Тренинг для родителей
материал (младшая группа) на тему
для адаптации детей раннего и младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley_detey_rannego_vozrasta.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей детей раннего и младшего возраста.
Подготовила и провела Павлова Н.А.
Занятие №1.
1. Знакомство. Заполнение анкеты.
2. Упражнение «Психологический портрет ребёнка раннего возраста»
Тренер предлагает группе родителей отметить индивидуальные особенности ребёнка раннего возраста. На доске фиксируются все предложения. В левой части листа черты 1-2 летних детей, в правой 2-3 лет. Затем выделяют доминирующие черты. Раздают карточки цикличности настроения и поведения детей.
3. Упражнение «Ребёнок сводит вас с ума».
На доске записывают черты ребёнка, сводящего взрослого с ума. Дать каждой из названных характеристик краткое определение.
4. Упражнение «Игры для детей различных типов темперамента».
Определение типа темперамента ребёнка (тест).
Советы по организации взаимодействия с детьми разного типа темперамента.
5. Проигрывание 4 игр.
6. Упражнение «Вопросы и ответы».
На карточках вопрос, который может волновать родителя. Тренер читает вопрос и даёт ответ.
7. Обратная связь.
Тренер предлагает родителям на листе написать впечатление о проведённом занятии. На другом листе интересующие вопросы.
Анкета.
1. Считаете ли Вы, что ребёнку до трёх лет необходимо предоставлять полную свободу? _____________
2. Какой вид деятельности должен преобладать при взаимодействии взрослого с ребёнком раннего возраста:
прогулки;
чтение книг;
совместный с ребёнком труд;
рисование, лепка;
обучение счёту, чтению, письму
3. Считаете ли Вы, что за съеденную кашу ребёнку можно пообещать жевачку или мороженое? _____________________
4. Как Вы считаете, этично или неэтично маме или бабушке:
прыгать с ребёнком через скакалку;
бегать наперегонки;
бороться
5. Какие наказания для ребёнка раннего возраста Вы считаете наиболее эффективными:
наказание ремнём;
нотация;
запрещение смотреть телевизор;
принуждение стоять в углу, сидеть на стуле.
6. Как Вы считаете, с ребёнком надо общаться на «взрослом» языке или на упрощённом, «детском»?_______________________________
7. Что Вы ждёте от тренинга: на какие вопросы хотели бы получить ответы, какие практические навыки хотели бы освоить?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1-2 лет 2-3 лет
любознательный кричит на взрослых
ласковый проявляет интерес к головоломкам
может часами заниматься одним любит учить стихи
и тем же делом считает до 10 и обратно
упрямый любит кататься на велосипеде
плачет, когда уходит мама стремиться делать всё самостоятельно
капризный его легко отвлечь
добрый бьёт маму
любит смотреть телевизор вдумчивый
рассудительный ломает игрушки
покладистый отказывается выполнять просьбы
топает ногами на взрослых взрослых
беспокойный любит слушать сказки
агрессивный любит кормить животных
любит долго сидеть в одиночестве
надоедливый
любит играть
ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСТРОЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Возраст ребёнка, годы | Характеристика ребёнка |
2; 5; 10 2,5; 5,5; 6; 11 3; 6,5; 12 3,5; 7; 13 | Спокойный, дружелюбный Нервный, очень беспокойный Спокойный, уравновешенный Беспокойный, раздрожительный |
ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСТРОЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Возраст ребёнка, годы | Характеристика ребёнка |
2; 5; 10 2,5; 5,5; 6; 11 3; 6,5; 12 3,5; 7; 13 | Спокойный, дружелюбный Нервный, очень беспокойный Спокойный, уравновешенный Беспокойный, раздрожительный |
ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСТРОЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Возраст ребёнка, годы | Характеристика ребёнка |
2; 5; 10 2,5; 5,5; 6; 11 3; 6,5; 12 3,5; 7; 13 | Спокойный, дружелюбный Нервный, очень беспокойный Спокойный, уравновешенный Беспокойный, раздрожительный |
ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСТРОЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Возраст ребёнка, годы | Характеристика ребёнка |
2; 5; 10 2,5; 5,5; 6; 11 3; 6,5; 12 3,5; 7; 13 | Спокойный, дружелюбный Нервный, очень беспокойный Спокойный, уравновешенный Беспокойный, раздрожительный |
Черты ребёнка, который способен «сводить взрослого с ума»
Капризный, нытик
Часто болеющий
упрямый
закатывает истерики
игнорирует взрослого
тиран
конфликтный
противоречит взрослому
с бушующей энергией
требовательный
медлительный
Упрамство, истерики - особый вид усталости, встав на позицию «кто-кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребёнка «в угол» лишая возможности выйти с достоинством из возникшей ситуации.
Медлительность – защитная реакция на высокие требования родителя, социально приемлемый способ отказа ребёнка от чего-то нежелательного «пассивная власть» его над взрослым.
Непослушание – не следует указаниями взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы.
Своеволие – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет. Проявляется тенденция к самостоятельности
Обесценивание – старые привязанности к вещам, к людям, к правилам поведения.
Деспотизм – проявляется в семье с единственным ребёнком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, хочется чтобы люди исполняли все его желания.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЁНКА.
1. Как ведёт себя ребёнок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?
А) включается легко, без ярких эмоций | Б) включается очень активно, эмоционально | В) включается неторопливо | Г) включается робко, осторожно |
2. Как реагирует ребёнок на замечания взрослого?
А) говорит, что больше не будет, но позже делает то же самое | Б) не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакцию | В) молчит, принимает к сведению, обдумывает | Г) обижается, молчит, долго переживает, плачет |
3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
А) быстро, прислушиваясь к высказываниям других | Б) стремительно, страстно, никого не слушая | В) спокойно и уверенно | Г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других |
4. Как ребёнок ведёт себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующей д/с, в аэропорту)?
А) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность | Б) возбуждён, иногда излишне беспокоен | В) внимательно, обстоятельно осматривает всё вокруг | Г) слушается взрослых, ведёт себя застенчиво |
Если ребёнок чаще всего проявляет реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинистические черты темперамента, по типу «Б» - холерические черты, по типу «В» - флегматические, по типу «Г» - меланхолические черты.
Родителям детей – интровертов (флегматики, меланхолики) нужно обеспечить чаду возможность иногда побыть в тишине, с головой окунуться в какие-либо свои дела, не требовать от ребёнка, чтобы он немедленно отвечал на просьбы и вопросы взрослого. Желательно так организовать пространство, чтобы ему было свободно.
Родителям детей-экстравертов (холерики, сангвиники) рекомендуется чаще хвалить своих детей, обсуждать с малышами различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они чаще находились в обществе детей и взрослых. Требуется много терпения, чтобы научиться выслушивать их, не перебивать. То, что говорит экстраверт – это не пустая болтовня, а мысли вслух.
Холерик – при нарастании эмоционального напряжения ребёнка можно применять отвлекающие приёмы. Родителям следует больше наблюдать за поведением и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлиться. Можно использовать «таум-аут». Ребёнка уводят в спокойное место, где ему можно сделать лёгкий массаж; спокойно и ласково поговорить; просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя. Родителям следует учиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуется остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.
Холерики любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних, ребёнку нужно помочь научиться держать себя в руках.
Меланхолик – родителям необходимо позаботиться о том, чтобы у ребёнка не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Ребёнок должен знать, что он имеет полное право погрустить и поплакать – это нормально. В такие минуты можно предложить ему погулять или почитать ему книгу, дать возможность побыть одному. Плохое настроение взрослых не должно передаваться малышу. Можно предлагать занятия рисованием, лепкой, мягкие игрушки. Эти дети очень любят животных. Грубое обращение с ребёнком неприемлемо.
Сангвиник – весёлые подвижные игры, просмотр диафильмов, сочинять и фантазировать вместе с ребёнком. Ребёнок имеет способность быстро переключаться с одного занятия на другое, поэтому необходимо иметь множество разноплановых игр.
Флегматики – рекомендуется следующие виды деятельности: лепка, рисование, развитие фантазии.
Игра «Пушинка» дуют на кусочек ваты и удерживают его в воздухе как можно дольше.
Игра «Найди отличия». Выдирается один человек, на него смотрят все остальные и пытаются запомнить внешний облик. Затем отворачиваются, а ведущий меняет три признака во внешности. Когда игроки поворачиваются – их задача определить, что же изменилось.
Игра «Черепаха». Взрослый называет животное, а ребёнок отвечает характерным для этого животного звуком. Например: собака – гав, гав,гав; кошка – мяу, мяу, мяу. Корова – му,му.му. Как только взрослый говорит: «черепаха» - ребёнок приседает. До начало игры необходимо повторить звуки с ребёнком и объяснить правила игры.
Игра «Самолёт летит по небу». Взрослый говорит: Самолёт летит по небу
В самолёте я лечу.
Ребёнок изображает руками крылья самолёта, гудит.
Взрослый говорит: На машине я поеду,
Если только захочу.
Ребёнок изображает, как он едет в машине, держась за руль, рыча как мотор.
Игра «потешка». Прыгай, прыгай веселей! Ребёнок под слова показывает
Прыгай, прыгай побыстрей! движения: прыгает с
Игрушкой в руках
Поднимает игрушку над
Вверх, вниз, вверх, вниз! головой, приседает, ставит
Игрушку на пол.
Вытягивает руки с игрушкой
И немного покружись! Вперёд и кружится на месте
Игра «Волшебное зеркало». Взрослый говорит: Ну-ка, зеркальце, смотри,
Всё нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка всё за мной.
Взрослый делает какое-нибудь движение, а ребёнок в точности его повторяет. Предварительная работа – взрослый подводит ребёнка к зеркалу, обращает внимание на изображение в нём. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом» Ребёнок «смотрит в зеркало», а взрослый повторяет его движения.
Игра «Зайчик». Взрослый и ребёнок держат за края пелёнки, на которой лежит игрушечный зайчик. Сначала плавно качают пелёнку и говорят:
Зайчик, зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит.
Затем взрослый ускоряет ритм движения:
Зайка глазки открывает,
За морковкой убегает.
Далее взрослый ещё энергичнее раскачивает пелёнку, слегка подбрасывая зайчика:
Он бежит от волка прочь,
Мы хотим ему помочь.
Взрослый постепенно замедляет темп:
Успокойся, зайчик-зайка,
Ляг в кровать и засыпай-ка.
После этих слов движения становятся совсем плавными:
Зайчик-зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит…тс….
Вопрос: приходится постоянно говорить слово «нельзя». Как без «Нельзя»? Как научить малыша слушаться?
Ответ. Важно помнить, что ребёнок трёх лет – непоседа. Есть опасность переусердствовать и позволить ребёнку привыкнуть к этому слову. У ребёнка ещё не сформирована привычка не делать того, что запрещено. Ребёнок «лезет» везде, движимый желанием познать новое, потрогать, определить свойства предметов, да и проверить реакцию взрослого. Полезно переключать внимание ребёнка, если он тянется к утюгу, горячему чайнику. Таким образом, ребёнок подчиняется, и происходит «вживание» понятий «можно», «нельзя». Не следует произносить «нельзя» попусту, мимоходом. Желательно, чтобы за словом «нельзя» следовало разъяснение, почему «нельзя». Тогда ребёнок постепенно научится понимать, что не всё разрешено делать. В каких-то случаях не надо останавливать ребёнка словом «нельзя», пусть приобретёт опыт.
Вопрос: Моему сыну почти три года, а он постоянно конфликтует с детьми: бьёт их, не умеет с ними ладить. Что делать?
Ответ. Агрессивное поведение может быть способом обратить на себя внимание. Агрессию могут закрепить постоянные запреты, замечания взрослых, а отрицательные эмоции ребёнок может направлять не на виновника, а на сверстника. Агрессию могут вызвать и суровые наказания. Ребёнку важно давать уроки добра и любви – это профилактика агрессии.
Вопрос: Как бороться с капризами?
Ответ. Природа ребёнка такова, что у него возникает много желаний, которые очень часто меняются. Но взрослому совсем не обязательно каждое из них удовлетворять. Объясните в таком случае, почему вы не можете удовлетворить какую-то его просьбу. Постепенное приучение ребёнка к некоторому самоограничению формирует «тормозные» процессы. Старайтесь не сердиться на капризы ребёнка. Уже к двум годам ребёнок приобретает систему социальных навыков, которые использует в отношениях с людьми. Он знает, что угрозы или требования матери: это пустые слова, которые можно проигнорировать, сразу же надо выполнять или можно подождать. Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах. Капризы часто бывают связаны с потребностью в общении. Капризничают, потому что ещё не умеют занять себя! Переключайте его внимание, поиграйте с ним, научите его играть самостоятельно.
Вопрос: Мой малыш посещает детский сад. Стал мой сын тайком притаскивать игрушки из садика. Как бороться с этим воровством?
Ответ. Не следует сразу же придавать поступку ребёнка статус кражи. У него свои мотивы: ему не даёт покоя ощущение своего «я». Он ищет самовыражения во всём. Он исследует по-своему мир социальных отношений: «Что будет, если я поведу себя так или иначе?» Одной из таких ситуаций у 2-3 летних детей является присвоение чужого. Нельзя, конечно, закрывать глаза на подобные действия ребёнка. Пусть при вас отдаст и извинится, если взял чужое. Скажите, что другой будет плакать. Скажите, что и вас его поступок огорчил, вам стыдно за него. Возможно, надо будет купить такую же игрушку. Бывает, что это способ обратить внимание взрослого на себя.
Тренинг для родителей детей раннего возраста.
Подготовила и провела Павлова Н.А.
Занятие № 2.
1. Упражнение на сплочение группы. «Лимоны». Имитируя движения, родители стараются попасть в корзину лимонами.
2. Мини-лекция «особенности общения детей раннего возраста со взрослыми». Период раннего детства является достаточно противоречивым. Ребёнок испытывает как привязанность к взрослому, так и чувство лёгкого раздражения к нему, одновременно стремится к самостоятельности и хочет ощущать зависимость от взрослого. Для детей раннего возраста характерны такие формы общения:
- ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Сиюминутное взаимодействие ребёнка и взрослого. Ребёнок нуждается прежде всего в эмоциональном контакте.
- ситуативно-деловое общение. Возникает только в раннем детстве. У ребёнка возникает потребность в сотрудничестве с мамой. Малыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта.
Ребёнок после 2 лет живёт не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Если ребёнку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребёнок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия. Строя свои отношения с ребёнком раннего возраста, взрослому необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Ребёнок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем сдерживающие запреты, поэтому слово «нельзя» часто остаётся без внимания малыша. На третьем году жизни ребёнок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать своё поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают всё, о чём говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают взрослые.
3. Игровое задание. «Магазин детских характеров». Каждый родитель выбирает себе игрушку-куклу с каким-либо детским характером (на куклах готовые надписи типа: Я-нытик, Я-капризный, Я-тиран, Я-люблю закатывать истерики, Я-медлительный, Я- упрямый, Я-люблю требовать.
Задание: - Мой разговор с ребёнком, который сводит меня с ума своим поведением. (по выбору самих родителей надо либо что-то сказать ребёнку-игрушке, либо что-то спросить у него, либо что-то ответить за него.
Резюме: Нередко ребёнок усваивает, что когда он такой, меня не одобряют, не любят, моё поведение не принимается, критикуется и осуждается. Наверно, со мной что-то не так, что-то неправильно. Как избегать давать при общении ребёнку отрицательные оценки?
4. Игровое упражнение. «Я вижу, что сейчас с тобой происходит!»
Задание: необходимо расшифровать смысл поведения ребёнка, выбрав соответствующую его поведению детскую фразу о возможной потребности ребёнка – «что же он хочет?». Родители находят из разложенных фраз самую подходящую, на их взгляд, и обосновывают свой выбор.
Резюме: ребёнку необходим определённый положительный опыт признания и возможности удовлетворения его желаний, его «хочу», чтобы ситуации взаимодействия с окружающими не провоцировали его на поведение, «сводящего взрослого с ума». Близкому взрослому важно успокоить ребёнка, что он не плохой, а просто ещё маленький. При этом кто-то из детей больше нуждается во внутреннем чувстве порядка, а кто-то во внешнем упорядочении жизни.
5. Анкета «Стиль воспитания ребёнка в семье»
6. Обсуждение памятки «О правилах жизни ребёнка в семье».
(выдача памяток о наказании).
7. Мини-лекция «Общение со сверстниками»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка с полутора лет. В этом возрасте в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий. Но после двух лет поведение ребёнка становится не таким бесцеремонным, общение приобретает субъектный подход. Малыш 1,5 лет начинает бояться незнакомых детей. Они могут перестать играть, прятаться за маму и даже плакать при приближении других детей. К 2-2,5 годам эта тревога при встрече других детей проходит. К концу второго года жизни дети вступают в совместную игру, которая доставляет большое удовольствие. Заметим, что игрушки и яркие предметы отвлекают от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом. В этом возрасте большинство игр основано на стремлении детей подражать друг другу. Если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчёркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они часто улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
8. Упражнение «Игры на взаимодействие детей».
Игра «Карусели»
«Черепаха»
«Ищу друга»
«Только вместе»
9. Игра – соревнование со вкладышами. 10. Мини-лекция «Агрессивный ребёнок»
Агрессивность ребёнка может быть физически и психически обусловленной:
- агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста ( у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм).
- агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет ещё и защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворённая потребность в общении и любви. Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка (в движении, активной деятельности).
Игра «Улитка»
«Мой хороший попугай»
(памятка), задача.
11. Мини-лекция «Тревожный ребёнок»
Основные причины возникновения тревожного поведения:
- неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям ребёнка
- повышенная тревожность самих родителей
- непоследовательность родителей при воспитании ребёнка
- противоречивые требования
- чрезмерная эмоциональность одного из родителя
- стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей
- авторитарный стиль воспитания в семье
- стремление родителей всё делать правильно, соответствовать стандартам и нормам
памятка
игры: «Шалтай-Болтай»
«Паучки и комары»
«Пузырь»
12. Мини-лекция «Гиперактивный ребёнок»
Характеристика
Памятка
Игры.
УВАЖАЙ МОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ХОТЬ РАЗ ОТНЕСИСЬ СЕРЬЁЗНО К МОЕМУ МНЕНИЮ
НЕ ЗАПРЕЩАЙ МНЕ БЫТЬ ИНОГДА СЛАБЫМ И БЕСПОМОЩНЫМ, Я БУДУ ОТСТАИВАТЬ ЭТО ПРАВО
СО МНОЙ СЧИТАЮТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА Я НЕ УПРАВЛЯЮ СОБОЙ
НЕ ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ КО МНЕ, Я СЕЙЧАС ОПАСЕН!
Я ДОКАЖУ ВАМ, ЧТО СМОГУ СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ ОТ ТОГО, ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ
Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ СО СВОЕЙ ЗЛОСТЬЮ И РАЗДОЖЕНИЕМ
МАМА, ПОЗАБОТЬСЯ ОБО МНЕ, ПОЖАЛЕЙ МЕНЯ, ПОЛЕЧИ МЕНЯ
Я ЗАСТАВЛЮ ВАС ПРИЗНАТЬ МОЮ СИЛУ
ПРИЗНАЙ МОЁ ПРАВО ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ИНОГДА ОДИНОКОЙ, ПОКИНУИОЙ, КОГДА ВСЕ ЗАНЯТЫ И ВСЕМ НЕ ДО МЕНЯ
МНЕ ОБИДНО И ОЧЕНЬ ТРУДНО СДЕРЖАТЬ СВОЮ ОБИДУ, Я НЕ ЗНАЮ, КАК С НЕЙ СПРАВИТЬСЯ
ОБРАТИ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ, ЗАМЕТЬ, КАК МНЕ ГРУСТНО
НЕ ТОРОПИ МЕНЯ, ДАЙ ЖИТЬ В СВОЁМ ТЕМПЕ
ТЫ ОЧЕНЬ МНОГОГО ОТ МЕНЯ ХОЧЕШЬ, УБАВЬ СВОИ ТРЕБОВАНИЯ КО МНЕ
Я ОЧЕНЬ УСТАЛ(А) И ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ЭТО ЗАМЕТИЛА И ЧЕМ-ТО ПОМОГЛА МНЕ
Стиль воспитания ребёнка в семье
(тест для родителей)
Их трёх ответов на каждый вопрос выберите один.
1. Ребёнок капризничает, отказывается есть то, что обычно всегда ел. Вы:
а) дадите ребёнку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;
б) погрустите вместе с ребёнком, так как вам тоже жаль потерянного мишку, он был любимым другом, когда что-то теряешь, всегда грустно;
в) успокаиваете ребёнка, приговаривая, чтобы «не ревел из-за пустяков».
3. Ваш ребёнок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы укладываться спать. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что нужно сейчас ребёнку, чтобы начать укладываться в кровать; (может оказаться, что просто сесть рядом с ним);
в) начнёте стыдить ребёнка за непослушание.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) часть игрушек уберёте от ребёнка в недоступное для него место: «пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребёнка поддерживающей фразой, типа «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя..»;
в) наказываете ребёнка.
5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидаете, что он быстро оденется и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:
а) отчитываете ребёнка, показывая своё недовольство им;
б) говорите ребёнку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы, чтобы…(сообщаете ребёнку, чего вы хотите сейчас от него);
в) пытаетесь сами побыстрее одеть, отвлекая его как-то от шалостей.
Подсчитайте, каких ответов больше – а), б) или в).
А – стиль авторитарного воспитания с дефицитом доверия ребёнку и принятия его потребностей.
Б – стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент – научить брать ответственность за себя и свои поступки.
В – стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы – порицание и наказание.
О ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
- ПРАВИЛА (ОГРАНИЧЕНИЯ, ЗАПРЕТЫ, ТРЕБОВАНИЯ) – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЁНКА
- ХОРОШО, ЕСЛИ ПРАВИЛ НЕ СЛИШКОМ МНОГО, ЕСЛИ ОНИ ГИБКИЕ И НЕ ВСТУПАЮТ В ЯВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЁНКА
- ВСЕ ПРАВИЛА УСВАИВАЮТСЯ МАЛЫШОМ ПРИ УСЛОВИИ ИХ СОГЛАСОВАННОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ
- ВАЖНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ В ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ПРАВИЛ ДРУЖЕСТВЕННОГО, РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОГО ТОНА, А НЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО
- ОБРАЩАЯСЬ К ПРАВИЛАМ ВАЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СИСТЕМОЙ ВЗАИМНЫХ УСТУПОК – ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ УМЕСТНА МЕНЕЕ ВСЕГО.
Любящему родителю на заметку
«Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребёнка»
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребёнка хорошего, чем делать ему плохое.
2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за всё сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки душевного развития.
5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребёнка, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребёнок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!
7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева, а нашего огорчения…
8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жёстко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счёт «карающего», что вносит смятение в восприятие ребёнком семейной иерархии.
9. Наказание – не за счёт лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка необходимой заботы и похвалы. Наказание должно посеять не сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребёнка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.
Напротив, при дефиците любви наказанием становится сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.
Памятка родителям при проявлении агрессии у ребёнка.
1. Научить малыша способам снятия напряжения:
- перенос гнева на безопасный предмет (резиновую игрушку, мяч, бумажные шарики, музыкальные инструменты)
- вербальное выражение гнева в вежливой форме (называние своих отрицательных эмоций: «Я злюсь», «Я сержусь»)
- конструктивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в конфликтных ситуациях.
2. использование физического препятствия перед вспышкой гнева ( остановить занесённую руку для удара, удержать за плечи и твёрдо сказать «нельзя»)
3. отвлечение внимания малыша интересной игрушкой или каким – либо занятием
4. Мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребёнка на руки и унести его с места конфликта)
5. Удаление объекта гнева ребёнка.
Памятка родителям при проявлении агрессии у ребёнка.
1. Научить малыша способам снятия напряжения:
- перенос гнева на безопасный предмет (резиновую игрушку, мяч, бумажные шарики, музыкальные инструменты)
- вербальное выражение гнева в вежливой форме (называние своих отрицательных эмоций: «Я злюсь», «Я сержусь»)
- конструктивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в конфликтных ситуациях.
2. использование физического препятствия перед вспышкой гнева ( остановить занесённую руку для удара, удержать за плечи и твёрдо сказать «нельзя»)
3. отвлечение внимания малыша интересной игрушкой или каким – либо занятием
4. Мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребёнка на руки и унести его с места конфликта)
5. Удаление объекта гнева ребёнка.
Памятка для родителей тревожных детей
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Памятка для родителей тревожных детей
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Памятка для родителей гиперактивных детей.
1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)
8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Памятка для родителей гиперактивных детей.
1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)
8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества
Трёхлетний Федя постоянно дерётся в группе, отбирает игрушки у младших детей, а если те оказывают ему сопротивление, он кусает их за щёку. Двухлетний Артём при виде Феди отказывается заходить в группу детского сада.
Ваше решение проблемы.
Двухлетняя Танечка в течение трёх месяцев плачет при расставании с мамой. Когда мама уходит, она не переставая продолжает плакать почти весь день, повторяя: «Мама, мама…» Родители группы настроены против девочки, просят изолировать её от детей, которые тоже начинают реветь «за компанию».
Ваше решение проблемы.
Никите два с половиной года. Он очень добрый и общительный, но дети не хотят с ним играть, так как за столом он отбирает у них котлету, выливает в их суп компот, рушит построенные ими из конструктора башни, отнимает карандаши и фломастеры, стаскивает одеяла во время тихого часа. Он требует, чтобы воспитатели во время дневного сна сидели рядом с ним и читали книжку.
Ваше решение проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"
Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...
Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"
Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...
Консультация для родителей "Тренинг взаимодействия родителей с детьми" средняя группа
Тренинг для родителей...
Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»
Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...
консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»
Игровые тренинги для родителей и детей могут помочь взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....
Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"
Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....
Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...