Экологическое воспитание в ДОУ
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Ефремова Ольга Сергеевна

Экологическое воспитание дошкольника и его психологическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_v_dou_3_sentyabrya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно  ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.

С позиции личностного развития детейэкологическое воспитание будет значимым и  правильно организованным, если оно будет систематически осуществляться в учреждениях образования людьми, обладающими экологической культурой. Экологическое воспитание должно оказыватьсильное влияние на чувства, ум, волю человека.Воспитывающее значение природы нельзя переоценить, посколькуобщение с природой позитивно влияет на людей, делает ихмягче, добрее, может будить в них лучшие чувства. В особенностибольшая роль природе принадлежит в воспитании детей.

Какие бы образовательные концепции воспитатель поддерживал, какие бы программы дошкольного воспитания не использовал, перед ним всегда должна стоять цель научения детей  бережному отношению к природе своей Родины,своего края.

Дети в дошкольном учреждении знакомятся с природой, с изменениями, которыепроисходят в ней в разные времена года. На основании приобретенных знаний могут формироваться следующие качества:любознательность, реалистическое постижение явлений природы, умение логически мыслить, наблюдать, бережно относиться к природе. Необходимо воспитывать любовь детей к природе. И в этом, в первую очередь может помочь уголок живой природы в детском саду, где могут содержаться животные и различные комнатные растения.

Обитатели уголка природы находятся перед детьми ежедневно, это делает работу воспитателя легче: под его прямым руководством дети систематически ухаживают за животными и растениями. В ходе ухаживания за ними дети приобретают представления о разнообразииживотного и растительного мира на планете, о том, как развиваются и растут животные ирастения, в каких условияхони нуждаются. Воспитатели должны учить детей сравнительному анализу: например, при сравнении животных, находить как сходства, так и различия между ними, общие и разные  черты у растений, помогать замечать различные особенности во внешнем виде, в поведении животных. При работе с комнатными растениями обращать внимание детей на красоту листьев ицветов, на то, чторастения, которыенаходятся в группе, аквариум, которыйхорошо содержится - украшают комнату. Это содействует формированию чувства прекрасного у детей.

Развитие дошкольников и его психологические особенности

Человек контактирует с окружающей средой с детства. Именно в детстве должно быть заложены начальные понятия по экологической культуре личности. Такой  процесс имеет в своей основе психологические особенности дошкольников. Среди нихможно выделить самые важные -  повышенную эмоциональную  чувствительность, неготовностьволевой и познавательной сфер. В отношениях с природой ребенком не отделяетсяего «Я» от всего окружающего мира, не различается граница между понятиями «человеческого» и «нечеловеческого»; у детей преобладающим являетсятакой тип отношений, какпознавательный (какими объекты бывают на вкус, на ощупь, а не любуется им), он для них более сильный, чем  эмоционально-чувственный и практически-действенный. Психологическими особенностями отношений дошкольников к природной окружающей среде определяется педагогическая стратегия формирования основных их понятий по экологической культуре].

Познавательный интерес характеризует избирательную направленность на постижениеявлений, предметов, событий окружающейсреды, которая активизируетдеятельность человека, психические процессы, его познавательные способности. Это такое влечение к знаниям, кнезависимой творческой работе, которым соединяется радость познания с побуждением человека кпознанию ранее неизвестного, к пониманию, проверке, выяснению и усвоению их.В возрасте от 3 до 5 лет считаетсясензитивным периодом  развития познавательных потребностей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни любогочеловека. В этом возрастном периоде формируются основы личности ребенка, предпосылки умственного, физического, нравственного воспитания ребенка.

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Наблюдения показывают, что развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием.

Необходимо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников может идти по двум основным линиям:

1. Постепенному обогащению опыта ребенка, насыщениютакого опыта новыми сведениями и знаниями об окружающем мире, которым и вызывается познавательная активность дошкольника. Перед ребенком должно открываться как можно больше граней окружающей действительности, тогда будутрасширяться его возможности по возникновению и закреплениюпостоянных познавательных горизонтов.

2. Развитию познавательных интересов: постепенному расширению и углублению познавательных интересов внутри какой-либо одной сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. Характеристики познания представлены в Приложении А.

На протяжении детства дошкольники непосредственно включаются в овладение методами целенаправленного преобразования и познания мира путем освоения умений: постановкой цепи и планированием; прогнозированием возможного эффекта действия; контролемвыполнения действий; оценкой результатов, их коррекцией.К семи годам происходит формирование обобщенного представленияо предметах, о пространстве и времени, процессах явлениях, и их свойствах, об основных воздействиях и существенных отношениях, о фигурах ичислах, речи и языке. У ребёнка должно формироватьсябережное и познавательное отношение к окружающему миру.

Таким образом, в пору дошкольного детства должно происходить рождение первичного азбучного образа окружающего мира, который будет совершенствоваться всю дальнейшую жизнь. Поэтому важнымнаданном возрастномэтапеявляются серьезные занятия по развитию познавательной сферы дошкольника. Познавательная сферапри этом рассматривается как сложное формирование, которым обеспечиваетсяполноценное и нормальное интеллектуальное пребывание в окружающем мире.

Экологическое воспитание дошкольников, его цели и задачи

Формулировкой целей и задач во многом определяется и содержание экологического образования. Как правильно отмечено известным специалистом в сферы экологического образования И.Д. Зверевым, до сегодняшнего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Этот вопрос является самым актуальнымв экологическом образовании дошкольников (включая образование родителей, детей и педагогов). И.Д. Зверевым предлагается рассматривать вопросы экологического образования как «непрерывного процессавоспитания, обучения, развития личности, направленного на вырабатывание системы умений изнаний, ценностных ориентиров, нравственных, эстетических и этических отношений, которыми обеспечивается экологическая ответственность личности по сохранению и улучшениюсоциоприродной среды».

Г.А. Ягодиным неоднократно указывалось, чтоэкологическое образование имеет мировоззренческий характер. Им  «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он говорит, что экологическим образованиемименуется образование человека, который, как гражданин Вселенной, способен жить счастливо и безопасно в будущем мире, при этомне подрывая основ жизни и развития последующих поколений людей.

Дошкольная педагогика также пока не имеет единого мнения о целях, задачах и терминах экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура».

Авторами программ, пособий предлагаются разные формулировки для определения целей и задач по экологическому воспитанию дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Несколько отличнаот формулировок данных авторов формулировка Т.В. Потаповой. Этот автор называет комплекс целей по образованию ребенка в отношении окружающей среды.Среди них онауделяет особое внимание развитию у ребенка уверенного отношения к среде обитания; элементарных знаний оботличиях живой и неживой природы и представлений о роли физического и умственного труда людейпо преобразованию природы; элементарных навыковщадящего общения с природой, творениями человеческогоума и рук; формированию ценностных установок, которые необходимы для дальнейшего обучения этической ответственности иправам человека.

В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Следовательно, целями и задачами экологического образования чаще всего считаетсявыработкаэкологического сознания, экологической культуры, мотивации поведения, любви к природе ибережного отношения к ней. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задачв области обучения, воспитания и развития ребенка.

Таким образом, экологическое образование дошкольников - этонепрерывное обучение, воспитание и развитие ребенка, направленные на выработку экологической культуры, которая может проявляться в положительном отношении кокружающему миру, к природе, ответственном отношении к здоровью и к окружающей среде, в соблюдении существующих моральных норм, в ценностных ориентациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...