Консультация для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
опыты и эксперименты на тему
Консультация включает в себя:
*что должно быть в уголке экспериментирования;
* алгоритм подготовки экспериментов;
* структура эксперимента;
*предметно-развивающее пространство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_mdou.docx | 192.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка»
структурное необособленное подразделение «Лебёдушка»
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»
«Уголок экспериментирования»:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;
- красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);
- технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;
- медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;
- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Алгоритм подготовки экспериментов
- Выбор объекта исследования.
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений).
- Определение типа, вида и тематики эксперимента.
- Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и пособий.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
- Уточнение, каким будет эксперимент — краткосрочным или долгосрочным.
- Прогнозирование результатов.
- Закрепление последовательности действий.
- Закрепление правил безопасности.
Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.
Структура экспериментов
- Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
- Прогнозирование результатов (в старшем возрасте).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
- Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
- Выполнение эксперимента (под руководством педагога).
- Наблюдение результатов эксперимента.
- Фиксирование результатов эксперимента.
- Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно среднем и старшем дошкольном возрасте).
Предметно – развивающее пространство включает следующие взаимосвязанные между собой мини-среды:
- ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в определенный сезон, соответствующий реальному;
- интегрированные природно-культурные мини-среды реальной и исследовательской деятельности в природе;
- творчески-преобразующая, «научная» мини-лаборатория экспериментирования;
- схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности;
- модели знакомых игр;
- различные природные материалы, предметы-посредники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".
Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребе...
Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»
laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...
Консультация для воспитателей ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей ДОУОпытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка...
Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника"
Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы ...
Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности младших дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
Рекомендации педагогам по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников...