Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей
учебно-методическое пособие на тему

Методика обучения детей составлению загадок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Методика обучения детей составлению загадок

Традиционно  в  дошкольном  детстве  работа  с  загадками  основывается  на  их отгадывании.  Причем,  методика  не  дает  рекомендаций  о  том, как  и  каким  образом   учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдение  за  работой  детей  показывают,  что  отгадывание  происходит  у  самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов.  При  этом  большая  часть  детей  группы  являются  пассивными  наблюдателями.

Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро

запоминается  другими  детьми.  Если  педагог  через  некоторое  время  задает  ту  же  самую загадку, то большая часть детей группы вспоминает ответ.

Задача  педагога,  работающего  по  развивающим  программам,  состоит  в  создании условий для самостоятельного составления загадок дошкольниками. Это позволит детям в дальнейшем  выстраивать  логические  цепочки  при  отгадывании  и  получить  радость  от речевого творчества.

А. А. Нестеренко ("Страна  Загадок" см. № 78)  созданы модели составления загадок для  детей  школьного  возраста.  В  адаптированном  варианте  данная  методика  применима  в работе с дошкольниками.

В  работе  с  детьми  дошкольного  возраста  используются  следующие  модели составления загадок.

Модель 1 "Какой? - Что такое же у другого объекта?"

  Опорная таблица

Какой?  Что такое же?

  У  объекта  выделяется  признак,  отвечающий  на  вопрос  «Какой?»,  и  делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

ПР:  Какой  самовар  по  цвету?  –  Блестящий  (воспитатель  записывает  это  слово  в левой части таблицы на первой строке).

Какой самовар по действиям?  –  Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

Какой  он  по  форме,  размеру?  -  Пузатый  (заполняется  третья  строчка  левой  части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?  Что такое же?

Блестящий  Монета

Шипящий  Вулкан

Пузатый  Арбуз

ПР:  «Репейник  какой?  -  Колючий,  как  еж,  кактус,  елочка.  Лохматый,  как  собака, шуба, медведь. Приставучий, как липучка, непослушный ребенок, жвачка, смола».  

  От детей старшего возраста требуются более богатые характеристики объектов,

выбранных для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.  

Таблица может выглядеть следующим образом:

Какой?  Что такое же?

Блестящий  Начищенная монета

Шипящий  Проснувшийся вулкан

Пузатый  Спелый арбуз

  После  заполнения  таблицы  воспитатель  предлагает  прочитать  загадку

построчно,  вставляя  между  правыми  и  левыми  столбцами  связки  «Как»  или  «Но  не».

Чтение  загадки  происходит  коллективно  всей  группой  детей.  Сложившийся  текст неоднократно повторяется.

Итоговая  загадка  про  самовар:  «Блестящий,  как  начищенная  монета;  шипящий, как проснувшийся вулкан; пузатый, но не спелый арбуз».

  Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения.

Строится  содержание  загадки:  не  называя  загаданный  объект,  перечисляются  признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

Итог: «Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола».

  Загадки  можно  составить  на  основе  занижения  свойств  объектов  (самовар тусклый,  как  пыльные  ботинки)  или  их  завышения  (самовар  блестящий,  как  утреннее солнце).

Методические рекомендации

  При  организации  работы  используются  наглядные  модели,  представляющие собой таблицы.

    Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко  выделенной  первой  буквой.  В  правой  части  таблицы  допустимо  схематическое изображение  объекта  (зарисовка).  Это  позволит  тренировать  детскую  память:  ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

    После  освоения  детьми  данной  модели  на  активном  уровне  необходимо познакомить  детей  с  особенностями  построения  сравнений  на  завышение  и  занижение свойств объектов.

Модель 2 "Что делает? -  Что делает так же?"

  Опорная таблица

Что делает?  Что делает так же?

  Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

  У объекта выделяются действия и перечисляются другие объекты, у которых

данные действия ярко выражены.

ПР:  «Лягушка  что  делает?  Прыгает,  как  заяц,  мяч.  Ныряет,  водолаз,  утка.

Плавает, как лодочка, рыба».

  Из  предложенных  вариантов  сравнений  выбираются  наиболее  удачные.

Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка».

  Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет:

-  Что делает ежик?

-  Пыхтит, собирает.

-  Пыхтит, как кто или что?

-  Пыхтит, как новенький паровозик  (сравнение  на  основе

завышения свойств).

-  Пыхтит, как сломанный чайник (сравнение на основе занижения

свойств).

-  Собирает, как хорошая хозяйка (сравнение на основе завышения

свойств).

-  Собирает, как жадина (сравнение на основе занижения свойств).

Далее  воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки  «Как»,

«Но не».

ПР:  составление  загадки  про  ежика  на  основе  завышения  свойств:  «Пыхтит,  как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка"

ПР: составление загадки про ежика на основе  занижения свойств: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина».

Модель 3 «На что похоже? - Чем отличается?»

  Опорная таблица

На что похоже?  Чем отличается?

  Особенностью освоения этой модели является следующее: ребенок сравнивает общий вид объекта с общим видом другого объекта, находит общее и различное.

  Протокол составления загадки про гриб:

-  На что похож гриб? -  На мужичка.

-  А чем отличается от мужичка?  -  У гриба нет бороды.

-  Еще на что похож? - На дом, но без окон.

-  А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Модель 4 "Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта".

  Опорная таблица

Какая часть?  У какого объекта есть такая часть?

  У  объекта  выделяются  части,  делается  подборка   объектов  с  такими  же

частями.

ПР:  «Часы:  стрелки,  как  у  компаса,  цифры,  как  в  математике,  круг,  как  лик

луны».

  Выбирается   лучший  вариант.  Строится  содержание  загадки  аналогично

предыдущим моделям.

Итог:  «Стрелки,  но  не  как  у  компаса,  цифры,  но  не  из  учебника  математики,  на круге, но не лике луны».

Методика обучения детей составлению метафор

По определению философов,  метафора  –  это перенос свойств одного объекта на другой, основанный на скрытом сравнении.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа: побуждать детей делать сложные сравнения; учить детей раскрывать смысл метафор и

т.  д.   При  таком  подходе  нельзя  гарантировать,  что  дети  будут  составлять  фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, использовать при общении.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне доступны детям 6 – 7 лет.

Основная  цель  педагога:  создание  условий  для  усвоения  детьми  моделей составления метафор.

Ребенок  может  самостоятельно  создавать  фразу  метафорического  плана  после усвоения модели составления метафоры.

В работе с дошкольниками целесообразно  использовать наиболее простую модель составления метафоры:

Модель №1

1.  Определяется Объект 1 (радуга), о котором составляется метафора.

2.  Выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3.  Выбирается Объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4.  Определяется место Объекта 1 (небо после дождя).

5.  Объединяются: Объект 2 (цветочная поляна)  и место Объекта 1 (небо после дождя)  для  составления  метафорической  фразы  (Цветочная  поляна  небес  после дождя).

6.  Составляется  варианты  развернутых   предложений  с  этим

словосочетаниями (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя. Небо засияло цветочной поляной.)

7.  Повтор правил составления метафоры.

Примечание

При  создании  метафоры  по  данной  модели   в  развернутых  предложениях  (п.6)  не используются  слова,  обозначающие  объект  №1   и  его  специфическое  свойство

(1,2).Фактически дело имеют дело с загадочной фразой, в которой неявно обозначен объект с его специфической характеристикой.

Модель №2

Более сложная модель построения метафоры включает в себя следующие шаги:

1.  Берется Объект №1 для составления метафоры (снегири).

2.  У  него  выявляется   какой  –  либо  признак,  отвечающий  на  вопрос

«какой?» (красные).

3.  Переделывается прилагательное (красные) в существительное (краснота).

4.  Данное свойство (краснота) ищется у второго объекта (яблоки)

5.  Определяется место нахождения Объекта № 1 (ели в заснеженном лесу).

6.  Объединяются  свойство  Объекта  №  2  (краснота  яблок)  и  местонахождения объекта  №1  (Ели  в  заснеженном  лесу)  в  качестве  основы  построения  метафорической фразы (Краснота яблок заснеженного леса на елях).

7.  Составляется  варианты  развернутых   предложений  с  этим словосочетаниями  (В  лесу  закраснели  яблоки  на  заснеженных  елях.  Краснота  яблок зимнего леса радовала глаз).

8.   Повтор правил составления метафоры.

Методические рекомендации.

  Обучение  детей   составлению  метафор  будет  наиболее  успешным,  если

возвращаться к моделям и проговаривать правила их создания

  Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или «письма Королевы Красивой Речи».

Примеры метафор, придуманных детьми

Радуга разноцветная------ситец

на небе дугообразная-----коромысло, ворота

Радуга  на  небе  -  «Ситец  неба»,  «Небесное  коромысло»,  «Небесные  ворота». После дождя яркими красками разливался ситец неба. Семицветное коромысло перекинулось через

всѐ небо. Небесные ворота радовали наше воображение.

Звѐзды Маленькие--------точки,горошинки

Красивые---------бусинки, ожерелье

На небе Рассыпчатые-----конфетти, брызги

Светящиеся------светлячки

Круглые----------пуговки

Звѐзды  -  «Ожерелье  ночного  неба»,  «Небесные  бусинки,  небесные  пуговки, небесные  точки,  небесные  горошинки,  ожерелье  ночного  неба,  брызги  ночного  неба, конфетти  ночного  неба».   Небесный  бисер  украсил  ночное  небо.  Я  любуюсь  на  пришитые пуговки  ночного  неба.  Небесные  светлячки  освещали  мой  путь.  Небесные  горошинки рассыпались по небу. Ночное небо было украшено ожерельем.

Дождинки  Капающие --------слѐзы

В Мокрые----------- роса, слѐзы

тучах Моросящие-------сырой снег

Водяные-----------брызги

Дождинки  -  «Слѐзы туч»,  «Брызги туч». Слѐзы туч лили, как из ведра. Брызги туч

громко стучали об асфальт.

Озеро Глубокое-----------яма

Отражающее-----зеркало

Земля Прозрачное-------окно

Спокойное--------тишина

Озеро  -  «Лесное  зеркало  земли»,  «Окно  земли».  Лесное  зеркало  земли  отражало красоту  белых  лебедей.  В  лесных  окнах  земли  лѐтчики  могли  видеть  отражение  летящего самолѐта.

Паутина Тонкая------------иголка

В Сплетѐнная------сети

Лесу

Паутина  -  «Лесные  сети».  Пауки  натягивали  лесные  сети  и  ловили  в  них  мух.

Поздней осенью на деревьях блестели тонкие лесные сети.

Смола Капает--------слѐзы

на сосне Блестит------зеркало

Сползает-----лавина

Течѐт---------река

Смола на сосне - «Слѐзы сосны». С побитых ветрами сучьев капают слѐзы сосны.

Гнездо Уютное----------колыбелька

У Мягкое----------перинка

птицы    Круглое--------тарелка

«Птичья колыбелька». В птичьей колыбельке пищали неугомонные птенцы.

Гнездо из веток----------------шалашик

в из палочек------------заборчик

траве    из пуха----------------подушка

из паутинки---------сеточка

из мха-----------------верѐвка

«Травяной  шалашик».  У  пня  прятался  травяной  шалашик,  в  который  птица приносила комаров своим птенцам.

Методика  составления  дошкольниками  рифмованных текстов

Стихотворение  -  одна  из  форм  монологического  текста,  которая  способствует развитию  способности  чувствовать  художественную  выразительность  слова.  При восприятии  стихотворных  текстов  закладывается  основа  для  формирования  любви  к родному языку, его точности, меткости и образности.

Исследователями детской речи установлено, что дети 3 -  5 лет имеют естественную потребность  в  стихосложении  (стихотворчестве).  Веселое,  смешное,  устрашающее  или дразнящее стихотворение –  это и есть словесная «игрушка». И в то же время детская поэзия

– это свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

В дошкольной практике воспитатели пробуют учить детей составлять стихотворные

тексты. Но сложившейся методики обучения дошкольников созданию стихотворных текстов

в традиционной педагогике нет.

1. Создание лимериков

Лимерик    является  одним  из  средств  развития  детского  речевого  творчества.  Это

короткое стихотворение, как правило, состоящее из пяти строк. Лимерик пишется в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы, абракадабры). Рифмованные тексты этого жанра начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером можно считать поэта

и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).

Лимерик рифмуется таким образом:

Первые две строчки между собой

Третья и четвертая строчки между собой.

Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

 Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Лимерик  должен  содержать  ярко  выраженный  парадокс  или  гиперболу.  Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

Например:

Жил – был старичок меж ульями,

От пчел отбивался он стульями.

Но не учел

Числа этих пчел,

И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный

Был он добр, но очень мокрый

По болоту он ходил

Всех лягушек подавил.

Вот какой виртуозный медведь.

Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.

По  мере  усвоения  модели  лимерика,  дети  самостоятельно  сочиняют  рифмованные  тексты.

Такие  занятия  с  детьми  можно  начинать  с  4,5  лет.  В  процессе  составления  лимериков

воспитатель  должен  учить  детей  использовать  только  литературные  слова  и  не  делать повторов.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему.  Следует  всемерно  поддерживать  это  стремление  детей  и  развивать  их  навыки  связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически  воспроизводят  рассказ  воспитателя  с  незначительными  изменениями.  Детские рассказы  бедны  выразительными  средствами,  в  них  практически  отсутствуют  простые

распространенные  и  сложные  предложения.  Тексты  изобилуют  словами-повторами  («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является  то,  что  ребенок  сам  не  строит  рассказ,  а  повторяет  предыдущий  с  очень незначительными  изменениями.  За  одно  занятие  детям  приходится  выслушивать  4-5

однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога  воспитывать  волю  сводится  к  замечаниям  скучающим  дошкольникам:  «Ребята, слушайте  внимательно!»,  «Сидите  прямо,  и  глазки  на  Сашу,  он  рассказывает...»  Этого требования  хватает  лишь  на  30-40  секунд  дисциплинированного  поведения.  Закономерно возникают вопросы:

-  Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

-  Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

-  Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая нами технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: "Текст реалистического характера"

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

-  рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;

-  описание картины как раскрытие темы;

-  развернутое описание конкретного объекта;

-  словесно-выразительное  описание  изображенного  на  картине  с  использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.;

-  создание рифмованных текстов по содержанию картины.

2-ой тип: "Текст фантастического характера"

Цель:  составление  рассказов  фантастического  плана  по  мотивам  изображенного  на картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

-  рассказ как фантастическое преобразование содержания;

-  фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;

-  рассказ  от  имени  изображенного  (представляемого)  объекта  с  заданной  или

самостоятельно выбранной характеристикой;

-  сказки по мотивам содержания картины;

-  рифмованные тексты фантастического плана.

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Творческая  речевая  деятельность находится в  прямой  зависимости от  уровня  развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение  детей  составлению  рассказов  по  картине  основывается  на  алгоритмах  мышления.  В

работе с детьми можно выделить  несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная  операция,  в  результате  освоения  которой  у  ребенка  развивается  способность самостоятельно  делать  речевые  зарисовки  по  картине.  Обучение  ребенка  осуществляется  в

процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

1 этап «Определение состава картины»

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на

картине (дробление, моделирование, группировка).

Базовая информация

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются  объекты,  изображенные  на  картине.  Степень  подробности  может  быть  разной:

максимальной  (с  выделением  всех  объектов  и  их  деталей),  средней  (выделение  основных  и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

При  наличии  однородных  объектов  на  картине  производится  группировка  по  какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

Моделирование  выявленных  на  картине  объектов  производится  с  помощью  схем,

цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.

Методика работы с детьми

Для  побуждения  детей  к  выделению  и  называнию  объектов  на  картине  используется прием  «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Для  определения  деталей  одного  объекта  используется  приемы  «Аукцион»,  «Охота  за подробностями»,  «Кто  самый  внимательный»  и  др.  Игры  эти  направлены  на  активизацию внимания детей.

При  обучении  классификационным  умениям  используется  прием  группировки  по заданному  признаку:  рукотворности,  природности,  функциональности,  присутствия

определенного  цвета,  формы  и  т.д.  Классификационная  группа  обозначается  обобщающим словом.

Моделирование  детьми  выявленных  объектов  производится  схемами,  буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого использ уется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Советы педагогу

  Воспитатель  должен  проявлять  живой  интерес  и  эмоционально  реагировать  на ответы детей.

Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.

  Предварительно должен быть составлен тематический словарь.  

  Последовательность называния объектов может быть любая.

  Обязательным  условием  является  обозначение  «земля-небо»,  «пол  -  потолок».

Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой  – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе.

   По  окончанию  определения  состава  картины  необходимо  подвести  итог  (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.

  Окончательным  итогом  данной  игры  считается  рефлексия:  осознание  детьми производимой  мыслительной  операции  и  вывод  правила  –  «когда  смотришь  на  картину,  надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

1.  Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

2.  Моделирование объектов.

3.  Группировка по заданному признаку.

4.  Обобщение перечисленных объектов.

5.  Рефлексия.

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Базовая информация

Для  составления  осмысленного  рассказа  по  картине,  нужно  научиться  устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить.

Взаимодействия  между  объектами  могут  быть  установлены  на  уровне  физических  связей (касание,  давление…),  на  уровне  эмоциональных  связей  (нравится,  не  нравится,  заботится,  не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др.

Методика работы с детьми

Для обучения детей  установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие задания:

-  пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной

«Кошка  с  котятами».  Педагог  вместе  с  детьми  играет  с  волшебником  «Объединяй»  и «объясняют» ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике».

-  «Ищу  друзей»  –  найти  объекты,  которые  между  собой  связаны  по  взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы  –  кошки и любят вместе играть».

-  «Ищу  недругов»  –  найти  объекты,  которые  между  собой  «не  дружат».  ПР:

«Клубочки  не  дружат  с  корзинкой,  потому  что  они  выкатились  из  нее  и  не  хотят  там  быть».

Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

-  «Кто-то  теряет,  кто-то  находит,  и  что  из  этого  выходит»  –  объяснить  причинно-следственные  отношения  сложного  характера,  которые  возникают  при  взаимодействии  между двумя  объектами.  ПР:  «Шкафу  очень  тяжело  держать  полки  с  книгами,  он  теряет  силы,  а книжкам  так  важно  стоять  аккуратно  в  шкафу.  Книги  благодарны  полкам,  что  им  помогают».

Или  «На  полу  играет  кошка  с  котятами,  но  лапки-царапки  могут  сделать  больно  и  коврику  и полу.  Котятам  хорошо  играть  –  они  нашли  удобное  место,  а  коврик  и  пол  могут  пораниться.

Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса позна...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания, м...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Путешествие Колобка»

Пособие предназначено для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Также оно направлено для ознакомление с окружающим миром,  развитию речи, ознакомлению с художест...

Методическое пособие для воспитателей детских садов «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для воспитателей детских садов«Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста»...

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей...