Рабочая программа
рабочая программа (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа по развитию детей дошкольной группы (младший и средний возраст) разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности дошкольной группы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №138».
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 26.12.2012г. № 273-ФЗ
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
- СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций»
- Устав школы;
- Образовательная программа дошкольного образования.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа. Дошкольник входит в мир социальных отношений
Задачи образовательной деятельности
1. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
3. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
4. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).
2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
5. Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
6. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.
4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа. Изобразительное искусство
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
2. Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
2. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.
3. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.
4. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
Художественная литература
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
3. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
4. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
5. Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.
Музыка
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
3.Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
2. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.
3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
4. Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками
5. Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных пробе учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Пятый год жизни. Средняя группа.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Пятый год жизни. Средняя группа. Дошкольник входит в мир социальных отношений
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.
3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
4. Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
5. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Пятый год жизни. Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
2. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
3. Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
4. Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
5. Обогащать социальные представления о людях — взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
6. Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
7. Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
8. Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Пятый год жизни. Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
2. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
3. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
4. Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
5. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
6. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
7. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
8. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Пятый год жизни. Средняя группа. Изобразительное искусство.
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.
2. Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.
3. Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.
4. Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности
1. Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности.
2. Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и технических умений, освоение изобразительных техник.
3. Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
4. Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.
Художественная литература
Задачи образовательной деятельности
1. Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
2. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
3. Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
4. Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и
поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
Музыка
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
2. Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
3. Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.
4. Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки.
5. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
6. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
7. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Пятый год жизни. Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
2. Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость.
3. Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни.
4. Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на упоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети мог сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мыслительное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже сохранение количества, объема и величины.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, к оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти; при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием:
- игровой деятельности;
- явлением ролевых и реальных взаимодействий;
- с развитием изобразительной деятельности;
- конструированием по замыслу, планированием;
- совершенствован восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричное познавательной позиции;
- развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;
- формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, детализацией.
Формы организации образовательной деятельности детей младшей и средней возрастной группы.
1. Социально-коммуникативное развитие
- Непосредственно образовательная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Прогулки
- Продуктивная деятельность
- Игровые ситуации
- Сюжетные игры
- Ситуативный разговор
- Свободное общение
- Индивидуальная работа
- Трудовые поручения
- Самообслуживание
2. Познавательное развитие
- Непосредственно образовательная деятельность
- Дидактические игры
- Индивидуальная работа
- Элементарные опыты
- Наблюдение
- Игровые проблемные ситуации
- Прогулка
- Экологические акции
3. Художественно-эстетическое развитие
- Непосредственно образовательная деятельность
- Индивидуальная работа
- Предварительная работа
- Дидактические игры
- Игра на музыкальных инструментах
- Разучивание песен, игр, хороводов
- Беседа
- Театрализованная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Слушание музыкальных произведений
- Исполнение (пение)
- Музыкально-ритмические движения
- Праздники
4. Речевое развитие
- Непосредственно образовательная деятельность
- Индивидуальная работа
- Дидактические игры
- Беседа
- Ситуативный разговор
- Отгадывание загадок
- Игровые ситуации
- Рассматривание иллюстраций
- Пальчиковая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
5. Физическое развитие
- Непосредственно образовательная деятельность
- Утренняя гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Закаливающие мероприятия
- Подвижные игры
- Игровые упражнения
- Индивидуальная работа
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской исследовательской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - продуктивной, музыкально-художественной, чтение) с учетом принципа интеграции образовательных областей («речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие»)
1. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует) четвертый год.
1. Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.
2. При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.
3. Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх.
4. Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
5. С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату.
6. С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания.
Достижения ребенка (Что нас радует) пятый год.
1. В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
2. Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук.
3. Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.
4. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
5. Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна.
6. Ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх.
7. С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.
8.Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
9. Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации.
10. Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует) четвертый год.
1. Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.
2. По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.
3. Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.
4. Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.
5. Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.
Достижения ребенка (Что нас радует) пятый год.
- Ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен.
- Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения.
- В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).
- Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог.
- Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.
- Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю.
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует) четвертый год.
1.Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
2. Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
3. По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.
4. Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
5. Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
6. Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
7. Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие
стихи.
Достижения ребенка (Что нас радует) пятый год.
1. Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками.
2. Без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
3. Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи.
4. Большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
5. Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки.
6. Проявляет словотворчество, интерес к языку.
7. Слышит слова с заданным первым звуком.
8. С интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.
4. Образовательная область «Познавательное развитие»
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира., и направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует) четвертый год.
1. Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?» Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.
2. С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.
3. Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
4. Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
5. Знает свои имя, фамилию, пол, возраст.
Достижения ребенка (Что нас радует) пятый год.
1.Ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.
2. Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
3. Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
4. Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах.
5. Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
6. Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
7. Хорошо знает свои имя, фамилию, возраст, пол.
8. Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.
9. Проявляет интерес к жизни людей в других странах.
5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует) четвертый год.
1. Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.
2. Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.
3. Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами.
4. Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.
5.Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
6. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.
7. Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в движении.
8. Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
9. Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.
10.Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.
11. Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.
11. Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.
12. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, в играх-драматизациях).
Достижения ребенка (Что нас радует) пятый год.
1. Ребенок любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью.
2. Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике, близкой опыту.
3. Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.
4. В соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности.
5. Проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.
6.Ребенок легко включается в процесс восприятия книги, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев.
7. Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица.
8. Охотно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки.
9. С желанием рисует иллюстрации, активно участвует в театрализованных играх, стремится к созданию выразительных образов.
10.Ребенок может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
11. Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
12. Владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
13. Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.
14. Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами рабочей программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
• для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Сводный режим дня дошкольных групп МБОУ «Школы №138»
Содержание | Младший, средний возраст |
Прием, осмотр, игры, дежурство, индивидуальная работа | 6.30-8.20 |
Утренняя гимнастика | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.40 |
Самостоятельные игры, свободное общение Подготовка к НООД | 8.40-9.00 |
НООД | 9.00-10.00 |
Второй завтрак | 10.00-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.20-11.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 11.30-12.00 |
Обед | 12.00-12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30-15.00 |
Постепенный подъем: воздушно- водные процедуры, подготовка к полднику | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.45 |
НООД, игры, труд | 15.45-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.00 |
Возвращение с прогулки, уход детей домой | 18.00-18.30 |
Расписание непосредственно организованной образовательной
деятельности в рамках реализации ООП
Дни недели | 1гр. (младший и средний возраст) |
Понедельник | 1.Познавательное развитие (Формирование целевой картины мира, расширение кругозора) 9.00-9.20 2. Познавательное развитие (Развитие конструктивных навыков с разными материалами) 9.30-9.50 3. Физическое развитие 10.30-10.50 |
Вторник | 1. Познавательное развитие (Математика) 9.00-9.20 2.Художественно-эстетическое развитие (Музыка) 9.40-10.00 |
Среда | 1.Речевое развитие (Развитие речи). 9.00-9.20 2. Художественно-эстетическое развитие (Музыка) 9.40-10.00 |
Четверг | 1. Художественно-эстетическое развитие (Лепка ) (1,3 неделя) ( Аппликация) (2,4 неделя) 9.00-9.20 2. Физическое развитие 9.30-9.50 |
Пятница | 1. Физическое развитие 9.00-9.20 2. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) 9.30-9.50 |
Перспективный комплексно-тематический план.
Дошкольная группа №1(младший и средний возраст)
Сентябрь 3-4 неделя | «Волшебница осень» |
| Выставка творческих работ «Фантазии осени» |
Октябрь 1-2 неделя | «Наши друзья животные» |
| Оформление альбома с участием родителей «Все животные друзья». |
Октябрь 3-4 неделя | «Удивительный предметный мир» |
| Выставка рисунков «Осень золотая» Фотовыставка « Бабушек мы крепко любим». |
Ноябрь 1-2 неделя | «Семья и семейные традиции» |
| Фотовыставка « Как я мамочку люблю!». |
Ноябрь 3-4 неделя | «Наши добрые дела» |
| Выставка: «Я и моя мама». |
Декабрь 1-2 неделя | «Зимушка-зима» |
| День добрых дел «Зимующие птицы нашей полосы». |
Декабрь 3-4 неделя | «Новогодние чудеса» |
| Новогодний утренник. |
Январь 2 неделя | «Играй-отдыхай» |
| Выставка детского творчества. |
Январь 3-4 неделя | «Почемучки» |
| Фотовыставка « Нам праздник чудесный зима принесла». |
Февраль 1-2 неделя | «.Зимние забавы, зимние виды спорта» |
| Создание коллажа «Зимние виды спорта» Конкурс рисунков «Зимние виды спорта» |
Февраль 3-4 неделя | «Наши мужчины – защитники отечества» |
| Выставка детского творчества. Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества “Наши замечательные папы” |
Март 1-2 неделя | «О любимых мамах и бабушках» |
| Утренник «День 8 Марта». Выставка рисунков «Мама, мамочка, мамуля». Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам и бабушек» |
Март 3-4 неделя | «Удивительный и волшебный мир книг» |
| Утренник «День 8 Марта». Выставка рисунков «Мама, мамочка, мамуля». Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам и бабушек» |
Апрель 1-2 неделя | «Весна-красна» |
| Конкурс «Самый лучший участок – наш». |
Апрель 3-4 неделя | «Дорожная грамота» |
| «Я рисую и творю» Конкурс рисунков и поделок посвящённая 9 мая. |
Май 1-2 неделя | «Моя страна, моя Родина» |
| Конкурс «Лучшая цветочная клумба в детском саду». |
Май 3-4 неделя | «Путешествие по экологической тропе» |
| Совместное развлечение "Вот и стали мы взрослее". |
Особенности сотрудничества с семьями воспитанников.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Содержание работы с семьями воспитанников по направлениям:
«Физическое развитие»:
- информирование родителей (законных представителей) о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение);
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- знакомство родителей (законных представителей) с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей (законных представителей) к активному отдыху с детьми;
- заинтересовать родителей (законных представителей) в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семей воспитанников в реализации воспитательных воздействий;
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями (законных представителей) конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей (законных представителей) на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
« Речевое развитие»:
- развивать у родителей (законных представителей) навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественно- эстетическое развитие»:
- поддержать стремление родителей (законных представителей) развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей (законных представителей) к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения;
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
Взаимодействие с родителями
сентябрь
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | Творческая мастерская для детей и родителей по теме: «Здравствуй осень» | 04.09.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
22 | Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей младшего и среднего возраста» | 08.09.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
33 | Консультации «Образовательный маршрут по адаптации детей». | 11.09.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Конкурс совместных рисунков «Как мы провели лето». | 15.09.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Конкурс осенних букетов «Осень разноцветная» | 25.09.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
66 | Конкурс поделок «Фантазии осени» | 29.09.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
октябрь
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | Оформление уголка для родителей: памятки, советы, рекомендации. | 01.10.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
22 | Оформление альбома с участием родителей «Все животные друзья». | 09.10.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
33 | Фотовыставка « Бабушек мы крепко любим». | 13.10.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Консультации «Гендерное воспитание детей». | 16.10.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Выставка рисунков «Осень золотая» | 20.10.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
66 | «Лук от семи недуг» советы родителям | 26.10.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
77 | Развлечение для детей «Дары Осени» | 30.10.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
ноябрь
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | Творческая мастерская для детей и родителей по теме «Как я мамочку люблю» | 05.11.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
22 | Консультация «Значение игры в эмоциональном развитии ребенка» | 13.11.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
33 | «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста» (Пополнение сюжетно - ролевых игр в группе пособиями) | 17.11.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Выставка: «Я и моя мама» ко Дню матери. | 24.11.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Тематическое занятие, посвященное «Дню матери» | 27.11.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
декабрь
Мероприятие | Дата проведения | Ответственный | |
11 | Консультация «Ловкие пальчики – правильная речь». | 01.12.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
22 | День добрых дел «Зимующие птицы нашей полосы» (Изготовление кормушек) | 07.12.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
33 | Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка» | 11.12.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Родительское собрание на тему «Общение ребенка с детьми, взрослыми. Капризы и упрямства». | 15.12.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Выпуск новогодних газет, совместное украшение приемной. | 18.12.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
66 | Новогодний утренник | 22.12.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
77 | Консультации «Зимние игры и развлечения». | 29.12.2015 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
январь
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке! | 12.01.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
22 | Спортивный досуг «Спорт – это здоровье, сила, радость, смех». | 15.01.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
33 | Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать». | 20.01.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Консультация для родителей «Физическое воспитание детей» | 26.01.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Фотовыставка « Нам праздник чудесный зима принесла». | 29.01.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
февраль
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | Консультация «Формирование доброжелательного отношения к сверстникам» | 04.02.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
22 | Конкурс рисунков «Зимние виды спорта» | 12.02.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
33 | Консультации «Режим и его значение в жизни ребенка». | 16.02.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества “Папа может” | 19.02.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Спортивный праздник «Лучше папы в мире нет». | 25.02.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
март
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | Конкурс рисунков «Портрет моей мамы» | 01.03.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
22 | Утренник «День 8 Марта» | 03.03.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
33 | «Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам и бабушек» | 14.03.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Консультация «Воспитываем пешехода» | 18.03.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Консультации «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству детской книги». | 24.03.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
66 | Фотовыставка « Мы- мамины помощники» | 30.03.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
апрель
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | Консультация «Гендерное воспитание детей» | 05.04.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
22 | Подготовка участка совместно с родителями для прогулок детей в теплый период «Самый лучший участок – наш» | 11.04.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П |
33 | Беседа «Роль мультфильмов в воспитании детей» | 15.04.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Консультация «Прогулка и ее значение в жизни детей» | 22.04.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Беседа «Что такое День Победы» | 29.04.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
май
№№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
11 | «Я рисую и творю» Конкурс рисунков и поделок посвящённая 9 мая | 04.05.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
22 | Родительское собрание «Итоги воспитательно - образовательной работы за учебный год. Чему научились наши дети» | 11.05.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
33 | Организация родителей по благоустройству участка детского сада, цветочной клумбы | 20.05.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
44 | Акция по сбору природного материала для изготовления совместных поделок. | 23.05.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
55 | Информационный стенд «Уроки светофора» | 26.05.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
66 | Совместное развлечение "Вот и стали мы взрослее" | 31.05.2016 | Марунько Е.В. Борисова Г.П. |
Ресурсное обеспечение программы.
Литература для педагогов
- В. Н. Волчакова и Н. В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада» практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Учитель, 2006г
- Н. Т. Комратова, Л. Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет» игровая и продуктивная деятельность. М, Вако 2008г
- Н.С. Голицина, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М, Просвещение, 1986г
- Л.Ф. Островская «Правильно ли мы воспитываем малыша» пособие для воспитателей детского сада. М, Просвещение, 1986г
- А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите играя», игры и упражнения со звучащим словом. М, Просвещение, 1983г
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада». Воронеж, 2007г
- Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в средней группе детского сада». Воронеж, 2009г
- Л.И. Каплан «Посеешь привычку-пожнешь характер» пособие для воспитателя. М, Просвещение, 1991г
- Е.Г.Юдина «Педагогическая диагностика в детском саду» М, Просвещение, 1998 г
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Мозаика – Синтез М, 2016г.
- Л.А. Парамонова, Е.В. Трифонова «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей» М, ТЦ Сфера, 2015г.
- М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» Мозаика – Синтез М, 2015г
- Л.И. Гербова «Развитие речи в детском саду» Мозаика – Синтез М, 2016г
- Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» Мозаика – Синтез М, 2016г
- И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных представлений» Мозаика – Синтез М, 2016г
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика – Синтез М, 2015г
- Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Мозаика – Синтез М, 2016г
Литература для воспитанников.
1. Е. В. Колесникова «Математика для детей 3-4 лет» рабочая тетрадь ТЦ Сфера 2015г.
2. Е. В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет» рабочая тетрадь ТЦ Сфера 2015г.
Перечень демонстрационного оборудования.
Схемы, таблицы:
- Времена года
- Профессии
- Будем спортом заниматься
- Лесные животные
- Азбука
- Сравниваем противоположности
- Музыкальные инструменты
- Еда и напитки
- Утро, день, вечер, ночь
Муляжи:
- Домашние животные
- Дикие животные
- Овощи
- Фрукты
СПИСОК ПЛАКАТОВ
Фрукты овощи, ягоды
|
|
3 - фрукты (2 шт) |
|
|
Азбука цвета
5- азбука цвета |
5а- азбука цвета |
5б- азбука цвета |
Безопасность
|
|
|
|
10-правила пожарной безопасности дома |
11- правила пожарной безопасности в помещении |
12- правила пожарной безопасности в квартире |
13- правила безопасности |
14- светофор |
15-уроки безопасности |
16- правила поведения в местах большого скопления |
17- правила поведения за столом |
Грамота
18- согласные звуки |
19- гласные звуки |
Времена года
20- времена года (2 шт) |
21- календарь среднерусской природы |
22 -зима |
23- весна |
24- осень |
24а- осень |
25- лето (2 шт) |
Математика
26- плоские геометрические фигуры (2 шт) |
27- время |
28- геометрические фигуры |
29-плоские и объемные геометрические фигуры |
30- цифры |
31- сравнение написания чисел |
Животные, птицы, морские животные
32- домашние животные |
32а- домашние животные |
32б- домашние животные |
33- дикие животные (2 шт) |
34- лесные животные |
35- дикие животные и птицы |
35а- дикие животные и птицы |
35б- дикие животные и птицы (2шт) |
36- домашние животные и птицы |
37- птицы |
38- птицы леса |
39- зимующие птицы |
40- знакомые птицы |
41- дикие птицы |
42- обитатели морей и океанов |
43- морские рыбы и животные |
Окружающий мир
44- в лесу |
45- смешанный лес |
46- лесные и полевые цветы |
47- листья |
48- виды земной поверхности |
49- солнечная система |
50- планета земля |
Перечень технических средств обучения.
- Магнитофон
- Компьютер
Перечень информационных ресурсов Интернет:
Медиатека
- Мои первые сказки
- Развивалочки
- Сказки Андерсена
- Летучий корабль
- Русские народные сказки
- Снежная королева
- Детские песни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...