консультации для родителей "Адаптация детей к детскому саду".
консультация (младшая группа) на тему

Земшина Надежда Петровна

Адаптация к детскому саду

Получены путевки в сад, оформлены медицинские карты, вы уже познакомились с заведующей и воспитателями. Все закончено, ребенок в саду? Нет, все только начинается.

Для домашнего малыша это может быть целая история — привыкнуть к детскому саду. На что стоит обратить особое внимание? Как сделать так, чтобы ваша излишняя тревожность не помешала ребенку адаптироваться? Нужны ли какие-то специальные действия? Зачем вообще ходить в сад?

О пользе сада

Начнем с последнего вопроса. Зачем вообще ходить в сад? Самый распространенный ответ (но не единственный) — потому что обоим родителям необходимо работать. Но что дает детский сад самому ребенку?

В сад полезно ходить, потому что в мегаполисе это нередко единственная возможность получить опыт игровых отношений с ровесниками. И ходить в сад стоит совсем не ради занятий, которые там есть (хотя и это тоже полезно), а ради совместной игры, совместных прогулок, во время которых ребенок может получить такой ценный, хотя и небезболезненный опыт построения "горизонтальных" отношений, отношений со сверстниками.

Дело в том, что в городах сейчас фактически разрушена игровая среда, отсутствует детская субкультура. Дети стали вообще значительно меньше гулять и перестали гулять самостоятельно во дворах, как было во времена нашего детства. И это абсолютно объяснимо — не та социальная ситуация, но сложившееся положение губительно действует на социализацию.

Итак, в детский сад малыш идет, чтобы:

  • привыкать к тому, что он не единственный, не центр Вселенной. Что есть другие "я", другие дети со своими желаниями и нежеланиями, и с ними надо научиться считаться;
  • учиться договариваться с ровесниками. Строить так называемые горизонтальные связи. Уметь находиться в ситуации, когда никто не готов под тебя подстраиваться, как это делают мама и папа, бабушка и няня;
  • учиться играть и распределять роли в игре, уметь действовать согласно взятой роли. Напомним, ведущая психическая деятельность дошкольного возраста — игра со сверстниками и развитие воображения, фантазии, творчества. Не стоит выбирать сад, каждый день в котором перегружен развивающими занятиями;
  • научиться играть в игры с правилами и эти правила соблюдать. К сожалению, в большом городе, где дети не гуляют самостоятельно и не играют в "фанты" и "казаки-разбойники", детский сад — ну, еще может быть, дача — единственное место, где можно просто поиграть. А ведь игры — это то, что запоминается на всю жизнь.

Чему предстоит научиться ребенку, пока он привыкает к садику

Есть понятие "социальный интеллект": это все навыки, связанные с умением общаться и способностью распознавать смысл взаимодействий людей.

Первый уровень развития социального интеллекта ребенок обычно получает в семье, на детской площадке, в гостях и на развивающих занятиях. Но в этих ситуациях всегда рядом мама или кто-то из близких взрослых, способных подстраховать, объяснить, выручить.

Второй уровень развития социального интеллекта — это самостоятельное, без постоянной подстраховки взрослых общение с другими детьми. И тут могут быть затруднения или потребуется много времени, чтобы выработать сою линию поведения.

Уровень социального интеллекта, разнообразные навыки общения должны резко вырасти за первый год посещения сада.

Отправляя ребенка в садик, мы рассчитываем, что он научится там быть без нас, а значит, сможет и самостоятельно решать задачи, связанные с общением, находить выход из разных ситуаций. На решение этой сложной задачи требуется время.

Конечно же, он будет не один, рядом должны находиться воспитатели. Но лично его никто каждую минуту наблюдать не станет, а на помощь придут лишь в крайнем случае.

Часто в первый год посещения сада ребенок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Если вам воспитатель рассказывает, что ребенок в игры других ребят не включается, не стоит особенно расстраиваться. Наблюдение за игрой других детей — один из этапов социализации. Наблюдая, ваш малыш накапливает знания о способах поведения, о том, что в какой ситуации сказать или сделать. Позже количество перейдет в качество, и ребенок выработает собственную линию поведения, у него появятся друзья.

Есть детки, у которых друзья и подружки появляются после первых 2-3 дней в детском саду, но это скорее исключение, чем правило.

Кто и почему однозначно к садику не готов

Отсутствие опыта общения до сада затруднит привыкание. Бывают ситуации, когда ребенок до 3 лет не посещал ни детских занятий, ни студий раннего развития, ни группы подготовки (ЦИПР) при садике, и весь его социальный опыт ограничивается прогулками и общением в гостях. В этом случае малыш почти наверняка к саду не готов, и привыкание может быть затрудненным, за исключением детей явно социально одаренных.

Для того чтобы без особых затруднений пойти в сад, нужно иметь опыт наблюдений за тем, как играют, ссорятся и мирятся другие дети, участвовать в занятиях под руководством педагогов.

Есть дети, которые едва начав ходить и говорить, буквально прилипают к заборам детcких садов, прося отвести их к деткам играть. Такие малыши-коммуникаторы вряд ли будут испытывать сложности с привыканием. Только если встретят в своей группе яркого, более взрослого лидера, который к ним недружественно настроен.

Навыки бытовой самостоятельности. Гораздо проще пойти в сад ребенку, который умеет самостоятельно и относительно аккуратно есть, а также одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом и самостоятельно засыпать.

Если вы хотите подготовить ребенка к саду, то лучшее, что можно для него сделать — это научить всему этому заранее, не в последние недели перед садом.

Развитие речи и интеллекта. Гораздо легче идут в сад хорошо говорящие дети, которые умеют внятно выразить свои просьбы и умеют их формулировать. Последние месяцы перед садом старайтесь не предугадывать желания ребенка, а учить его сказать словами о своих предпочтениях и антипатиях.

Совпадение режимов. Ребенку гораздо проще пойти в сад, если время его утреннего пробуждения и укладывания на дневной сон совпадает с садовским режимом. Если же ритм жизни вашей семьи значительно отличается, старайтесь менять его за 1,5-2 месяца до начала хождения в сад. Сложнее всего привыкнуть к саду тем деткам, которые не спят днем. Одно только несовпадение режимов может стать серьезным источником стресса и затруднить адаптацию.

Что такое "период адаптации"

Минимальный период привыкания, или адаптации, к детскому саду (как и к любому другому большому изменению в жизни) составляет 6 недель.

Это время, когда почти каждый ребенок чувствует себя выбитым из колеи. Новые связи и привычки еще не налажены, а старые, домашние модели поведения уже не работают. Самая настоящая "революционная ситуация"! В это время возможны разные и неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка.

Сам малыш не понимает, что с ним происходит: в 3 года рефлексия отсутствует. Ребенку просто плохо, трудно, скучно без мамы. И задача родителей — объяснить сыну или дочке, что привыкать к саду непросто, что это целая работа — привыкнуть.

Родителям полезно осознавать, что почти любые поведенческие проявления в этот период нормальны. Ребенок переходит на новый этап развития, и дается это непросто.

Что же может ожидать родителей в период привыкания?

У малыша могут начаться так называемые психосоматические респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией, могут появиться страхи, возобновиться ночные пробуждения и даже энурез. Ребенок может начать бояться отпускать от себя маму, а разлучения воспринимать очень эмоционально, говорить: "Мамочка (папочка), ты никогда не придешь, мне без тебя плохо!".

Что делать с подобного рода поведением и психосоматикой? С одной стороны, не обращать внимания на столь яркое поведение нереально, с другой — если относиться ко всему "арсеналу адаптации" слишком внимательно и тревожно, такое поведение может закрепиться, и ребенок в сад не пойдет. Более того, станет вести себя подобным образом при любых попытках разлучения с мамой.

Это один из простых законов детского поведения: удачные стратегии закрепляются. Если какое-то поведение принесло желаемый ребенком результат — оно будет повторяться.

Например, если ребенок с утра сказал: "Мама, у меня горлышко болит", а мама, не проверив состояния, с облегчением с в сад не повела, с высокой вероятностью такая жалоба у ребенка станет ежеутренней. Нужно внимательно, но очень аккуратно реагировать на все жалобы и "заявки", чтобы не пропустить реальные и отбросить фантастические.

Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения — это внимательно выслушать, применив все приемы активного слушания, которые вам известны. Скажите: "Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым 3 (4) года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит. Но..." — и дальше должен идти стройный список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.

Отношение к реальным заболеваниям — простудам и ОРВИ — должно быть максимально позитивное: болеет сейчас — значит укрепляет иммунитет и не будет болеть в школе. Важно: все свои тревоги по поводу здоровья ребенка обсуждайте только приватно, когда он вас точно не слышит.

Командная игра всех взрослых в семье

Очень важно, чтобы позиции взрослых в семье по поводу посещения детского сада совпадали или были согласованными. Если же разногласия не устранены, то в моменты сложного, протестного поведения ребенка реакции взрослых могут все запутать и усугубить.

Например, малыш плачет "Не хочу в сад" с утра, и папа говорит: "Мне на работу, хватит тут нервы трепать, оставь его дома!", а мама: "В сад пойдешь обязательно, никаких разговоров!", а бабушка, например: "Что вы его мучаете, я вообще хотела на пенсию выйти и сидеть с ним!".

Как вы думаете, подобная ежеутренняя разминка взрослых поможет ребенку пережить период адаптации и к саду привыкнуть?

Сейчас немало семей, где родители работают в свободном графике, на дому, и случается так, что утром никто на работу не уходит. Понятно, что такая "свободная" жизнь совсем не стимулирует ребенка к режимной жизни в саду. Как приступить к адаптации в этом случае?

Может быть, это прозвучит странно, но в период адаптации к саду ребенку проще, если родители действительно заняты и им заниматься не могут — ведь речь идет о нескольких утренних часах. За 3 года жизни с малышом дела не могли не скопиться. Запишитесь на массаж, к остеопату или к дантисту, займитесь бумажными делами, посетите подруг или пожилых родственников, возьмите абонемент в бассейн или запишитесь на любые курсы в те несколько утренних часов, когда ребенок точно может находиться в саду, не травмируясь. Плотная утренняя программа для мамы и отсутствие бабушки, которая готова подстраховать и остаться с любимцем дома, — залог удачной адаптации.

Ребенку про эти дела стоит рассказывать, объяснять, почему это для вас так важно, почему вы не можете остаться с ним дома. Можно объяснить, что папа, хоть и работает дома, не сможет отвлекаться на малыша — у него важные звонки, он готовит серьезные документы. А детский сад — это несложная работа для тех, кто еще не вырос.

Конечно, период адаптации и нормальное сопротивление ребенка — испытание для твердости родительской позиции и согласованности мнений.

Самый непростой вариант — когда не так давно родился новый малыш, и мама точно дома и точно с ним. Как я уже говорила, это та ситуация, когда стоит всерьез думать, вести ли старшего в детский сад в этом году или на следующий.

Какие слова полезно слышать ребенку в период привыкания к саду:

"Я ухожу на работу, и дома никого не будет";

"Мне нужно пойти в магазин купить для тебя игрушку (одежду, еду для всех)";

"Все дети, которым 3 (4) года, ходят в детский сад, как папы ходят на работу. Посмотри, на детских площадках одни малыши";

"Когда я был маленьким, мне тоже сложно было ходить в сад, но потом я привык".

Какие слова ребенку слышать не полезно:

"Будешь так орать, я за тобой не приду (заберу последним)" — это может породить глубокие страхи;

"Ты один такой, все дети как дети, в сад идут спокойно" — это вряд ли правда, просто других детей вы не слышите;

"Хорошие дети не плачут" — всем людям, и большим, и маленьким свойственно расстраиваться, когда нелегко.

Феномен "отложенного сопротивления"

Иногда ребенок идет в сад с охотой и без слез, маму отпускает легко и даже остается спать. Но уже через неделю говорит: "В сад больше не пойду, я уже там был". И родителям приходится преодолевать неожиданное сопротивление...

Тут важно, что родители в принципе осведомлены о том, что такой вариант развития событий возможен. И если малыш пошел в сад с большим энтузиазмом, особенно не обольщайтесь. Скорее всего, наступит "откат". Можно даже настраиваться на то, что когда ребенок изучит все новые игрушки и занятия, поймет, как и что в саду устроено, ему станет скучно.

Тут потребуется много разговоров о том, что есть такое слово "надо", о том, что мы едим ведь не только сладости и другие вкусные вещи, мы должны есть полезные продукты, чтобы расти. И в сад тоже ходят, чтобы становиться старше.

Можно также помочь ребенку открыть что-то для него интересное в саду. Помогают "популяризаторские меры" — принести из дома настольную игру или раскраски. Подарить детям в группе небольшие подарочки или раздать разрешенное угощение.

Феномен отложенного сопротивления пройдет так же, как проходят и другие явления адаптации.

Рабочая неделя

Нередко в первый год посещения детского сада "полная рабочая неделя" — это для малыша слишком долго. Домашним деткам, которые к садовской жизни привыкают с трудом, можно рекомендовать следующий вариант: четырехдневную рабочую неделю с выходным в среду. Идеально, если этот день малыш проведет "как в прошлой жизни" — дома, с мамой, без большого количества впечатлений. Если вам и ребенку хочется, можно продолжать в этот день ходить на занятия, которые вы посещали вместе, или просто гулять, читать и играть. Подобная мера не затруднит адаптацию, а сократит ее.

Для ребенка 3-4 лет время рядом с мамой — это своеобразный "вдох", возможность насытиться теплом и спокойствием, набраться сил для активности и построения отношений со сверстниками во внешнем мире.

С какими событиями сад лучше не совмещать

Есть некое общее правило: достаточно одного крупного изменения (жизненного стресса) на единицу времени. С началом посещения сада лучше не совмещать: выход мамы на работу — как это ни парадоксально звучит, переезд, рождение следующего ребенка, уход няни. Вышеперечисленные события — тоже стрессы первого порядка для ребенка-дошкольника. И для более мягкой адаптации их лучше разделить во времени, если есть малейшая возможность. Сначала пусть ребенок привыкнет к саду (2-3 месяца), а потом, не ощущая себя матерью-ехидной, мама может спокойно выйти на работу, и сердце ее будет не так рваться, и возможностей для маневра будет значительно больше.

Как понять, что адаптация завершена

Основной этап адаптации можно считать завершенным, когда ребенок уходит из сада в хорошем настроении. Утренние настроения и состояния по-прежнему не являются показательными. Утром вообще никто никуда не хочет, особенно когда наступает темное время года, и так тяжело вставать и куда-то спешить. Даже у взрослых и более старших детей в октябре-декабре вполне возможна утренняя хандра и взрыв возмущения и сопротивления по поводу того, что рано утром, когда еще темно и холодно, надо вставать и куда-то идти. Так что же говорить о маленьких дошкольниках...

Адаптация не состоялась?

С трудом адаптирующийся ребенок болеет много — это и респираторные заболевания, связанные со стрессом привыкания, и просто "тренировка иммунитета". В свою очередь, отсутствие в саду по болезни затрудняет адаптацию. У малыша, который проболел 10-14 дней, "наработанные" навыки адаптации снижаются наполовину.

Я бы сказала, что если в первый год пропусков по разным причинам действительно много, то принимать решение о том, что малыш несадовский, стоит в октябре-ноябре второго года попыток посещения сада. Если и на второй год (причем не сразу) не появилось ничего для ребенка интересного, не нашелся ни один друг, и он не стал хотя бы с интересом наблюдать за занятиями и играми других детей, тогда можно говорить о том, что сад — не для вас, и стараться социализировать ребенка другими путями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_detskomu_sadu.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к детскому саду

Получены путевки в сад, оформлены медицинские карты, вы уже познакомились с заведующей и воспитателями. Все закончено, ребенок в саду? Нет, все только начинается.

Для домашнего малыша это может быть целая история — привыкнуть к детскому саду. На что стоит обратить особое внимание? Как сделать так, чтобы ваша излишняя тревожность не помешала ребенку адаптироваться? Нужны ли какие-то специальные действия? Зачем вообще ходить в сад?

О пользе сада

Начнем с последнего вопроса. Зачем вообще ходить в сад? Самый распространенный ответ (но не единственный) — потому что обоим родителям необходимо работать. Но что дает детский сад самому ребенку?

В сад полезно ходить, потому что в мегаполисе это нередко единственная возможность получить опыт игровых отношений с ровесниками. И ходить в сад стоит совсем не ради занятий, которые там есть (хотя и это тоже полезно), а ради совместной игры, совместных прогулок, во время которых ребенок может получить такой ценный, хотя и небезболезненный опыт построения "горизонтальных" отношений, отношений со сверстниками.

Дело в том, что в городах сейчас фактически разрушена игровая среда, отсутствует детская субкультура. Дети стали вообще значительно меньше гулять и перестали гулять самостоятельно во дворах, как было во времена нашего детства. И это абсолютно объяснимо — не та социальная ситуация, но сложившееся положение губительно действует на социализацию.

Итак, в детский сад малыш идет, чтобы:

  • привыкать к тому, что он не единственный, не центр Вселенной. Что есть другие "я", другие дети со своими желаниями и нежеланиями, и с ними надо научиться считаться;
  • учиться договариваться с ровесниками. Строить так называемые горизонтальные связи. Уметь находиться в ситуации, когда никто не готов под тебя подстраиваться, как это делают мама и папа, бабушка и няня;
  • учиться играть и распределять роли в игре, уметь действовать согласно взятой роли. Напомним, ведущая психическая деятельность дошкольного возраста — игра со сверстниками и развитие воображения, фантазии, творчества. Не стоит выбирать сад, каждый день в котором перегружен развивающими занятиями;
  • научиться играть в игры с правилами и эти правила соблюдать. К сожалению, в большом городе, где дети не гуляют самостоятельно и не играют в "фанты" и "казаки-разбойники", детский сад — ну, еще может быть, дача — единственное место, где можно просто поиграть. А ведь игры — это то, что запоминается на всю жизнь.

Чему предстоит научиться ребенку, пока он привыкает к садику

Есть понятие "социальный интеллект": это все навыки, связанные с умением общаться и способностью распознавать смысл взаимодействий людей.

Первый уровень развития социального интеллекта ребенок обычно получает в семье, на детской площадке, в гостях и на развивающих занятиях. Но в этих ситуациях всегда рядом мама или кто-то из близких взрослых, способных подстраховать, объяснить, выручить.

Второй уровень развития социального интеллекта — это самостоятельное, без постоянной подстраховки взрослых общение с другими детьми. И тут могут быть затруднения или потребуется много времени, чтобы выработать сою линию поведения.

Уровень социального интеллекта, разнообразные навыки общения должны резко вырасти за первый год посещения сада.

Отправляя ребенка в садик, мы рассчитываем, что он научится там быть без нас, а значит, сможет и самостоятельно решать задачи, связанные с общением, находить выход из разных ситуаций. На решение этой сложной задачи требуется время.

Конечно же, он будет не один, рядом должны находиться воспитатели. Но лично его никто каждую минуту наблюдать не станет, а на помощь придут лишь в крайнем случае.

Часто в первый год посещения сада ребенок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Если вам воспитатель рассказывает, что ребенок в игры других ребят не включается, не стоит особенно расстраиваться. Наблюдение за игрой других детей — один из этапов социализации. Наблюдая, ваш малыш накапливает знания о способах поведения, о том, что в какой ситуации сказать или сделать. Позже количество перейдет в качество, и ребенок выработает собственную линию поведения, у него появятся друзья.

Есть детки, у которых друзья и подружки появляются после первых 2-3 дней в детском саду, но это скорее исключение, чем правило.

Кто и почему однозначно к садику не готов

Отсутствие опыта общения до сада затруднит привыкание. Бывают ситуации, когда ребенок до 3 лет не посещал ни детских занятий, ни студий раннего развития, ни группы подготовки (ЦИПР) при садике, и весь его социальный опыт ограничивается прогулками и общением в гостях. В этом случае малыш почти наверняка к саду не готов, и привыкание может быть затрудненным, за исключением детей явно социально одаренных.

Для того чтобы без особых затруднений пойти в сад, нужно иметь опыт наблюдений за тем, как играют, ссорятся и мирятся другие дети, участвовать в занятиях под руководством педагогов.

Есть дети, которые едва начав ходить и говорить, буквально прилипают к заборам детcких садов, прося отвести их к деткам играть. Такие малыши-коммуникаторы вряд ли будут испытывать сложности с привыканием. Только если встретят в своей группе яркого, более взрослого лидера, который к ним недружественно настроен.

Навыки бытовой самостоятельности. Гораздо проще пойти в сад ребенку, который умеет самостоятельно и относительно аккуратно есть, а также одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом и самостоятельно засыпать.

Если вы хотите подготовить ребенка к саду, то лучшее, что можно для него сделать — это научить всему этому заранее, не в последние недели перед садом.

Развитие речи и интеллекта. Гораздо легче идут в сад хорошо говорящие дети, которые умеют внятно выразить свои просьбы и умеют их формулировать. Последние месяцы перед садом старайтесь не предугадывать желания ребенка, а учить его сказать словами о своих предпочтениях и антипатиях.

Совпадение режимов. Ребенку гораздо проще пойти в сад, если время его утреннего пробуждения и укладывания на дневной сон совпадает с садовским режимом. Если же ритм жизни вашей семьи значительно отличается, старайтесь менять его за 1,5-2 месяца до начала хождения в сад. Сложнее всего привыкнуть к саду тем деткам, которые не спят днем. Одно только несовпадение режимов может стать серьезным источником стресса и затруднить адаптацию.

Что такое "период адаптации"

Минимальный период привыкания, или адаптации, к детскому саду (как и к любому другому большому изменению в жизни) составляет 6 недель.

Это время, когда почти каждый ребенок чувствует себя выбитым из колеи. Новые связи и привычки еще не налажены, а старые, домашние модели поведения уже не работают. Самая настоящая "революционная ситуация"! В это время возможны разные и неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка.

Сам малыш не понимает, что с ним происходит: в 3 года рефлексия отсутствует. Ребенку просто плохо, трудно, скучно без мамы. И задача родителей — объяснить сыну или дочке, что привыкать к саду непросто, что это целая работа — привыкнуть.

Родителям полезно осознавать, что почти любые поведенческие проявления в этот период нормальны. Ребенок переходит на новый этап развития, и дается это непросто.

Что же может ожидать родителей в период привыкания?

У малыша могут начаться так называемые психосоматические респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией, могут появиться страхи, возобновиться ночные пробуждения и даже энурез. Ребенок может начать бояться отпускать от себя маму, а разлучения воспринимать очень эмоционально, говорить: "Мамочка (папочка), ты никогда не придешь, мне без тебя плохо!".

Что делать с подобного рода поведением и психосоматикой? С одной стороны, не обращать внимания на столь яркое поведение нереально, с другой — если относиться ко всему "арсеналу адаптации" слишком внимательно и тревожно, такое поведение может закрепиться, и ребенок в сад не пойдет. Более того, станет вести себя подобным образом при любых попытках разлучения с мамой.

Это один из простых законов детского поведения: удачные стратегии закрепляются. Если какое-то поведение принесло желаемый ребенком результат — оно будет повторяться.

Например, если ребенок с утра сказал: "Мама, у меня горлышко болит", а мама, не проверив состояния, с облегчением с в сад не повела, с высокой вероятностью такая жалоба у ребенка станет ежеутренней. Нужно внимательно, но очень аккуратно реагировать на все жалобы и "заявки", чтобы не пропустить реальные и отбросить фантастические.

Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения — это внимательно выслушать, применив все приемы активного слушания, которые вам известны. Скажите: "Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым 3 (4) года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит. Но..." — и дальше должен идти стройный список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.

Отношение к реальным заболеваниям — простудам и ОРВИ — должно быть максимально позитивное: болеет сейчас — значит укрепляет иммунитет и не будет болеть в школе. Важно: все свои тревоги по поводу здоровья ребенка обсуждайте только приватно, когда он вас точно не слышит.

Командная игра всех взрослых в семье

Очень важно, чтобы позиции взрослых в семье по поводу посещения детского сада совпадали или были согласованными. Если же разногласия не устранены, то в моменты сложного, протестного поведения ребенка реакции взрослых могут все запутать и усугубить.

Например, малыш плачет "Не хочу в сад" с утра, и папа говорит: "Мне на работу, хватит тут нервы трепать, оставь его дома!", а мама: "В сад пойдешь обязательно, никаких разговоров!", а бабушка, например: "Что вы его мучаете, я вообще хотела на пенсию выйти и сидеть с ним!".

Как вы думаете, подобная ежеутренняя разминка взрослых поможет ребенку пережить период адаптации и к саду привыкнуть?

Сейчас немало семей, где родители работают в свободном графике, на дому, и случается так, что утром никто на работу не уходит. Понятно, что такая "свободная" жизнь совсем не стимулирует ребенка к режимной жизни в саду. Как приступить к адаптации в этом случае?

Может быть, это прозвучит странно, но в период адаптации к саду ребенку проще, если родители действительно заняты и им заниматься не могут — ведь речь идет о нескольких утренних часах. За 3 года жизни с малышом дела не могли не скопиться. Запишитесь на массаж, к остеопату или к дантисту, займитесь бумажными делами, посетите подруг или пожилых родственников, возьмите абонемент в бассейн или запишитесь на любые курсы в те несколько утренних часов, когда ребенок точно может находиться в саду, не травмируясь. Плотная утренняя программа для мамы и отсутствие бабушки, которая готова подстраховать и остаться с любимцем дома, — залог удачной адаптации.

Ребенку про эти дела стоит рассказывать, объяснять, почему это для вас так важно, почему вы не можете остаться с ним дома. Можно объяснить, что папа, хоть и работает дома, не сможет отвлекаться на малыша — у него важные звонки, он готовит серьезные документы. А детский сад — это несложная работа для тех, кто еще не вырос.

Конечно, период адаптации и нормальное сопротивление ребенка — испытание для твердости родительской позиции и согласованности мнений.

Самый непростой вариант — когда не так давно родился новый малыш, и мама точно дома и точно с ним. Как я уже говорила, это та ситуация, когда стоит всерьез думать, вести ли старшего в детский сад в этом году или на следующий.

Какие слова полезно слышать ребенку в период привыкания к саду:

"Я ухожу на работу, и дома никого не будет";

"Мне нужно пойти в магазин купить для тебя игрушку (одежду, еду для всех)";

"Все дети, которым 3 (4) года, ходят в детский сад, как папы ходят на работу. Посмотри, на детских площадках одни малыши";

"Когда я был маленьким, мне тоже сложно было ходить в сад, но потом я привык".

Какие слова ребенку слышать не полезно:

"Будешь так орать, я за тобой не приду (заберу последним)" — это может породить глубокие страхи;

"Ты один такой, все дети как дети, в сад идут спокойно" — это вряд ли правда, просто других детей вы не слышите;

"Хорошие дети не плачут" — всем людям, и большим, и маленьким свойственно расстраиваться, когда нелегко.

Феномен "отложенного сопротивления"

Иногда ребенок идет в сад с охотой и без слез, маму отпускает легко и даже остается спать. Но уже через неделю говорит: "В сад больше не пойду, я уже там был". И родителям приходится преодолевать неожиданное сопротивление...

Тут важно, что родители в принципе осведомлены о том, что такой вариант развития событий возможен. И если малыш пошел в сад с большим энтузиазмом, особенно не обольщайтесь. Скорее всего, наступит "откат". Можно даже настраиваться на то, что когда ребенок изучит все новые игрушки и занятия, поймет, как и что в саду устроено, ему станет скучно.

Тут потребуется много разговоров о том, что есть такое слово "надо", о том, что мы едим ведь не только сладости и другие вкусные вещи, мы должны есть полезные продукты, чтобы расти. И в сад тоже ходят, чтобы становиться старше.

Можно также помочь ребенку открыть что-то для него интересное в саду. Помогают "популяризаторские меры" — принести из дома настольную игру или раскраски. Подарить детям в группе небольшие подарочки или раздать разрешенное угощение.

Феномен отложенного сопротивления пройдет так же, как проходят и другие явления адаптации.

Рабочая неделя

Нередко в первый год посещения детского сада "полная рабочая неделя" — это для малыша слишком долго. Домашним деткам, которые к садовской жизни привыкают с трудом, можно рекомендовать следующий вариант: четырехдневную рабочую неделю с выходным в среду. Идеально, если этот день малыш проведет "как в прошлой жизни" — дома, с мамой, без большого количества впечатлений. Если вам и ребенку хочется, можно продолжать в этот день ходить на занятия, которые вы посещали вместе, или просто гулять, читать и играть. Подобная мера не затруднит адаптацию, а сократит ее.

Для ребенка 3-4 лет время рядом с мамой — это своеобразный "вдох", возможность насытиться теплом и спокойствием, набраться сил для активности и построения отношений со сверстниками во внешнем мире.

С какими событиями сад лучше не совмещать

Есть некое общее правило: достаточно одного крупного изменения (жизненного стресса) на единицу времени. С началом посещения сада лучше не совмещать: выход мамы на работу — как это ни парадоксально звучит, переезд, рождение следующего ребенка, уход няни. Вышеперечисленные события — тоже стрессы первого порядка для ребенка-дошкольника. И для более мягкой адаптации их лучше разделить во времени, если есть малейшая возможность. Сначала пусть ребенок привыкнет к саду (2-3 месяца), а потом, не ощущая себя матерью-ехидной, мама может спокойно выйти на работу, и сердце ее будет не так рваться, и возможностей для маневра будет значительно больше.

Как понять, что адаптация завершена

Основной этап адаптации можно считать завершенным, когда ребенок уходит из сада в хорошем настроении. Утренние настроения и состояния по-прежнему не являются показательными. Утром вообще никто никуда не хочет, особенно когда наступает темное время года, и так тяжело вставать и куда-то спешить. Даже у взрослых и более старших детей в октябре-декабре вполне возможна утренняя хандра и взрыв возмущения и сопротивления по поводу того, что рано утром, когда еще темно и холодно, надо вставать и куда-то идти. Так что же говорить о маленьких дошкольниках...

Адаптация не состоялась?

С трудом адаптирующийся ребенок болеет много — это и респираторные заболевания, связанные со стрессом привыкания, и просто "тренировка иммунитета". В свою очередь, отсутствие в саду по болезни затрудняет адаптацию. У малыша, который проболел 10-14 дней, "наработанные" навыки адаптации снижаются наполовину.

Я бы сказала, что если в первый год пропусков по разным причинам действительно много, то принимать решение о том, что малыш несадовский, стоит в октябре-ноябре второго года попыток посещения сада. Если и на второй год (причем не сразу) не появилось ничего для ребенка интересного, не нашелся ни один друг, и он не стал хотя бы с интересом наблюдать за занятиями и играми других детей, тогда можно говорить о том, что сад — не для вас, и стараться социализировать ребенка другими путями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»...

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Консультация "Особенности закаливания детей в детском саду и дома"

Закливание полезно для людей всех возрастов. Но ососбое влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста....