Методика раннего развития
методическая разработка (младшая группа) на тему

диагностика раннего развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методика раннего развития детей.

 Идея всех методик развития детей раннего возраста основана на том, что в течение первых трех лет жизни мозг ребенка развивается на 80%, а к семи годам его рост прекращается. Начиная обучение малыша лишь с 1-го класса школы, пропускается самое чувствительное к развивающим занятиям время. Современные методики раннего развития детей разнообразны и многочисленны, но наиболее известные и популярные из них это: методика Монтессори, Домана, Никитиных и Зайцева. Зная особенности той или иной системы обучения, можно подобрать индивидуальную программу для своего ребенка.

Методика раннего развития детей Домана Гленн Доман, основатель одноименного метода раннего развития, утверждает, что интеллект ребенка развивается быстрее, если в первые годы его жизни нагрузка на мозг максимальна. То есть практически с рождения, с малышом проводят двигательные упражнения, ускоряющие физическое развитие, а начиная с возраста 3-6 месяцев, регулярно показывают ребенку карточки, которые позволяют научиться счету, чтению и получить некоторые другие энциклопедические знания. Основная идея методики заключается в том, что каждый человек может стать гением, а ключ к гениальности – это раннее развитие. Чем раньше начать занятия с ребенком, тем легче научить его всему. При этом лучшими учителями являются сами родители, особенно если знания даются искренне и радостно. Несмотря на это, в методике раннего развития детей Домана есть спорные моменты: Система делает малыша пассивным участником, так как он получает информацию лишь для того, чтобы позже ее воспроизвести. Из-за этого у ребенка притупляется врожденная любознательность и исчезает желание познавать окружающий мир самостоятельно; Формирование у детей абстрактных образов, когда они сопоставляют названия тех или иных объектов только с определенной карточкой. Например, ребенок вряд ли узнает в зоопарке льва, которого видел на картинке. Для этого требуется не только опыт, но и интеллектуальная зрелость, которой годовалые дети еще лишены; На занятиях чаще всего задействованы только такие органы чувств как слух и зрение, а для целостного восприятия важно, чтобы участие также принимали обоняние, осязание и вкус; Обучение чтению по карточкам Домана строится на автоматическом запоминании слов, но ребенок при этом не может читать незнакомые слова в книгах, добывать нужную информацию и анализировать прочитанное. Малыш воспроизводит только заученный ранее текст; Ребенок лучше всего запоминает материалы, включенные в активную деятельность и игры, а по Доману все обучение строится только через карточки.
Для чего нужны карточки? Правое полушарие мозга можно сравнить с библиотекой, где хранится огромное количество информации, которая когда-либо будет оттуда извлечена. Быстрый показ карточек направлен именно на правое полушарие мозга, куда и заносятся новые изображения, поскольку для усвоения информации левым полушарием требуется значительно больше времени. Демонстрация карточек тренирует мозг примерно так же, как занятия спортом развивают мышцы.
С помощью методики для раннего развития Г. Домана дети учатся быстро запоминать новые предметы, буквы и цифры. Суть занятий в применении специальных карточек с изображениями и названиями. Такой подход способствует стимуляции мозговой активности, а также развивает все виды памяти, как фотографическую, так и слуховую. Лучше всего начинать занятия для раннего развития с 6-7 месяцев, они эффективны у детей вплоть до 3 лет.

Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений является частью подготовки к занятиям. Глубокие вдохи и выдохи помогают расслабиться, что очень важно для работы правого полушария. Время на выполнение дыхательных упражнений – 5 ми

Возрастная шкала оценки  развития детей

Возраст (месяцы)

Факторы психического развития

15

1. Произносит 20 и более слов

2. Выполняет 2 поручения

3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге

4. Держит ложку во время еды

5. Ставит 5 кубиков один на другой

6. Ходит сам, но часто падает

18

1. Стремится связать 2 слова в предложение

2. Хочет сделать все самостоятельно

3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно

4. Пробует самостоятельно есть

5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой                             ч

6. Ходит стабильно, редко падает

21

1. Называет 5 изображений на рисунке

2. Ищет помощи у взрослых

3. Черкает карандашом в рамках листа

4. Самостоятельно ест

5. Бросает мяч в ящик

6. Пробует бегать

24

1. Задает первые вопросы

2. Общается с детьми

3. Черкает вертикальные и горизонтальные линии

4. Регулирует отправление физиологических потребностей

5. Пробует ловить брошеный мяч

6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

30

1. Задает различные вопросы

2. Может связно рассказывать

3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию

4. Регулярно сообщает о физиологической потребности

5. Расстегивает 3 пуговицы

6. Бегает значительно лучше

36

1. Может связно рассказывать

2. В игре входит в роль

3. Рисует шар, яблоко и другие предметы

4. Сам раздевается и одевается

5. Ставит 10 кубиков один на другой

6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры

Диагностика раннего развития детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Речевое развитие:

Психическое развитие:

Эмоциональное развитие 

Ф.И. ребенка

Пассивный словарн. запас:

Активный словарн. запас:

Подготовка к обучению грамоте:

 Внима-ние 

Память

Мышление

Воображе-ние

открытость и доборожелательность при знакомстве со взрослым.

Понимание речевой инструкции, достаточный объем понимаемых слов, обозначающих предметы быта, одежды, игрушек, транспорта;

Наличие активной фразовой речи.

владеет несколькими обобщающими понятиями - «игрушки», «животные», «одежда», «посуда», «мебель», может найти лишний предмет в группе.

может сосредоточиться на предмете примерно на 4-5 мин.

запоминает 4-5 предметов, может назвать" их через некоторое время;

осведомленность - ребенок, должен знать названия окружающих предметов, суметь ответить на вопросы: как тебя зовут, сколько тебе лет, во что ты любишь играть, что ты любишь кушать;
- может соотнести предметы по размеру;
- должен знать название минимум 3-х геометрических фигур, например круг, треугольник и квадрат, соотносить предметы по форме; Ребенок может соединить три части в целое;
-познавательный интерес - ребенок должен заинтересоваться новой игрушкой, найти способы игры с ней;

- знать основные цвета;

ребенок может дорисовать часть изображения до целого. 

Набор диагностических игр и упражнений для оценки развития детей в возрасте 3-4 лет. 35 минут.

1. «Рамки - вкладыши» (4 мин.)
Цель: оценка мышления, умения соотносить предметы по форме, знание геометрических фигур.
Ход: педагог дает любую игрушку на вкладывание фигурок, норма - ребенок находит 3-4 геометрические фигурки по слову педагога, зрительно определяет место фигуры.

2. Кольцеброс (2 мин.)
Цель: оценка моторики кистей рук, координации движений рук, оценка развития глазомера, владение основными цветами.
Ход: педагог предлагает ребенку покатать колечки, показывает как оттолкнуть ладошкой кольцо. Затем ребенок накидывает кольца с некоторого расстояния на столбик. Педагог просит брать кольцо определенного цвета.

3. «Развивающая игрушка» (4 мин.) 
- любая игрушка на развитие мелкой моторики с большим количеством липучек, шуршалок, пуговиц, молний, кнопок, крутилок, шнурочков.
Цель: оценка мелкой моторики пальцев рук, оценка познавательного интереса.
Ход: педагог показывает игрушку, оценивает интерес ребенка к новому предмету - ребенок должен начать рассматривать предмет, крутить вертушки, нажимать кнопочки и т. д., в целом объемной новой игрушкой ребенок может заниматься до 5-ти минут. В данном возрасте ребенок должен открыть и закрыть заклепки, пуговицы, молнии. Нормально, если возникают небольшие трудности со шнуровкой.

4. «Цифры, буквы» (5 мин.)
Цель: оценка владения понятиями «цифра», «буква», знания некоторых букв и цифр, умение определять первый звук в слове.
Ход: педагог раскладывает на полу гласные буквы и цифры от 1 до 9, просит ребенка найти ту или иную цифру или букву. На найденную букву придумываем слово, на некоторые найденные цифры выкладываем соответствующее количество счетных палочек.

5. «Расскажи об этой игрушке» (3 мин.) 
Цель: оценка фразовой речи, умения составить рассказ из 3-4 предложений с опорой на наглядность и с помощью вопросов взрослого.
Ход: педагог показывает игрушку, задает вопросы о ней, ребенок должен четко отвечать полными предложениями.

6. Подвижная игра «Препятствия». (3 мин.)
Цель: оценка развития крупной моторики, понимания словесной инструкции, наличие тревожности.
Ход: педагог ставит ряд стульев, в конце держит обруч. Ребенок самостоятельно проходит по стульям, спрыгивает, пролезает в обруч.

7. «Четвертый лишний» (4 мин.) 
Цель: оценка устойчивости внимания, владения обобщающими понятиями «игрушки», «одежда», «животные», общей осведомленности, умения выделять предмет, отличающийся от других по существенным признакам. Ход: педагог показывает набор картинок. Сначала рассматриваем и называем предметы, делим их на группы «игрушки», «одежда», «животные», «посуда», «мебель». Затем выкладываем перед реьбенком ряды из 4-х картинок, одна из которых лишняя по существенному признаку, например, мяч, кукла, платье, пирамидка. Просим найти лишний предмет. В данном возрасте ребенок может не объяснять причину выбора.

7. Игра с мячом «Расскажи о себе» (3 мин.)
Цель: оценка умения отвечать на вопрос, оценка фразовой речи, общей осведомленности.
Ход: педагог задает вопрос о ребенке, например, сколько тебе лет, или, какое домашнее животное у тебя есть и т.д. ребенок отвечает.

8. «Сложи картинку» (3 мин.)
Цель: оценка умения соединять части в целое.
Ход: ребенку предлагается несколько вариантов картинок деленных на три части. В данном возрасте ребенок может собрать картинки способом прикладывания, путем проб и ошибок.

9. Рисование «Дорисуй фигурку» (4 мин.) 
Цель: оценка творческих навыков.
Ход: педагог предлагает дорисовать круг. Можно дать несколько разных фигурок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»

Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...

Методики раннего развития: обзор методов Монтессори, Домана, Лупан.

Раннее развитие детей сегодня достаточно модное увлечение родителей, малышей пытаются научить «читать раньше, чем ходить», осваивать несколько иностранных языков, не зная еще толком и родного, плавать...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ: ЧТО ВЫБРАТЬ.

Практически сразу после рождения ребенка многие родители подбирают ту или иную методику развития для него. Мы подготовили обзор некоторых современных методик развития, который поможет вам с выбором.Пр...

Методика раннего развития М. Монтессори

19 заповедей Марии Монтессори для родителей, которые нужно перечитывать хотя бы раз в год....

Современные методики раннего развития: что выбрать

Практически сразу после рождения ребенка многие родители подбирают ту или иную методику развития для него. Мы подготовили обзор некоторых современных методик развития, который поможет вам с выбором....

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ

Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....