«Познавательно-исследовательская деятельность в раннем возрасте» на 2016 – 2017 учебный год
методическая разработка на тему

Антонова Елена Валерьевна

Познавательно - исследовательская деятельность в раннем возрасте описана более подробно в этом плане по самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность в раннем возрасте» на 2016 – 2017 учебный год

Воспитатель: Антонова Е.В.

Актуальность выбранной темы

«Познавательно-исследовательская деятельность в раннем возрасте» для работы по самообразованию педагога

  Ребёнок раннего возраста активно познает мир. Эффективным методом познания окружающей действительности является экспериментирование.
Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Поэтому, я считаю, что уже в раннем возрасте необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов.

Цель: изучение возможности организовать познавательно-исследовательскую деятельность в раннем возрасте; повышение профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Повышение своего теоретического и научно-методического уровня через подборку и изучение методической литературы, пособий.
  2. Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста.
  3. Ознакомление родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

В течение года

1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. – Москва «Просвещение», 2003.
2. Е. В.Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, 2008г.
3. О. А.Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.
4. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – Москва Айрис-пресс, 2007.
5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – Москва «Мозаика-Синтез», 2006.
7. А. С.Галанов «Игры, которые лечат» (для детей от 1 года до 3 лет), М. «Сфера», 2007г.
8. М. В.Коробова, Р. Ю.Посылкина «Малыш в мире природы», М.. «Просвещение», 2005г.
9. «Обруч» №4 – 2010г. Тема номера «Детское экспериментирование»
10. «Дошкольное воспитание» №7 – 2009г., стр.110 – 117 Т. Ермолова, С. Мещерякова «Ранний возраст: игры, развивающие практические и орудийные действия»
 

Собран дополнительный материал по познавательно – исследовательской деятельности в раннем возрасте из Интернет – источников.

Повышение своего теоретического и научно-методического уровня через подборку и изучение методической литературы, пособий.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»
  • «Дошкольное воспитание»
  •  «Ребенок в детском саду»

  «Обруч»

Участие в семинарах, курсах, вебинарах

Июнь

Участие в курсах повышения квалификации «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования с ФГОС ДО»

Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО

Методическая работа

Сентябрь

Изучение современной литературы по теме самообразования.

Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы.

Октябрь

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы. Знакомство с инновационными технологиями.

Ноябрь

Выступление на педсовете «Развитие познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего возраста»

Доклад на тему: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего возраста»

Февраль

Разработка конспектов по теме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста»

Конспекты занятий «На прогулку в лес». Игры с водой «Тонет - не тонет». «Ежик в гостях у ребят».

Апрель

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Игры: «Что в коробочке лежит?»; «Переложи горох ложкой»; «Что в мешочке?»; «Собери шишки».

Пособия: Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе: животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки. Наборы парных картинок (предметные) для сравнения; Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий  (сказочные, бытовые ситуации).

Взаимодействие с родителями

Июнь -

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию центра «Песок-вода»: обновить оборудование, собрать природный материал.

Создание и оборудование центра «Песок-вода»

Июль

Изучение с родителями условий организации экспериментальной деятельности детей в группе; создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Оформление наглядной обучающей информации. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения познавательно -исследовательской деятельности»

Январь

Организация совместной образовательной деятельности.

Образовательные ситуации с участием родителей; открытое мероприятие (занятие) по теме: « Кто живет в аквариуме?»

Май

Обучение родителей посредством мастер-класса.

Мастер – класс, круглый стол.

Работа с детьми

В течение года

Создание «копилки опытов и экспериментов» «Шаг за шагом»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время.

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой.

Игры с водой: 

1. «Узнаем, какая вода»

2. «Налил – вылил»

3. «Поплывет или утонет?»

Игры с песком:

  1. «Что в пакете?»
  2. «Мы – волшебники»

Игры со звуком: «Угадай, чей голосок?»

Декабрь - февраль

Совместное создание в группе огорода на подоконнике

Опыты «Шарики в стакане» «Игры с вертушками» «Таяние сосульки»

Май

Организация экскурсий совместно с детьми. Создание мини-лаборатории в группе.

Экскурсия к цветущим деревьям.

Самореализация

В течение года

Публикация на сайте: http://nsportal.ru

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

В течение года

В течение года

Участие в конкурсах всероссийского и международного уровня

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Публикации на официальном сайте ДОУ

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

 В течение года

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в познавательно -исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом.

  Несмотря на мой небольшой опыт работы в детском саду, я поняла, что исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. И мне еще раз хочется подчеркнуть, что своевременное и полноценное формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.

  Таким образом, я считаю, что процесс самообразования реализует мою потребность в саморазвитии, возможности анализировать позитивные и негативные моменты моей профессиональной деятельности. Процесс самообразования способствует осмыслению собственных действий, побуждает активизировать свои внутренние мотивы, переживания, позволяет проводить анализ профессиональной педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год

рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...

Анализ работы по сопровождению адаптации детей раннего возраста за 2016-2017 учебный год

В данном материале представлена отчетная информация по сопровождению адаптации детей раннего возраста....

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...