Консультация для молодых родителей
консультация на тему

Гарбарук Алёна Геннадьевна

Родители очень часто задают вопросы на темы: "Как и чем занять ребёнка дома?" , "Что можно нарисовать с малышом?", "Как понимать рисунки ребёнка?" , в этой консультации можно найти ответы на вопросы и смело заниматься с малышом интересной и увлекательной изобразительной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_molodyh_roditeley.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными. 
Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки. Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог. Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.
Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник. Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование. У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.
Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным. 
В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.  К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка. 
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво". Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования. В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:

а) обсуждать с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.

в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)

г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.

ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.

В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции. Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать. Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки. 
Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию.

Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

"Мы любим рисовать"

Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нём следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очертании линий с окружающими предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "оживают" машина едет и громко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружающий мир.
В начале обучения рисованию помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите ему, сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги. 
Рисование малыш обычно сопровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ребёнок ещё не может, а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начинает с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление ребёнка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла девочка?" , "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит общение ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.
Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров (их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её. 
Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне, путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.
Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: "И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья или "Белый снежок на землю падает". Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Этот процесс важен для развития эстетического восприятия. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.
Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря им дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер "сотворчества". Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так, как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми.
"Сотворчество" ребёнка с художником является главным содержанием альбома "Я учусь рисовать". На страницах альбома изображены знакомые детям предметы, события, персонажи. Обратите внимание малышей на то, что они состоят из разных форм (круглых, овальных, квадратных, прямоугольных). Внимательно рассмотрите с ним рисунки в альбоме. На левой странице художник изобразил понятные детям картинки, на правой -ребёнок сам дорисовывает сюжет. "Сотворчество" с художником доставит большую радость: ребёнку предстоит чёрно-белый рисунок сделать ярким, красочным. Предложите ему самому выбрать материал (цветные карандаши или краску гуашь).
Назад

"Пальчиковая палитра"

Не беда, что нет кисточки. Палец можно опустить в краску и нарисовать, другой в другую краску, третий - в третью. "Чем не палитра?"

Игры для детей младших групп
1. "Рассыпались мамины бусы" или
2. "Посыпался весёлый горох". Падают они, подпрыгивают. Вот так высоко и весело! (Знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве).
3. "Кто здесь прошёл"
Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные следы появились на ней? (Продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить рисовать сразу двумя пальцами).
4. "Разноцветный дождик".
5. "Одуванчики".
6. "Падает пушистый снег".
7. "Украсить ёлку к Новому году".
Учили рисовать разноцветные пятна, уверенно использовать этот приём, рисовать 2-3 пальчиками.
8. "Весёлые цыплята" 
У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец- это туловище, а теперь указательный- это голова. Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!

"Печать от руки"
Обмакнём ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно "раскрасить" ладонь разной краской. Что получилось? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом всё смелее и смелее.
Игры:
1. "Потеряли котятки свои перчатки"
Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь левая рука будет рисовать - вторая нашлась.
2. "Кузька (или Гном) заблудились"
Отпечаток ладони (без пальцев) похож на часть лица, осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. 
3. Плывёт "Утка" ("Лебедь", "Гадкий утёнок")
Четыре пальца и ладонь - туловище, отставленный в сторону большой палец-шея. Подрисовывай, фантазируй.

"Печатка"
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные, а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать всё ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики, стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т.д. Печатка прижимается к подушечке с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или дополнить изображение недостающими деталями.
1. "Идёт телепередача"
2. "Зайцы гуляют по лесу"
3. "Красивая поляна"

"Тампонирование"
Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона. Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски, и лёгким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное, лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с удовольствием используют эту технику с техникой "Трафарет".
Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо! Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т.д. 

"Монотипия"
Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай?
Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии, воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании красок. Знакомство с этой техникой во второй младшей группе проводим на занятиях на тему:
1. "Шары Вини Пуха"
2. "Высокий забор"
3. "Самолёты летят"

"Кляксография"
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай!

"Рисование по сырой бумаге"
Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и ёмкость с водой.
Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла), возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё. Что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ.
1. "По небу поплыли облака"
Проведи по небу линию - и она волшебным образом превратилась в пушистого зверька, большую птицу и т.д.
2. "Аквариумные рыбки"
Встретились две дуги, а получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки.
А теперь проведём вертикальные линии, в воде заколыхались водоросли.
3. "Зайцы на поляне"
Провёл несколько линий, а увидел серенькую, пушистую шубку непоседы.

"Рисование восковыми мелками или свечой"
Такой способ издавна использовался мастерами. Суть его состоит в том, что краска скатывается с поверхности, на которой провели мелком или свечой. Берём большую кисть или тампон и наносим краску на лист. На цветном фоне появляется рисунок.
1. "Нальём воду в аквариум, где спрячется рыбка"
2. "Найдём мышку в норке"
3. "Солнце улыбается"
4. "Ёлочки в лесу"
Пошёл снег и спрятал лесных красавиц под снег, а мы их найдём. Проведём по листу кистью с краской любого цвета. Вот они стройные пушистые ёлочки стоят на поляне.
"Купаем картину"
Дети рисуют картину. "Желательно чтобы рисунок был крупным", когда гуашь подсохнет, его покрывают чёрной тушью. Делать это надо осторожно, чтобы не повредить рисунок, широкой кистью или мягким тампоном "слой туши не должен быть толстым". Когда тушь высохнет, картинку надо осторожно искупать в тазике с водой. После этого на бумаге останется светлый рисунок на тёмном фоне, и он выглядит очень нарядно. Контуры его слегка размыты "картина получилась, похожа на то, что рисуют художники"- сообщает педагог. Важно помнить, что для такой игры с краской подходит не любая бумага, а толстые кусочки ватмана. Она не должна рваться в воде, иначе играть станет не интересно. Тушь смывается тряпкой или кусочком мягкого поролона.
"Пушистая картинка"
В эту игру особенно интересно играть перед новым годом. Для этого надо вырезать любые фигурки (ёлка, снеговик, снежинки и т.д.) Затем аккуратно разместить их на листе бумаги, слега смоченной влажной рукой, каждую фигурку монеткой, пуговицей, чтобы она не съехала. И теперь самое интересное, надо взять старую зубную щётку чуть, чуть смочить её водой , затем провести ею по сухой краске. А затем энергично натри щётку карандашом или ложкой. При этом надо проследить, чтобы брызги которые стряхиваются с щётки, падали прямо на листок. И так брызгать до тех пор, пока листок не станет пушистым, от краски. Затем надо убрать все трафареты и картина готова. Так можно делать новогоднюю открытку.

Вывод. Игры с красками - это увлекательный процесс, эксперимент. В результате, которого дети узнают многое о красках, цветах и его оттенках.
У детей развивается воображение и неординарное мышление, а самое главное дети получают огромный, положительный и эмоциональный заряд и желание что-то сделать своими руками.

Назад

"Как организовать домашнее занятие по рисованию"

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.
По этому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша. 
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды). 
Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится малыш- гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок. 
Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны. 
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование. 
Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования. 
Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место.
Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.
Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое?, Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.

Как оформить детские рисунки.
Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте "картину" так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.
Назад

"Изобразительная деятельность в семейном воспитании"

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно-образного мышления- эти особенности психического развития детей 3года жизни определяют характер их изобразительной деятельности. 
С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке, как о зарождении художественного творчества. Изобразительная деятельность детей направлена на развитие художественного творчества, формирование способностей приобретать необходимое для этого умения. 
С учётом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной этой деятельности: обучение изобразительными навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умения "читать" графические изображения. 
Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщении их к искусству. Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребёнка на окружающий предметный мир, вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, вести линию, не прорывая бумагу, рисовать на всём пространстве листа.
Ребёнок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, глиной, пластилином, создавая простейшие композиции из штрихов, мазков, пятен, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа. 
Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребёнка развито воображение владеет ли он приёмами рисования, лепки. Всё, что дети воспринимают в окружающим остаётся в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.
Помогите малышу выбрать наиболее типичные, яркие явления, события. Для этого рассматривайте вместе с ним доступные его пониманию произведения изобразительного искусства, картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям. 
Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребёнку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл "происходящего" на картинке. 
Знакомьте ребёнка с предметами декоративно-прикладного искусства: рассматривайте цветы на деревянной лошадке качалке, любуйтесь нарядным сарафаном матрёшки. Вызывайте у него радость, желание ещё раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика.
Для этого используйте потешки, песенки, которые помогают ребёнку запомнить тот или иной персонаж, вызывают доброжелательное отношение к нему. 
Взрослый, обучая ребёнка, формирует у него отдельные навыки и умения, воспитывает активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в "образ". В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребёнок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определёнными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя. 
В раннем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, ассоциативные образы возникают быстрее.
Ещё один совет - использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ребёнок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем.
На занятиях по изобразительной деятельности взрослый использует ряд эффективных методов и приёмов.
Например, метод "пассивных" движений: взрослый берёт руку ребёнка в свою и начинает рисовать круги, проводит линии в разных направлениях ("ленточки", "дорожки", "круги" и т. д.). Действуя вместе с ребёнком , родители учат его рисовать, лепить. Подражая им, малыш затем самостоятельно осваивает движения карандашом, кистью.
Игровые приёмы создают эмоциональные отношения к процессам рисования, лепки. Как и в более раннем возрасте, в процессе обучении используется сотворчество взрослого с ребёнком. 
Например, на большом листе вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (всё это можно выполнить аппликативным способом), а ребёнок дополняет эти картины. 
Повторим: процесс создания образа в рисунке, лепке должен вызывать у ребёнка положительное отношение к изображаемому.
Например: научить малыша рисовать овальные, круглые формы красками, фломастерами, карандашами возможно путём механического, многократного повторения движений, лишённых образного содержания. Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - игровую основу, а сам процесс направлен на развитие у ребёнка воображения. 
Тогда полученный художественный опыт помогает ему овладевать более сложными изобразительными навыками и умениями. В основе руководства изобразительной деятельностью - наблюдение, восприятие предметов, явлений окружающей действительности. При изображении отдельных предметов надо обращать внимание на разнообразие их форм и цветовой гаммы. Всё это способствует передаче образа в рисунке: "яркие цветы", "праздничные огоньки", "зайчики на полянке", "колючий ёжик в траве". Созданию образа помогают творческие задания, которые направлены на более полное отражение действительности. Можно организовать игру с вылепленными формами , используя для этого известные стихи, сказки, потешки, мелкие игрушки. Немалое содействие в этом оказывает совместное рассматривание рисунка, лепки ("Куда едет машина?", "А кому ты подаришь красивые цветы?" и т.д.) Такие краткие комментарии не только фиксируют внимание детей на том, что изображено, но и дают толчок к развитию воображения. Разнообразные формы, цветовые композиции придают рисункам выразительность, вызывая у детей эстетические чувства, желание самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге. Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока ещё просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну, получившемся формам. Но этот процесс важен, ребёнка всё больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, форм, персонажа, предмета. Процесс становления образа в рисунках имеет значение для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Он с интересом экспериментирует с материалами и способами изображения, с помощью которых находит новые варианты, иногда оригинальные по содержанию. Если родители уделяют должное внимание изобразительной деятельности в семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, лепке. Учатся создавать цветовые и графические образы красками, карандашами, фломастерами изображают явления окружающего, эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию материалы и способы рисования, принимают участие в сотрудничестве с взрослым, проявляют интерес к результату своей изобразительной деятельности.

Чем занять ребёнка дома?

Маленькие дети — очаровательные, озорные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Эти любознательные непоседы не останавливаются ни на секунду: ведь все, что их окружает, — так интересно да и к тому доставляет массу удовольствий.  И конечно, своими открытиями очень хочется поделиться особенно с теми, кого больше всех любишь. Но, к сожалению папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, любить его и чему-то научить.

При подготовки этой теле консультации, имелась в виду чрезмерная занятость родителей, однако учитывалось и их искреннее желание вырастить детей счастливыми и здоровыми, получая удовольствие от процесса воспитания.

Основная идея данного проекта — не изменить вашу жизнь, а помочь полноценно использовать то немногое время, которое вы проводите с детьми. Предлагаемые игры рассчитаны на детей от двух до семи с половиной лет, но многие из этих игр вполне могут заинтересовать детей более стершего возраста. Мы знаем, как малыши тянутся к людям, которых они любят - хоть минуточку, но побыть рядом. Относитесь к этому как к их признанию в любви. Радуйтесь этим мгновеньям, а еще больше — тому удовольствию, которое они получают от общении я с вами. Мы же знаем, что это, увы, ненадолго - дети быстро становятся взрослыми и такими же занятыми, как мы. А пока они маленькие, им так хочется побыть «наедине» с вами «без посторонних глаз». Ведь только вы можете дать своему малышу «настоящее» общение. Когда же они вырастают, у них, как правило, появляются друзья, и тогда мы с огорчением замечаем, что теперь нам не хватает их общества.

Еще одна цель этой консультации – показать, как можно с пользой провести время, когда вы остаетесь наедине с ребенком. Предложенные здесь игры помогут вам чему-то обучить детей, создать психологический комфорт в семье, и мы надеемся, что с их помощью ваш дом наполнится радостью.

Если вы заняты домашней работой, а ваше любимое чадо следует за вами по пятам и не находит себе интересного занятия, то можно предложить ребёнку:

 Коробку со старыми пуговицами, бусинками, паетками. Пусть ребёнок собирает  ожерелье, бусы.  Сортирует пуговицы и бусинки  по размеру, цвету. Учится пришивать пуговицу.

Игры с пуговицами развивают мелкую моторику, координацию движений и творческую фантазию.

Можно взять пуговицы разного размера и цвета. Нарисовать схему и выложить на ней рисунок. Сначала малышу будет трудно, пуговицы будут разъезжаться в разные стороны. Поэтому, первое время, пуговицы для игры нужно брать большие, бумагу для схемы с шероховатой поверхностью, а схемы рисовать толстым фломастером, чтобы контур был ярким и широким.

Сначала взрослый сам выкладывает рисунок, показывая малышу, как это делается. Затем, двигая пуговицы пальчиком ребенка, заполните схему. Постепенно малыш справится с задачей, и будет выполнять задания самостоятельно.

Игры с крупами.

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе, при этом чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Для рисования на крупе нам понадобится поднос либо любая другая ровная поверхность. Насыпаем крупу на поднос и распределяем ее ровным слоем по всей плоскости. Затем привлекаем внимание ребенка к крупе - рисуем простые рисунки, которые могут заинтересовать малыша (солнышко, дождик, шарики, цветок, зонтик, домик и другие несложные рисунки) и предлагаем ребёнку к Вам присоединиться. Для первого знакомства будет вполне достаточно, если ребенок просто поэкспериментирует с крупой, Спустя несколько дней, когда ребенок освоится в новом занятии, можно приниматься за более сложные задачи.

Проявив творческий подход и немного фантазии можно усложнить задачу. Пусть ваш ребёнок облепит пластилином небольшую ёмкость (детскую чашечку, блюдце, баночку из под детского питания), затем украсит её любыми крупами.

Макаронные изделия.

Так же идеальным вариантом являются творческие игры с макаронными изделиями, которые занимают детей на несколько часов, стимулируют воображение и развивают моторику. Например, вы можете попробовать создавать ожерелья, небольшие фигурки или целые картины из цветных макарон, экспериментируя с разнообразными формами мучных изделий, которые можно найти сегодня в любом магазине.

Ваш ребенок сможет:

-  сортировать макароны по размеру, форме, цвету.

- нанизывать и составлять бусы из макарон.

Это занятие поможет решить следующие задачи:

- совершенствовать зрительное восприятие детей.

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

- формировать чувство композиции.

- развивать тактильные ощущения и т.д.

Игры с прищепками.

Чтобы развивать моторику малыша много средств не нужно, достаточно взять бельевые прищепки, которые есть в каждом доме. Возьмите лист картона, вырежьте из него круг, нарисуйте вместе с малышом на нём глазки, носик, ротик. Предложите малышу сделать лучики из прищепок. Прицепите на круг пару прищепок, показывая  малышу как надо делать. Можно чередовать прищепки по цвету, тогда у вас получиться яркое, красивое солнышко. Посчитайте лучики с крохой. Дайте ему повторно сделать тоже самое уже самому, без вашей помощи. И так с прищепками можно придумывать самые разнообразные игры, главное фантазия. Самое главное, во время игры с прищепками, следите за тем, чтобы ребёнок себе ничего не прищемил.

Вы наверно замечали, что когда ваш ребёнок пьет детский сок, он с интересом и удовольствием вытаскивает трубку из отверстия и вставляет её назад. Это и натолкнуло нас на мысль сделать данную игрушку. Можно взять обычную пластмассовую коробку, и в её крышке с помощью дырокола наделать множество отверстий. Скотчем закрепить крышку на коробке. К коробочке добавить счётные палочки и игрушка готова.  Даже если малыш не попадает в отверстие, палочка по прогнувшейся крышке сама соскальзывает в нужное место и оказывалась внутри коробки.

Сложно найти ребенка, который не любил бы играть с водой. Налейте в небольшую ёмкость воду. Много воды не нужно. Вода сама по себе интересный объект для игры, но можно выдать малышу чашки, фигурки, ложки. Мы, например, практиковали такое занятие: бросали в воду шарики от пинг-понга, а потом ловили их ложкой или ситечком и перекладывали в тарелку. Ребенок играет, а заодно учится обращаться со столовыми приборами.

Ниткография.

Полезным и очень увлекательным занятием для вас и вашего ребёнка станет ниткография. Ниткография – выкладывание рисунка или изображения с помощью шнурка, шерстяных или полушерстяных нитей. То есть «рисование» с помощью нитей. Метод ниткографии основан на том, что шерстяные и полушнрстяные нити хорошо прилипают к фланели и бархатной бумаге. К светлому фону подходят нити тёмных тонов, а к тёмному соответственно – светлые. Работа в этой технике развивает мелкую моторику, воображение, художественный вкус. Но нужно помнить одно правило: чем младше ребёнок, тем толще нить.

Бумага - очень благодарный материал для всевозможных поделок своими руками. Причем в этом искусстве можно достичь небывалых высот, вспомните оригами. Конечно, детям еще сложно так хорошо обращаться с бумагой, но если вы освоите хотя бы несколько простейших фигурок оригами и покажете их ребенку, ему будет очень интересно повторить их за вами.

Если сложить в гармошку длинную полоску  бумаги и наскоро вырезать силуэт человечка, то происходит чудо! Гармошка разворачивается, и перед изумлёнными глазками маленького человечка появляется целый хоровод людей! Такой вариант называют ещё так – симметричное вырезание из бумаги.

Вырезание из бумаги может помочь создать неповторимый уют в жилище, сотворить оригинальные подарки своим близким, найти прекрасное интересное творческое занятие для детей и развить их интеллект и навыки ручного труда.

Объемные аппликации. Мятая и крученая бумага, изогнутые и сложенные гармошкой полоски, частично приклеенные элементы – все это создает эффект объемности. Сделать такие аппликации немного сложнее, чем просто наклеить кусочки бумаги, зато и смотрятся они эффектнее.

Такую сладкую елочку из конфет можно изготовить в подарок малышу, а можно вместе с ребенком сделать её для бабушки с дедушкой. Ею можно украсить сладкий стол на любое чаепитие. Её можно прихватить, отправляясь в гости на празднование Нового Года.

 Несколько советов :

1. Вниз лучше вешать самые крупные конфеты из имеющихся. Выше – более мелкие.

2. Елку можно сделать как разноцветной, так и однотонной. Чем разнообразнее и красочнее будут конфеты – тем праздничней получится елка. Хотя, на мой взгляд, «монохромный» вариант может получиться не хуже и даже, возможно, интересней.

3. Дополнительно елку можно украсить «шарами» (одиночные яркие конфеты) и «гирляндами» (скрепленные цепочкой длинные конфеты).

4. Если висящие на ёлке конфеты не срывать, а аккуратно доставать из обертки (так, чтобы фантики оставались на елке), то елка не потеряет праздничный вид и после того, как конфеты будут съедены.

Дайте детям старую косметику, тушь, помаду, листы бумаги. Ребёнок с удовольствием будет рисовать яркие картины.

Скоро самый любимый, самый яркий праздник – Новый Год. Предложите ребёнку бумагу, ножницы, салфетки и ваш малыш сможет самостоятельно вырезать ажурные снежинки и украсить окно к Новому году.

Также вас выручит  рулон старых обоев, восковые мелки, карандаши, фломастеры или акварельные краски, и ваш ребёнок весь вечер будет занят рисованием фантастических картин.

Назови три…

Эта простая игра учит классифицировать предметы. Вы или ваш ребенок выбираете какую-либо категорию предметов — автомобили, животные, фрукты, овощи  — и говорите: «Назови три…» (из одной категории предметов). Если вы играете вдвоем, называйте категорию по очереди, спрашивая друг друга.

Рассказы по картинкам

Обратите внимание ребенка на картины, развешенные по стенам помещения, где вы находитесь в ожидании чего-либо. Пусть он выберет одну из них и придумает какой-нибудь рассказ. Таким способом вы сможете проникнуть в мир воображения и восприятия своего ребенка. Если вначале у него возникнут трудности, начните излагать свой сюжет, время от времени останавливаясь для того, чтобы малыш мог добавить свои детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙКак помочь ребенку адаптироваться к детскому саду...

Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»

Консультация для молодых педагогов«Советы молодым педагогам»...

Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»

Работа с родителями очень важный момент в работе любого педагога, так как родители и воспитатели - это союзники в развитии и воспитании детей. От того, как сложатся отношения двух сторон, зависит псих...

Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Формы работы с родителями». «Школа молодого педагога».

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общитель...