Рабочая программа первой младшей группы МБДОУ "Детский сад №131" комбинированного вида
рабочая программа (младшая группа) на тему

Чимбарева Лариса Михайловна

В программе представлена система образовательной работы воспитателя с детьми третьего года жизни по пяти основным направлениям в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitatelya_1_mladshey_gruppy.docx139.36 КБ

Предварительный просмотр:

I. Целевой раздел

Введение

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности  дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует

обновления не только содержаниядошкольного образования, но и способоввзаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и  безопасного образа жизни.

Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др. Переосмысление роли и задач образования в периодраннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.

Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая основная образовательная программа дошкольного образования. Программа является документом, который  организация, осуществляющая образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организация) самостоятельно разрабатывает и утверждает.

1.1 Пояснительная записка

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени раннего детства.

Кроме того, учтены концептуальные положения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и используемой  в ДОУ примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой (2014).

Рабочая образовательная программа первой младшей группы разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования  МБДОУ № 131.

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Содержание образовательной программы определяется возможностями образовательного учреждения и образовательными запросами основных социальных заказчиков – родителей воспитанников (или их законных представителей), с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Цели и задачи реализации программы

Цель и задачи деятельности группы по реализации рабочей образовательной программы в группераннего возраста определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой примерной общеобразовательной программой ««От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель реализации рабочей образовательной программы  группы раннего возраста:создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком этапа раннего детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе..

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической  поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Принципы и подходы к реализации программы

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

Принципы, сформулированные  на основе требований  ФГОС

  1. Поддержка разнообразия детства.
  2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
  3. Позитивная социализация  ребенка
  4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
  5. Содействие  и сотрудничество детей  и взрослых, признание  ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  6. Сотрудничество ДОУ с семьей
  7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей.
  8. Индивидуализация дошкольного образования
  9. Возрастная адекватность образования
  10. Развивающее вариативное образование
  11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающихцелей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходереализации которых формируются такие качества, которые являютсяключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построенияобразовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач всовместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватныхвозрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимостиот региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальнойшколой.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Общие сведения о группе:

Первая младшая группа. Возраст детей от 2 до 3 лет.

Количество детей – 20. Девочек – 13, мальчиков – 7.

Родители - основные  социальные заказчики  ДОУ и взаимодействие педагогов с ними невозможно без учетов интересов и запросов семьи. Взаимодействие  с семьями  строилось  на  основе родительских договоров, на принципах сотрудничества и взаимопомощи и обеспечивало  включение семьи в образовательную работу ДОУ. Социологическое обследование показало, что преобладающее количество семей – полные (18),  есть небольшое количество неполных семей (2) и многодетных (1), неблагополучных – нет.  По образовательному цензу: средне - специальное образование имеют 29 родителей, высшее образование – 9 родителей. По социальному статусу преобладают  рабочие, есть военнослужащие, частные предприниматели.

1.2 Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

основной образовательной программы дошкольного образования

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы  представлены в виде целевых ориентиров, которые являют собой  социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребёнка на этапе завершения  уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

        

Целевые ориентиры  в  раннем возрасте:

  • интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует ихсвойства, экспериментирует.Использует

специфические, культурно фиксированныепредметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

  •  стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения совзрослыми, активно подражаетим в

движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

  • владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с  вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

  • в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровыезамещения;
  • проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
  •  с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

           1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная наметоде наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкойэффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательнойдеятельности;

– карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

В группе  предусмотрена диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе. Система диагностики сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и другихусловий реализации основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом.

Объект

Способы

Средства

Физическое развитие

Наблюдение за детьми в процессе НОД и самостоятельной двигательной деятельности

Ю.А. Афонькина.  Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Физическое развитие»

Социально-коммуникативное развитие

Наблюдение за совместной игрой, совместной продуктивной деятельностью

Ю.А. Афонькина.  Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Продуктивная деятельность

Наблюдение  за продуктивной  деятельностью

Ю.А. Афонькина.  Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Речевое развитие

Наблюдение в ходе НОД, беседы с детьми

Ю.А. Афонькина.  Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Речевое развитие»

Познавательное развитие

Итоговый НОД по познавательной деятельности

Ю.А. Афонькина.  Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Познавательное развитие»

Процедура педагогической диагностики.

1 шаг. Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их  реализации. Данные показатели позволяют составлять педагогу схемы наблюдений за детьми.

2 шаг. Педагоги коллегиально, под руководством старшего воспитателя, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего,  низкого, низшего. Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах.

3 шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.

II.Содержательный раздел

 Обязательная часть

В содержательном разделе представлены:

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников,специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

При подборе форм, методов, способов реализации Программы, для достижения планируемых результатови развития в пяти образовательных областях   необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для периода раннего детства.

Возрастные особенности:

На  третьем году жизни у детей продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого, развиваются соотносящие и орудийные действия. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов. Речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами – заместителями.

       Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребёнок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется  образ Я.  Кризис  часто сопровождается  рядом отрицательных проявлений. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательнойдеятельности являются создание условий для:

– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;

– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;

– дальнейшего развития игры

– дальнейшего развития навыков самообслуживания.

Методы и приемы социально-коммуникативного развития

I группа методов: формирование нравственных представление, суждений, оценок.

  1. Беседы на этические темы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Рассматривание иллюстраций.

II группа методов: создание у детей практического опыта.

  1. Приучение к положительным формам общественного поведения.
  2. Показ действий.
  3. Пример взрослого и детей.

Способы  и средства реализации  программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики  их  образовательных  потребностей

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

образовательная

деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость.Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение кинтересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание:Формировать у детей элементарные представления о себе ,об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом и отличиях от домашней обстановки. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Напоминать детям название города в котором они живут.

Формирование основ безопасности: Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге .Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой

Образцы действий с предметами

Индивидуальная игра

Совместная с

воспитателем игра

несложные сюжетные игры с несколькими детьми

Общение

Элементарные

поручения

Совместные

действия детей

и взрослого

Наблюдение

Чтение

Рассматривание иллюстраций

Вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия

Комментарии происходящего

Использование предметов-заместителей

Игровые ситуации

«Поможем кукле: кукла  упала, порвала платье», «Успокоим  Мишку», «Угадай, кто это (мальчик, девочка)»

Сюжетно-

отобразительные  игры:

«В гостях у матрешки»,

Рассматривание

фотографий

Игровые ситуации

«Как Хрюша умывается», «Зайка учит Мишку есть

красиво и правильно», «Каждой вещи свое место»

Дидактические игры «Накроем стол для кукол», «Ничего не забыли? Ничего не перепутали?» и др.

Чтение художественной

литературы

Игра-драматизация

«Путаница», «Кошкин дом».

игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).

Беседы

Рассматривание

иллюстраций о труде

взрослых.

Драматизация сказки

«Волк и семеро козлят».

обыгрывание ситуации

Познавательное развитие

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

Методы познавательного развития:

Методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, ответы на вопросы детей).

Методы, вызывающие активность (сюрпризные моменты, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одной НОД).

Методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение).

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

Образовательная

деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

Развитие познавательно-исследовательской деятельности Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название Обогащать чувственный опыт детей. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину.

Упражнять в установлении сходства и различия, называть свойства предметов. . Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.);развивать аналитические способности (умение сравнивать, соот-носить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти.); слуховой дифференциации тактильных ощущений, температурных различий мелкой моторики руки.

Приобщение  к социокультурным ценностямПродолжать знакомить  с названиями предметов ближайшего окружения, сравнивать. Способствовать появлению в словаре обобщающих понятий. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Формирование элементарных математических представлений:  Учить различать количество предметов (один — много).Привлекать внимание детей к предметам контрастныхразмеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик,

большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела.

Ознакомление с миром природы Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми.

Развивающие игры

Наблюдение

Ознакомление с назначением и свойствами окружающих предметов

Игры в центре воды и песка

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций, картинок

Действия с игрушками-орудиями

Развивающие игры

Наблюдение

Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками

Действия  с игрушками –орудиями (совочком, лопаткой и пр.)

Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками

Рассматривание иллюстраций, картинок

Действия  с игрушками –орудиями (совочком, лопаткой и пр.)

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Основной целью работы  является развитие сенсорных способностей детей, формирование представлений о цвете, форме, величине, предметов окружающего мира, развитие ориентировки в пространстве, тактильных ощущений.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.
  • Личностно-ориентированный  гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
  • Свобода индивидуального личностного развития.
  • Признание приоритета  ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития, а с другой – имеет самостоятельное значение. Ранний возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, в плане интеллектуального развития.

   Образовательные области

                  Тема

            Формы работы

Методическое обеспечение

Физическое развитие

«В гостях у мишутки»

«Осенняя прогулка»

«Снеговик в гостях у ребят»

«День рождения Петрушки»

«Путешествие на машине»

«Листопад»

«Бегите ко мне»

«Соберем мячики в корзинки»

«Найди свой домик»

«Беги к своему флажку»

«Веселая карусель»

«Цветные автомобили»

«Цветные парочки»»

«Веселый поезд»

«Соберись около своей фигуры»

«Веселый парашют»

Развлечение

Физкультурный досуг

          Подвижная игра

М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких»

С.Я. Лайзане «Физическая культура для малышей»

Е.А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»

Е.И. Вавилова «Развивайте у дошкольников ловкость,силу,выносливость»

Социально-коммуникативное развитие

«Угостим куклу чаем»

«Приготовим куклам обед»

«Оденем куклу на прогулку»

«Овощной магазин»

«Шофер везет кирпичики на стройку»

Сюжетно-отобразительная  игра

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»  Вторя группа раннего возраста.

Познавательное развитие

«Собери фрукты по цвету»

«Цветные кубики»

«Воздушные шары»

«спрячь мышку»

«Собери гусеницу»

«Найди лишний»

«Собери цветок»

«Разложим шарики и кубики в коробки»

«Что катится?»

«Найди пару»

«Чудесный мешочек»

«Украсим салфетку»

«Соберем грибочки»

«Хоровод матрешек»

«Шишки для мишки»

«Бантики для кукол»

«Разноцветные шарики из соленого теста»

«Цветная вода»

«Разноцветные дорожки»

«Цветные льдинки»

«Бусы для мамочки»

«Цветной дождь»

«Цветные камушки»

«Разные куличики»

«Большие и маленькие баранки»

«Большие и маленькие следы»

«Разные дорожки»

Дидактическая игра

Игра-экспериментирование

И.А. Помораева  В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Система работы в первой младшей группе.

С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами»

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Первая младшая группа.

Речевое развитие

Предметный мир вокруг нас

Беседы

Ситуативные разговоры

Рассматривание картинок, иллюстраций

Составление описательных рассказов об игрушках, бытовых предметах

Художественно-эстетическое развитие

«Ниточки для шариков»

«Разноцветные колечки»

«Цветные клубочки»

«Разноцветные мячики»

«Шарики в коробках»

«Флажки для праздника»

«Колобки»

«Улитка»

«Колбаски на тарелочках»

«узкая и широкая дорожки»

«Разные башенки»

«Мебель для матрешек»

«Длинная и короткая скамеечки

«Лесенки»

Рисование

Лепка

Конструктивно-модельная деятельность

Д.Н. Колдина «Рисование и лепка с детьми раннего возраста»

Е.В.Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста»

Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста»

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный  труд в детском саду»

Речевое развитие

В области речевого развития основными  задачами образовательной  деятельности являются создание условий  для:

– развития речи у детей в повседневной жизни;

– развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

Методы развития речи:

Наглядные:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение  в природе, экскурсии);

Опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

Чтение художественных произведений;

Практические:

Дидактические игры, дидактические упражнения, хороводные игры.

Способы  и средства реализации  программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики  их  образовательных  потребностей

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

образовательная

деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

Развивать понимание речи, активизировать словарь детей.

Упражнять в отчетливом произнесении звуков, воспроизведении слов, звукоподражаний. Формировать умение правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы во времени. Побуждать отвечать на простейшие вопросы.

Содействовать формированию умения вслушиваться в речь взрослого, запоминать слышимое..

 С помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации простых народных сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Поощрять попытки детей рассказывать об изображенном предмете на картинке, новой игрушке по  просьбе взрослого или по личной инициативе. Помогать отвечать на простейшие вопросы. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.

Открытые вопросы

Диалог с детьми(в том числе в процессе

наблюдения за

объектами природы,

трудом взрослых)

Чтение

-Рассматривание иллюстраций

 -Имитация действий

-Игра-инсценировка

Рассматривание

иллюстраций

знакомых

сказок.

Настольный театр

Комментарии ситуаций и событий

Сюжетно-

ролевые игры.

Дидактические

игры.

Театрализованные игры.

НОД

Поручения

«Спроси у Анны

Ивановны: Вы

оставите нам эту

интересную

книгу?»

Рассматривание книг.

Самообслуживание (во время

одевания и раздевания, умывания)

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализованные игры.

Игры с текстами

(«Пальчик, пальчик»,

«Сорока -сорока»

Драматизация

знакомых

сказок и

небольших

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития  основными  задачами образовательнойдеятельности являются создание условий для:

– развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

– приобщения к изобразительным видам деятельности;

– приобщения к музыкальной культуре;

– приобщения к театрализованной деятельности.

Способы, средства реализации  программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики  их  образовательных  потребностей

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

Образовательная

деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

Ранний     возраст

Вызывать интерес детей к действиям с материалом; предоставлять возможность упражняться в этих действиях.

Обогащать впечатления детей от окружающего мира.

Знакомство с искусством

Знакомить детей с иллюстрациями в книгах, скульптурой малых форм (статуэтки), художественно выполненными игрушками; с народными игрушками: дымковской, матрешкой и др. Развивать способность замечать, понимать изображения знакомых, предметов и явлений; умение эмоционально откликаться на них.

Слушание

Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.

Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты  кистей рук и т.д.).

Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

 Рассматривание

предметов(овощей, фруктов, деревьев,

цветов и т.д.),

произведений книжнойграфики, иллюстраций,

Игры, в процессе

которых дети

осуществляют выбор наиболее

привлекательных

предметов

Слушание музыки

сопровождающей

проведение

режимных

моментов

Музыкальная

подвижная игра Праздники.

 Развлечения

Игры со строительным материалом

Экспериментирование с материалами ( красками, мелками, карандашами), музыкальными инструментами

НОД

(рисование,

лепка).

Знакомство с

игрушками.

Коллективные

постройки

(украшение

построек).

Выставки

детского

творчества

Музыкальные

занятия.

Рассматривание тематических

альбомов и беседа о

музыкальных

инструментах

Музыкально-

дидактические

игры.

Музыкально-

ритмические

упражнения.

Инсценировка

несложных  песен.

Конструирование из строительного материала

Рассматривание

тематических

альбомов

Рассматривание народной

игрушки (дымковская,).

Рассматривание и игра внародные

игрушки-

забавы(пирамидка,грибок, матрешка).

Выполнение

несложных

танцевальных

движений под

музыку.

Слушание музыки

                                                             

                                            Часть формируемая участниками образовательного процесса

               Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Образовательная

область

Тема

Форма организации

Литература

Художественно-эстетическое развитие

«Путешествие в сказку»

Дидактическая игра

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2х-3х лет»

«Колобок» (русская народная сказка)

Показ настольного театра (на палочках)

М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» (театрализованные развлечения для детей 2х-3х лет)

«Козлята и волк»  (русская народная сказка)

Показ настольного театра

Н.Ф.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3х лет»

Теремок (русская народная сказка)

Театрализованная игра (с масками)

Н.Ф.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3х лет»

«Курочка-рябушечка» (этюд)

Показ театра на фланелеграфе

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», Н.Ф.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3х лет»

«Заюшкина избушка»

(русская народная сказка)

Показ театра руковичек

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», Н.Ф.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3х лет»

«Зимняя прогулка»

Развлечение

М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» (театрализованные развлечения для детей 2х-3х лет)

«Котик серенький»

(этюд)

Показ театра кружек

Н.Ф.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3х лет»

М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» (театрализованные развлечения для детей 2х-3х лет)

«Солнечные зайчики» (этюд)

Театрализованная игра

Д.И.Колдина «Игровые занятия с детьми 2х-3х лет»

М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» (театрализованные развлечения для детей 2х-3х лет)

«Репка» (русская народная сказка)

Показ театра масок и костюмов

Н.Ф.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3х лет»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»

Физическое развитие

В области физического развития  основными  задачами образовательной  деятельностиявляются создание условий  для:

– укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

– развития различных видов двигательной активности;

– формирования навыков безопасного поведения.

Методы физического развития:

  1. Наглядные:

наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, имитация, зрительные ориентиры);

тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

  1. Словесные:

образный сюжетный рассказ, беседа;

 словесная инструкция.

  1. Практические:
  • Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • Проведение упражнений в игровой форме;

Способы и средства реализации  программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики  их  образовательных  потребностей

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

Образовательная

деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

•        Воспитывать положительное эмоциональное состояние, интерес к двигательной активности

•        Закреплять  уже имеющиеся  двигательные навыки, помогать овладевать основным движениям (ходьба,  бег,  прыжки, метание; ползание, лазание; катание, бросание, упражнения в равновесии).

•        Содействовать  формированию правильной осанке, стопы

•        Развивать физическиекачества: ловкость, выносливость, быстроту, силу.

•        Воспитывать личностные качества: самостоятельность, смелость, активность и др.

Развивать  положительные взаимоотношения между детьми

Утренняя

гимнастика

Гигиенические

процедуры

Физкультминутки

Прогулка вдвигательной

активности (подвижные игры)

Подражательные движения

Игры с предметами, стимулирующими  развитие мелкой  моторики

Утренняя

гимнастика

Физкультминутки

Физкультурные занятия

Игры с предметами, стимулирующими  развитие мелкой  моторики

Двигательная

активность на

прогулке и в совместной

деятельностив группе

(подвижные игры,

физические упражнения)

Гигиенические процедуры

Игры с предметами, стимулирующими  развитие мелкой  моторики


2.2Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Содержание образовательных областей Программы реализуется в определенных  видах деятельности и культурных практиках в соответствии с возрастом воспитанников.

Культурные практики дошкольников -это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия с окружающим миром, людьми, природой в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах – со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми.

Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи людям, объектам природы, а также формирование негативного отношения к проявлениям недовольства, обиды, грубости кем-либо по отношению к другим или объектам природы.

Развитие игровой деятельности

Основные цели и задачи

Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать  конфликтные ситуации.

Содержание психолого-педагогической работы

                       Виды игр                            группы                            

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Театрализованные игры

Дидактические игры

Ранний возраст

Учить детей проявлять интерес к игровым

действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной  канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные

навыки ролевого поведения.

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых  совершенствуются движения

Пробуждать интерес к театрализованной

игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает

концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на

деревенский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности

Обогащать в играх с дидактическим матери-

алом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме ,цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур  Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);

тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек»,

«Теплый — холодный»), мелкой моторики руки

При организации сюжетной игры      используются  подходы, направленные на активизацию    свободной самостоятельной игры детей  через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.

Принципы  организации сюжетной игры:

  1. воспитатель должен играть вместе с детьми.
  2. воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  3. начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Руководство сюжетно-ролевыми играми

Обогащение жизненного опыта ребенка

Обогащение игрового опыта

Создание предметно-игровой среды

Активизирующее общение взрослого с детьми

Познавательно-речевые  НОД

Чтение художественной литературы

Прослушивание аудиозаписей

Рассказ воспитателя

Экскурсии

 Наблюдения

 Беседы

Рассматривание иллюстраций, альбомов

Игры-инсценировки

Дидактические игры

Сюжетно-дидактические игры

Подвижные игры с сюжетным содержанием

Имитационные игры

Индивидуальная игра

Коллективная игра

Совместная игра воспитателя  с детьми

Обогащение среды для самостоятельной игровой деятельности детей (использование игрушек, предметов-заместителей, нарисованных панно-картин)

Игровые проблемные ситуации

Игровое общение воспитателя с детьми, побуждающее к решению игровых задач

Развитие трудовой деятельности.

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

  1. Знакомить детей с предметами, созданными трудом людей.
  2. Привлекать детей к посильному труду.
  3. Помочь овладеть орудийными действиями в соответствии с функциональным назначением предметов.
  4. Продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя
  5. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

Своеобразие трудовой деятельности детей:

  1. «субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий.
  2. связь с игрой, которая проявляется:
  • в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;
  • в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;
  • во включении игровых действий в трудовой процесс;
  • в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

Виды труда

Формы организации трудовой деятельности

Типы организации труда детей

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ознакомление с трудом взрослых.

Поручения:

  • простые и сложные;
  • эпизодические и длительные;
  • коллективные.

Индивидуальный труд.

Труд рядом.

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).

Задачи.

  1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
  2. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
  3. Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте

Формы работы:

  1. Чтение литературного произведения.
  2. Рассказ литературного произведения.
  3. Беседа о прочитанном произведении.
  4.  Игра-драматизация.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

  1. Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.
  2. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
  3. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
  4. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников

  • Наблюдения – целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания
  • Опыты(кратковременные)

Демонстрационные (показ воспитателя)  и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью)

Конструктивно-модельная деятельность

Формы организации обучения конструированию:

  1. Конструирование по образцу.
  2. Конструирование по замыслу.

Взаимосвязь конструирования и игры:

  • Ранний возраст: конструирование слито с игрой.

2.3Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Одним из важных условий реализации рабочей  программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.

План взаимодействия  с семьями воспитанников

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Адаптационные мероприятия с вновь поступающими детьми. Анкетирование родителей для формирования банка данных о семьях воспитанников группы.

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: режим дня, сетка ООД, возрастные характеристики детей, консультация для родителей «Ребенок поступает в детский сад».

«Уголок здоровья»: консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада», «Здоровье ребенка в период его адаптации».

Оформление фотогазеты «Малыши в детском саду»

Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей.

Октябрь

Выставить для родителей альбом с осенними загадками и стихами для дальнейшего их заучивания.

Анкетирование: «О здоровье всерьёз» - выяснить отношение родителей к закаливанию.

Групповое родительское собрание «Давайте познакомимся!»

Оформление выставки «Дары природы».

Оформление наглядной агитации: «Как накормить ребенка»

«Уголок здоровья»: консультация «Ребенок не ест овощи».

Информационный лист: «Физическое развитие детей», «Закаливающие и профилактические мероприятия в детском саду».

Ноябрь

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: консультация для родителей «Сказки, которые мы читаем детям», папка-передвижка «Читаем всей семьей».

«Уголок здоровья»: консультация «Если ребенок плохо ест», буклет «Как успокоить плачущего ребенка».

Методические рекомендации для родителей «Играем в дочки–матери».

Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала.

Выставка праздничной газеты, рисунков и поделок ко Дню Матери.

Декабрь

Выставить для родителей альбом с зимними загадками и стихами для дальнейшего их заучивания.

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: консультации «Играйте вместе с детьми», буклет «Как организовать праздник для детей» (советы родителям).

«Уголок здоровья»: групповая консультация «Профилактика гриппа и ОРВ», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей».

Родительское собрание (Семинар – практикум) «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Беседа: «Одежда детей в группе и на улице»;

Помощь родителей в изготовлении новогодних костюмов детям, оформление группы к празднику.

Выставка творческих работ изготовленных родителями совместно с детьми «Рукавичка для Деда Мороза»

Январь

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: консультация для родителей «Растем, играя!», «Домашние питомцы – за и против»

«Уголок здоровья»: консультации «Зимние игры и развлечения», «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся,  играем!» (о важности зимних прогулок),буклет «Как уберечься от простуды».

Помощь родителей в постройке зимнего городка на участке.

Неделя зимних игр и забав с участием родителей.

Февраль

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: консультация для родителей «Знакомим малыша с природой», папка-передвижка «Игры с пальчиками».

«Уголок здоровья»: консультация «Основы правильного питания», “Личная гигиена детей”, папка-передвижка «Расти малыш здоровым».

Выставка кормушек для птиц.

Выпуск стенгазеты «Лучше папы не найти!»

Март

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: консультация «Играем вместе. Забавы на кухне», «Почему дети разные», папка-передвижка «Если ребёнок кусается».

«Уголок здоровья»: консультации: “Пальчиковая гимнастика”, “Пение в помощь речи!”, буклет «Значение игрушки в жизни ребенка».

Беседа: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через восприятие цвета»

Групповое родительское собрание «Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Практические рекомендации для родителей «Все маленькие дети художники!»

Выставить для родителей альбом с весенними загадками и стихами для дальнейшего их заучивания.

Апрель

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: консультации для родителей «Учим ребенка любить и беречь природу», «Развитие речи детей с помощью книжных иллюстраций».

«Уголок здоровья»: выставка литературы и статей на тему «Профилактика нарушений осанки», «Профилактика плоскостопия», буклет «Как предупредить весенний авитаминоз», консультация “Двигательная активность и здоровье детей”,

Анкетирование родителей “Что и как  читаем дома?”.

Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды по физической культуре.

Информационный лист: «Подвижные игры на свежем воздухе», «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья».

Май

Итоговое групповое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей».

Оформление наглядной агитации:

«Уголок для родителей»: консультация «Значение игрушки в жизни ребёнка»

«Уголок здоровья»: консультация «Азбука здоровья», буклет «Как организовать летний отдых детей».

Выставка любимых игрушек.

Индивидуальные беседы с родителями: «Какие игрушки нужны для ребёнка» - повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек.

Выставить для родителей альбом с летними загадками и стихами для дальнейшего их заучивания.

Озеленение и благоустройство участков и территорий совместно с родителями.


3.Организационный раздел ООП

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие

развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении  новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:

В группе в целях обеспечения эмоционально – комфортного привыкания вновь поступивших воспитанников организуется особый адаптационный режим пребывания детей – адаптационный период. В этот период воспитатели заполняют листы адаптации.

Критерии адаптации

Легкая степень.

К 20-му дню пребывания  в ДОУ нормализуется сон, ребенок хорошо ест, не отказывается от контактов  с детьми и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза со сроком не более 10 дней, без осложнений.

Вес  без изменений.

Средняя степень.

Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.  Нервно-психическое развитие замедляется (особенно  речевая  активность). Заболеваемость до двух  раз не более 10 дней без осложнений.  Вес не изменился или незначительно снизился.

Тяжелая степень.

Поведенческая реакция нормализуется  к 60-му дню пребывания в ДОУ.  Нервно-психическое  развитие отстает от исходного на 1 -2 эпикризисных срока. Респираторные заболевания более 3 раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение трех месяцев.

Параметры  оценки  адаптации  детей

параметры

1 группа

2 группа

3 группа

Поведение

Сильные, уравновешенные,

подвижные

Сильные, возбудимые

Сильные, уравновешенные, инертные

Настроение

Бодрое, контактное

Бодрое, но не уравновешенное, очень эмоциональное

Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное

Предел работоспособности

Соответствует норме и возрасту

Быстро наступает утомление

Соответствует возрастной норме

Характер засыпания и пробуждения

Быстро и спокойно

Медленно, неспокойно

Медленно и спокойно

Признаки утомления

Небольшая возбудимость нервной системы

Нарушение координации движений

Замедленная ответная реакция

Поведение на играх-занятиях

Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает

Не сосредоточен, не активен

Малоактивен, реакция замедленная

1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, т.к. течение болезни быстрое, восстановление   быстрое.

2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта  с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное.

3 группа – адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные.

3.2 Режим жизнедеятельности в ДОУ

Режим работы  группы раннего возраста: пятидневная рабочая неделя.

Режим работы группы

 - 12 часов (с 06.00 до 18.00 часов)

Особенности режима дня.

Режим дня воспитанников в группе организован с учетом рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха в течение времени пребывания воспитанников в детском саду.

Режим дня на холодный период года.

В группе  разработан режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности воспитанников, их интересы и потребности. Режим обеспечивает взаимосвязь планируемой образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Зимний период (холодный) определен с первого  сентября по тридцать первое  мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с  первого июня по тридцать первое августа. При организации режима соблюдается разумное чередование деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных развивающих ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Основные  компоненты  режима: дневной  сон,  бодрствование  (игры, трудовая  деятельность, НОД, совместная  и самостоятельная  деятельность), прием  пищи,  время  прогулок.

Режим дня в первой младшей группе (2 до 3 лет)

Вид деятельности

Время в режиме дня

Длительность

Прием детей, игры, гимнастика

6.00 – 8.00

2 ч.

Завтрак

8.00 – 8.30

30 мин.

Самостоятельная деятельность

8.30-8.50

20мин.

Н

О

Д

Кол-во в неделю

10

Длительность

9 минут

Организованная образовательная деятельность (общая продолжительность)

8.50-8.59 (занятия физической культурой проводятся по подгруппам 2 раза в неделю)9.09-9.18.

2 завтрак

9.18 -9.28  

10 мин.

Подготовка к прогулке, прогулка

9.28 – 11.20

1 ч. 50 мин.

Возвращение с прогулки

11.20 – 11.35

15 мин.

Подготовка к обеду, обед

11.35– 12.00

40 мин.

Сон

12.00 – 15.00

3 ч.

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00 – 15.20

20 мин.

Полдник

15.30 – 15.50

20 мин.

Организация игровой деятельности, игра. Чтение художественной литературы

15.50 – 16.30

40 мин.

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.30– 18.00

1 ч. 30 мин

Организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с расписанием , утвержденным заведующим МБДОУ. Общее количество занятий -10

Ознакомление с социальным и предметным миром -1 раз в неделю

Развитие речи -1 раз в неделю

Физическая культура – 2 раза в неделю по подгруппам (в группе)

Музыка – 2 раза в неделю (в музыкальном зале)

Развитие речи – 1 раз в неделю

Ознакомление с художественной литературой – 1 раз в неделю

Лепка – 1 раз в неделю

Рисование – 1 раз в неделю

Организация образовательного процесса в  летний оздоровительный период.

  В теплый период года режим дня меняется: вся жизнь детей организуется преимущественно на воздухе (кроме сна и питания), где проводятся разные виды деятельности, закаливающие процедуры.

 Летом по причине отсутствия большинства детей организуются смешанные и разновозрастные группы.   При наличии в группе детей двух разных возрастов  за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают или заканчивают на 5-15 минут раньше.  В режиме разновозрастной группы  младших детей первыми готовят ко сну и укладывают спать.

Работа с детьми в летний оздоровительный период проводится в соответствии с Санитарными правилами и нормами. В летний период учебные занятия не проводятся. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивный праздник, экскурсии и другие формы работы, а также увеличивается продолжительность прогулок. В связи с этим работа с детьми организуется следующим образом.

Ежедневно воспитатели организуют самостоятельную (игровую, трудовую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, конструктивную, изобразительную, музыкальную, чтение, двигательную) деятельность детей на прогулочных участках, спортивной  площадке, в соответствии с перспективным планом работы с детьми в летний оздоровительный период. Работа с детьми проводится по следующим направлениям (образовательным областям): физическое развитие, социально-коммуникативное развитие познавательное,  речевое,  художественно-эстетическое развитие.

Ежедневно проводятся оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные и спортивные игры, индивидуальная работа по формированию у детей основных физических качеств, динамические паузы и водные процедуры (игры с водой  и пр.).

1 раз в неделю в летний период воспитатели организуют и проводят развлечения и (или) экскурсии, направленные на решение задач  познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, речевого и физического развития.

План праздников и развлечений

Сроки

Название мероприятия

Сентябрь

«Мои любимые игрушки»

Октябрь

«Репка» - кукольный спектакль

Ноябрь

«Подарок маме»

Декабрь

«Здравствуй елочка»

Январь

«Зимушка зима»

Февраль

«Теремок» - кукольный спектакль

Март

«Мама - самая лучшая»

Апрель

«Улыбнись солнышку»

Май

«Весенние голоса»

 Организация двигательного режима

 Форма организации

 НОД по физической культуре

2 раза в неделю в помещении по подгруппам (9-10 минут)

 Утренняя гимнастика

Ежедневно (5 минут)

 Физкультминутки

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от содержания занятий (1-2 мин)

 Упражнения после дневного сна

Ежедневно (5 минут)

 Подвижные игры вне занятий

Ежедневно (10-15 минут)

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Индивидуальная работа

Ежедневно утром и вечером (5 минут)

Физ. упражнения на воздухе

Ежедневно (5 минут)

 Пальчиковая гимнастика

Ежедневно, 3-4 раза в день

3.3.Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом детей, их индивидуальными  и возрастными особенностями

В группе реализуется   комплексно-тематическое планирование, в котором можно частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период, в зависимости от контингента воспитанников, их индивидуальных особенностей, программных задач, социального заказа родителей. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития воспитанников. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.Одной теме следует уделять не менее одной недели.  Оптимальный период  работы над темой – 2 -3 недели.

Модель проектирования образовательного процесса

Перспективно - тематический план

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическая культура

Здоровье

Художественное творчество

Музыка

Наряду с целью, указываются №№  НОД из системы работы с детьми по ФИЗО

Наряду с целью, указываются №№  НОД

Наряду с целью, указываются №№  НОД из источников, отражающих систему работы с детьми по ИЗО: лепка, аппликация, рисование, конструирование

Наряду с целью, указываются №№  НОД из системы работы с детьми по МУЗО

Познавательно развитие

Речевое развитие

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Наряду с целью, указываются материалы по познавательному развитию детей:

ФЭМП;

Сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской деятельности;

Первичные представления об объектах окружающего мира,

Ознакомление с миром природы;

Приобщение к социокультурным ценностям;

Дидактические игры

Наряду с целью, выписываются художественные произведения по:

Рассказыванию;

Чтению;

Заучиванию наизусть

Наряду с целью, указываются №№  НОД из источников, отражающих систему работы с детьми по развитию речи:

Общение;

Словарь;

ЗКР;
грамматический строй речи;

Связная речь

Социально-коммуникативное  развитие

Социализация

Наряду с целью, указываются источники, в которых описана система работы с детьми по направлениям:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

Ребенок в семье, сообществе, патриотическое воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

Формирование основ безопасности;

Общение

Модель проектирования воспитательно-образовательного процесса

Режимные моменты

Виды деятельности и культурные практики

Совместная деятельность  взрослого и детей, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации (НОД)

Организация РППС для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Поддержка индивидуальности ребенка

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП ДО

-Прием и осмотр детей, совместная деятельность детей, труд

-Утренняя гимнастика

-Подготовка к завтраку, завтрак

-Игры

-Непосредственно образовательная деятельность

-Игры

-Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

-Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

-Организация питания и сна

-Подъем и двигательная активность

-Игры

-Подготовка к полднику, полдник

-Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

Игровая

-Коммуникативная

-Познавательно-исследовательская

-Восприятие художественной литературы

-Самообслуживание и элементарный бытовой труд

-Конструирование

-Изобразительная

-Музыкальная

-Двигательная

Форма деятельности

-Цель  деятельности

-Материал

-Источник методической литературы или сам ход деятельности

Создание условий для (игр, развития двигательной активности, познавательной деятельности, речевого развития, развития математических способностей и т.д.)

Индивидуальная работа

Родительские собрания

Консультации

Открытые НОД

Совместные праздники, досуги

Участие  в акциях, субботниках, проектах, выставках, конкурсах

Оформление памяток

Беседы

Помощь в организации прогулок, экскурсий,

Оформление фотоматериалов

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствует развитию у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.

   При создании предметной среды учитывалась гендерная специфика, среда  обеспечена  как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.  Мебель в группе, игровое оборудование отвечает требованиям СанПиН.

В каждой группе созданы условия для развития личности ребёнка в различных видах деятельности:

- Совместная деятельность с взрослыми;

- Непосредственно образовательная        деятельность;

 - Самостоятельная творческая деятельность;

В раздевальных комнатах созданы условия для информационно-просветительской работы с родителями: стенды «Хорошо у нас в саду», «Вот как мы живем», «Меню», «Благодарим», «Поздравляем», в группах раннего возраста оформлены уголки «Здравствуйте, я пришел».

В группах раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Блок

Уголки

Задачи

Наполнение

Рабочий

Доска, мольберты, магнитные доски

«Уголок

развивающих игр»

Расширение познавательного сенсорного опыта детей

Дидактические игры.

 Настольно-печатные игры.Дидактический материал по сенсорному воспитанию

Познавательный материал. Пирамидки, матрешки, материал для развития мелкой моторики (бусы, прищепки, природный материал), различные шнуровки, игры на магнитах, мелкий настольный конструктор, дидактические игры на цвет, форму, величину, мозаики-пазлы,  кубики.

«Уголок

экспериментирования»

Развитие познавательно- исследовательской деятельности, совершенствование сенсорного развития, развитие экспериментальной и проектной деятельности

предметы из различных материалов, игры с песком и водой, наборы форм, бросовый материал и т.д.

Материал для проведения элементарных опытов

Обучающие и дидактические игры по экологии

Сезонный материал

Макеты

«Творческая

мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, краски, гуашь, кисти для рисования, пластилин, трафареты, раскраски. Дополнительный материал: листья, обрезки бумаги, кусочки дерева, кусочки поролона, лоскутки ткани, палочки и др.

«Уголок природы»

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями. Литература природоведческого содержания. Муляжи фруктов, овощей; дикие и домашние животные. Инвентарь для трудовой деятельности: лейки, пульверизатор, фартуки, совочки.. Природный и бросовый материал, календари природы

Активный

«Физкультурный

уголок»

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия (Коврики массажные)

Для прыжков (Скакалка)

Для катания, бросания, ловли (Обруч, мяч мешочек с грузом,  кегли)

Для общеразвивающих упражнений (Мячи, палки гимнастические, ленты короткие).

Атрибуты к подвижным и спортивным играм

«Строительный» уголок

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Напольный строительный материал; конструктор «Лего», пластмассовые кубики; транспортные игрушки, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.).

«Уголок сюжетно ролевых игр»

Овладение социальным опытом, приобщение к миру профессий, возможность реализовать себя в игре

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, в том числе, продукты детской деятельности, ширмы, настенные панно, куклы, коляски, игровая мебель.

«Книжный уголок»

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей, альбомы для рассматривания

«Музыкально- театральный уголок»

Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

Музыкальные инструменты. Предметные картинки «Музыкальные инструменты». Музыкально -дидактические игры. Ширмы, костюмы, настольные театры.

3.5 Обеспеченность методическими материалами

Социально-коммуникативное развитие

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. М.,Мозаика-Синтез,2014.

Л.Л. Тимофеева; Планирование образовательной деятельности с  дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа» М.:  Центр педагогического образования,2012.-464с.

С.Н. Теплюк«Ребенок третьего года жизни» М.: Мозаика-Синтез 2014

Физическое развитие

ЛайзанеС.Я. Физическая культура для малышей

ГалигузоваЛ.Н. «Физическое развитие» (1-3года), 2007

Речевое развитие

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2014г.

Познавательное развитие

С.Н. Теплюк«Игры - занятия на прогулке с малышами» М.: Мозаика-Синтез 2014-176с.

Соломенникова О.А.  Ознакомление с природой в детском саду. Первая младшая группа. 2014г.

Помораева И.А. Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. 2015г.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. 2011г.

Художественно-эстетическое развитие

     Е.А. ЯнушкоЛепка с детьми раннего возраста» М.:Мозаика-Синтез:2007.-80с.

Д..Н. Колдина«Рисование с детьми 2-3 лет» Издательство «Мозаика-Синтез»,2008.-48 с.

Е.В.Полозова Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. 2009г.

Л.В.Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду. 2012г.

3.6 Комплексно-тематическое планирование

1младшая группа

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Итоговое мероприятие

Мои любимые игрушки

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

3-4 неделя сентября

Развлечение

«Мои любимые игрушки»

Птицы осенью

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Дать первичные представления о птицах. Знакомить с особенностями поведения птиц осенью.

1,2 неделяоктября

Сбор осенних листьев и создание коллектив ной работы—плаката с самыми красивыми из собранных листьев Создание альбома «Птицы, которых знаем».

Я в мире человек

Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела чело века,  их назначении.  Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни.

3-4 неделя

октября

Создание коллективного плаката с фотографиями детей.

Игра «Кто у нас хороший?"

Мой дом

Знакомить детей с родным городом (поселком): его названием, объекта ми (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер).

1-2 неделя ноября

Оформление газеты «Дзержинск – мой родной город» (фото детей на фоне городских видов).

Я и моя мама

Воспитание любви к матери

3-4 неделя ноября

 Совместное с родителями чаепитие «У самовара я и моя мама».

Зима

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

1-2неделя

декабря

Тематическое занятие «Зимняя сказка»

Новогодний праздник

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной,   чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

3-4неделя  декабря

Новогодний утренник.

Лесные звери зимой

Расширять знания о диких животных. Дать первичные представления о них. Знакомить с особенностями поведения диких животных зимой.

3 неделя января

Тематическое занятие «В лесу зимой»

День здоровья

Формировать представления о физическом образе  самого себя и сверстника

4 неделя января

Развлечение «Заболел наш петушок»

Папа может все, что угодно

Воспитывать внимательное отношение к родным и близким людям – отцу, дедушке, брату.

1-3 неделя февраля

Фотовыставка «Вот какой мой папа»

Мамин день

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной,  чтения) вокруг темысемьи, любви к маме, бабушке.

4 неделя февраля— 1 неделя  марта

Мамин праздник,

Народная игрушка

Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

2-3 неделя марта

Игры забавы

Весна

Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

4 неделямарта

Праздник «Весна».

Добрые сказки

Формирование  интереса и потребности в чтении книг, сказок

1 неделя апреля

Просмотр кукольного театра

В мире вещей

Знакомить детей с предметами ближайшего окружения

2-3 неделя апреля

Развлечение «Дом, который построили мы»

Веселый светофор

Знакомить с элементарными правилами дорожного движения, со светофором

4неделя апреля -1 неделя мая

Развлечение « В гостях у светофора»

День семьи

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях.

2 неделя  мая

Выставка совместных работ «Что мы можем»

Лето

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом.

Познакомить с некоторыми животными жарких стран.

3-4 неделя мая

Праздник «Лето».

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

1 июня — 31августа


Содержание

I

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы

6

1.3

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

7

II

Содержательный раздел

9

 Обязательная часть

9

2.1

Ранний возраст

10

2.2

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

19

2.3

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

22

III

Организационный раздел

26

3.1

Психолого-педагогические условия развития ребенка

26

3.2

Режим жизнедеятельности в ДОУ

28

3.3

Проектирование образовательного пространства

32

3.4

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

34

3.5

Методическое обеспечение

37

3.6

Комплексно-тематическое планирование

37

Согласовано                                                                                                                                                                              Утверждено

Педагогическим советом                                                                                                                                                                                                приказом заведующего

Протокол № 1 от 30.08.16                                                                                                                                                                                                от 30.08.16 № 74

                                                                                                                                                                                                                                                                       С.Ю.Буреева

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

1 младшей группы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 131» комбинированного вида

                                                                                                                             Разработана:

                                                                                                                       Чимбарева Л.М., воспитатель

г. Дзержинск-2016




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года

Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на  возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА первой младшей группы (от 2 до 3 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателями МАДОУ «Золушка».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, ре...

Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

Содержание программы: I.      Целевой раздел ……………………………………1.1....

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...