Консультация для педагогов "Динамика развития творческого начала в музвкально-театрализованной деятельности долкольников".
консультация на тему
Консультация для педагогов дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Динамика развития творческого начала в музыкально-театральной деятельности дошкольников».
МБДОУ «Детский сад №19»
г. Воронеж
Музыкальный руководитель
Дахина М.В.
2016г
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмысливать окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.
Творчество – это:
- искать;
- изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творческая деятельность – это:
- деятельность, рождающая нечто новое;
- свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.
Федеральные государственные образовательный стандарты дошкольного образования на первый план выдвигают развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующие педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
В период дошкольного детства театрализованная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, его художетсвенно-эстетическому вкусу, и именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.
В процессе работы над спектаклем:
- интегрируется содержание разных образовательных областей;
- создаются условия для познавательной деятельности;
- создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
- формируются коммуникативные качества;
- расширяется социальный опыт.
- развиваются творческие способности.
В детском саду театрализованная деятельность связана в основном с праздниками (сценарии утренников, вечеров развлечений) и не является самостоятельным детским творчеством. Не имея соответствующих знаний и умений, дошкольники строят игровую деятельность примитивно.
Преодолеть этот недостаток поможет специально организованная работа.
Наблюдая за играми дошкольников, иногда обращаешь внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны.
Педагог в силах организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, его творческих способностей, словарного запаса, устной речи.
Для достижения целей, необходимо поставить перед собой следующие задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).
- способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Так же необходимо постоянно дополнять и разнообразить развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.
При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:
- принцип гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
- принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.
- принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
В группе полезно иметь следующие виды театров, созданные своими руками или приобретенные педагогами:
- Пальчиковый театр
- Баночный театр
- Театр игрушек Би- ба – бо
- Деревянный настольный театр Тетра на фланелеграфе
- Театр теней
- Театр масок, и другие.
Все виды театров используются в процессе работы, как в совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети с огромным удовольствием принимают участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.
Дошкольники охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: "Жили - были...", «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д.
Подбирая материал для спектакля или инсценировки, необходимо учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, проводятся родительские собрания, консультации, беседы, памятки и другое.
Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом уровня развития детей: в начале года проведенный мониторинг обычно показывает, что некоторые дошкольники не проявляют устойчивого интереса к театральной деятельности. Игры воспитанников, как правило, больше индивидуальные, часто носят разрозненный характер (ребенок берёт настольный театр «Теремок» и играет либо один, либо с кем-нибудь вдвоём). К концу года дошкольники в основном умеют объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не достаётся игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводят в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки может меняься, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок. Творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая сюжет от лица разных героев сказки, дети учатся создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение.
Игры становятся все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет, составленный детьми, уводит их далеко за пределы сказки, появлялась новая сюжетная линия. Все это способствует творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.
Расширяется и словарный запас детей. В своей речи дети постепенно учатся употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, постановка, режиссер, зритель и др. Дошкольники больше общаются и взаимодействуют между собой.
В результате работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появляется возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Развивается связная речь, происходит обогащение словаря, что способствовует формированию и развитию коммуникативных навыков.
К концу учебного года дети чаще обращаются к различным видам кукол, приобретают более сложные навыки кукловождения. Повышаются и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различают эмоциональные состояния героя, но и умело используют их при изображении различных образов персонажей сказок.
Таким образом, успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), при применении комплекса средств, методов, форм, а так же при создании разносторонней предметно-развивающей среды.
В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!)
Известный детский писатель Джанни Родари писал: "Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности...
Консультации для педагогов "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности"
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»
Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»
Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...
Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности"
Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов ...