в комнате на пять минут, после чего общаться с ним так же, как до поступка.
В раннем возрасте более эффективным, чем наказание, является опережение поступка, или упреждающий запрет. Сняв несколько раз руку ребенка с розетки или отобрав у него ножницы, родители тем самым дают понять, что этого делать нельзя, и у ребенка со временем формируется свой собственный запрет на опасные для него вещи.
При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Рассматривается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
Правильно организованный взрослыми опыт наказаний и поощрений способствует нормальному психическому развитию ребенка. Поэтому любите своих детей и учитесь закрывать на что-то глаза.
Помните золотое правило: «Все видеть, многое не замечать, запрещать немногое»