Значение малых форм фольклора для всестороннего развития для детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) по теме
Показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folkler1.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение малых форм фольклора для всестороннего развития для детей младшего дошкольного возраста.
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи
- обогащение словаря
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий! »
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо.
Вот и сухо.»
«Плыви ко мне, рыбешка.
Словлю тебя ладошкой.
Куда же ты уплыла.
Скользкая, как мыло?
А рыбонька купалась
И в руки мне попалась!»
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку… »
«Ай ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту… »
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… »
Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят… », «Спи, усни детя Ванюшенька… »
Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай… » Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.
Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».
«Топ – топ по земле –
Ведь земля – то наша,
И для нас на ней растут
Пироги и каша.»
С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге… », «Скачет зайка маленький около завалинки… ».
В потешке «Пальчик – мальчик где ты был… » дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »
Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить» и др.
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки.
Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности).
Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Что же относится к детскому фольклору?
Колыбельные песни.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками) .
Заклички – обращение к явлениям природы.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.
Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т.д.
Детский фольклор используется:
-В период привыкания; в режимных моментах;
-на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности:
-в игре; в свободной деятельности.
Использование фольклора в период привыкания. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка. Мы делили апельсин . Много нас, а он один Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят.
Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…Колобок, колобок, я тебя съем...» «…Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…».
Использование фольклора в НОД. "…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…».
Народные игры. «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг… Еще не балуйся, лучше поцелуйся…».
Детские песенки. «Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри. И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…».
Свободная деятельность детей. «Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каш. Нет, не каша. И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!
Вывод: Актуальность использования фольклора в ДОУ. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Всем спасибо за внимание.
Говорим вам – до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
МБДОУ № 17г. Таганрог КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Воспитател...
ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...
Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста
Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В статьн рассказывается о приобщении младших дошкольников к устному народному творчеству как первой ступеньке в осовоении родного языка....
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...