Консультация для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
опыты и эксперименты на тему

Жаринова Елена Леонидовна

Консультация включает в себя:

*что должно быть в уголке экспериментирования; 

* алгоритм подготовки экспериментов;

* структура эксперимента;

*предметно-развивающее пространство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_mdou.docx192.66 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка»

 структурное необособленное подразделение «Лебёдушка»

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

http://pervomaysk.bereza.edu.by/sm_full.aspx?guid=18643

«Уголок экспериментирования»:

  • приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы,  это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;
  • красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);
  • технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;
  • медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

        

http://danvillecdc.org/wp-content/uploads/2015/01/feature-4-980x481_c1.jpg

Алгоритм подготовки экспериментов

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений).
  3. Определение типа, вида и тематики эксперимента.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).
  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и пособий.
  7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  9. Уточнение, каким будет эксперимент — краткосрочным или долгосрочным.
  10. Прогнозирование результатов.
  11. Закрепление последовательности действий.
  12. Закрепление правил безопасности.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

Структура экспериментов

  1. Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
  2. Прогнозирование результатов (в старшем возрасте).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
  4. Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  5. Выполнение эксперимента (под руководством педагога).
  6. Наблюдение результатов эксперимента.
  7. Фиксирование результатов эксперимента.
  8. Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно среднем и старшем дошкольном возрасте).

Предметно – развивающее пространство включает следующие взаимосвязанные между собой мини-среды:

  • ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в определенный сезон, соответствующий реальному;
  • интегрированные природно-культурные мини-среды реальной и исследовательской деятельности в природе;
  • творчески-преобразующая, «научная» мини-лаборатория экспериментирования;
  • схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности;
  • модели знакомых игр;
  • различные природные материалы, предметы-посредники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребе...

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...

Консультация для воспитателей ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУОпытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка...

Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника"

Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы ...

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Рекомендации педагогам по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников...