Правовое воспитание дошкольников (беседа с родителями)
консультация (старшая группа) на тему
Конспект по самообразованию.
Тема: «Правовое воспитание дошкольников».
Выполнила: воспитатель Чаховская Л.И.
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.
Вот, что говорил о правах Гольбах: «Права – это все то, что справедливые законы общества позволяют делать его членам для их собственного счастья».
Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли?
Скорее всего, что, начинать приучать ребенка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет.
Дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Поэтому в этом возрасте знания о своих правах и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Правовое воспитание – важное направление в работе с дошкольниками, поэтому для начала давайте рассмотрим «Общественную межрегиональную целевую программу правового воспитания детей, подростков и молодежи России». (Автор: Богородский И.Б.)
Главной задачей программы является ознакомление детей, в соответствующей их возрасту форме, с правовыми знаниями и соблюдением их социуме; создание условий для формирования у детей правовой компетенции.
Также автор выделил основные блоки по правовому воспитанию дошкольников:
В программе дан механизм реализации поставленных задач.
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательнуюдеятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять по трем направлениям:
Здесь определена и подготовка педагогов по вопросам правового воспитания.
Сухомлинский считал, что «многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира. Это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребенка является взрослый, в данном случае воспитатель».
Было изучено много законодательных актов о правах ребенка.
«Государства обязуются обеспечить ребенку такую защиту, которая необходима для его благополучия».
Важным для педагогов стал психолого-педагогический аспект, направленный, прежде всего, на внесение новых ориентиров в наше сознание: утверждение в обществе подлинно гуманного отношения к каждому его члену, в том числе к детям.
Закон РФ «Об образовании» утверждает «право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства» и предусматривает «административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Эти документы являются главными в работе по вопросу правового воспитания детей.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Было создано правовое пространство, которое помогло решить следующие задачи:
Со взрослыми:
формирование гуманного отношения к ребенку;
формирование правовой культуры;
обеспечение защиты прав.
С детьми:
создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
развитие коммуникативной компетентности ребенка;
развитие социальных навыков;
формирование правового сознания детей.
Известно, что ребенок, права которого не нарушаются, ребенок, осознающий свои права и обязанности, - это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.
Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своеособое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.
Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.
Второй блок – прав, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия.
Третий блок прав, с которым можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребенка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идет о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т.д.
Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение
их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли». Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока – расширить их представления о правах ребенка, научить приобщать «себя к проблемам мира».
Наверное, правильнее было бы считать, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, т.к. базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.
Другой вопрос, как и что рассказать дошкольнику о его правах, как привить ему вкус к жизни в условиях соблюдения прав и обязанностей. Вопрос методики всегда фундаментален в педагогике и напрямую связан с ее методологией.
На мой взгляд, начинать знакомить детей с данным вопросом можно на примерах хорошо известных им сказок и других художественных произведений. Знакомя с содержанием сказки, акцентируем внимание детей на том, какое право было нарушено.
Ребята и родители с удовольствием выбирают книги для чтения дома. Детям очень нравится, прижавшись к маме, слушать сказки и рассказы. И когда мы рядом, вместе с ребенком, он чувствует заботу и любовь, и он понимает, запоминает правила поведения в таком огромном мире.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Для этого лучше выбрать основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Роль педагога дошкольного образовательного учреждения, как организующего начала правового воспитания в системе «воспитатель –ребенок – родитель» заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий для их практического применения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критичной, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
Задача педагога – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которой возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей.
Литература:
«Декларация прав ребенка» М. 2009г.
«Закон РФ «Об образовании» М. 2009г.
«Конвенция о правах ребенка» М. 2007г.
«Конституция РФ» С.-П. 2009г.
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» М. 2010г.
«Семейный Кодекс Российской Федерации» М. 2009г.
О. И. Давыдова, С.М. Вялова «Беседы об ответственности и правах ребенка» М. 2008г.
С. Козлова «Мы имеем право» М. 2010г.
Н.Н. Копытова «Правовое образование в ДОУ» М. 2007г.
Т.А. Харитончик «Правовое воспитание» Волгоград 2008г.
С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» М. 2009г.
Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка» М. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)
Памятки для родителей по правовому воспитанию....
Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)
Вопросы к размышлению....
Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)
Ознакомление с конвенцией о правах ребенка....
Формы работы с родителями по правовому воспитанию дошкольников.
Работа с родителями....
консультация для родителей "Правовое воспитание дошкольников" 2016 г
Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемыхгосударственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, вобществе....
Консультация для родителей. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образ...
Правовое воспитание дошкольников . Консультация для родителей
Правовое воспитание дошкольников . Консультация для родителей...