Программа развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Полякова Екатерина Александровна

Эмоционально-волевая сфера личности каждого ребенка не имеет аналогов. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждый ученик по-своему реагирует на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию. Волевая сфера также является важным компонентом психики ребенка, поскольку неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Таким образом, развитие эмоциональных и волевых качеств ребенка достигается только тренировкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая программа развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Эмоционально-волевая сфера личности каждого ребенка не имеет аналогов. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждый ученик по-своему реагирует на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию. Волевая сфера также является важным компонентом психики ребенка, поскольку неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией развития воли выступает усиление мотивации к обучению и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

К сожалению, не все дети, по разным причинам, могут воспринимать и понимать чувства окружающих, например «у детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью или моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям».

В связи с этим, мы рассмотрим методики разных авторов, которые направлены на исследование и изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Проведенный анализ диагностического инструментария, позволяет нам выделить следующие методики, направленные на исследование и изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста:

  1. методика «Определение уровня саморегуляции» (Н.А. Мишина);
  2. методика «Исследование уровня мобилизации воли» (Ш.Н. Чхарташвили);
  3. тест «Автопортрет» (В.В. Ветрова);
  4. методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго).

Рассмотрим более подробно данные методики.

Методика «Определение уровня саморегуляции» (автор Н.А. Мишина).

Цель данной методики: изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Оборудование и материалы: в качестве стимульного материала используются образец, представленный в приложении  и простой карандаш.

Инструкция к проведению: детям предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

1) пиши палочки и черточки в такой же последовательности;

2) правильно переноси их с одной строчки на другую;

3) не пиши на полях;

4) пиши не в каждой строчке, а через одну». 

Время выполнения задания 5 минут.

Обработка данных. Анализ проводится по следующим критериям: 5 баллов - ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно. 4 балла - по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть. 3 балла - ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен. 2 балла - ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен. 1 балл - ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.

Методика «Исследование уровня мобилизации воли» (автор Ш.Н. Чхарташвили).

Цель: определение уровня мобилизации воли младшего школьника.

Инструкция к проведению: «Вот альбом. В нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя» (последнее слово интонационно выделяется). Правильность выполнения задания фиксируется педагогом по направлению взгляда испытуемого.

Оборудование и материалы: альбом с изображением картинок и кружков представленный в приложении, простой карандаш и чистый лист.

Обработка результатов. Анализ выполнения проводится по следующим критериям: 10 баллов - высшая оценка. Ставится в том случае, если ученик при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл. Высокий уровень - 9-10 баллов. Средний уровень - 6-8 баллов. Очень низкий уровень - 1-2 балла.

Тест «Автопортрет» (автор В. В. Ветрова).

Цель: диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности - самооценка, невротические реакции, тревожность, страх, агрессивность.

Оборудование и материалы: чистый лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция к проведению: детям предлагается нарисовать самих себя в полный рост.

Обработка результатов.

Интерпретация  результатов  данного  теста представлены в приложении.

Интерпретация  результатов

Признак

Критерии признака

1 - самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре - адекватная;

1.2 в верхней части листа - завышенная;

1.3 в нижней части листа - пониженная.

2 - интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова - интеллектуальная и социальная адекватность;

2.2 большая голова - высокие интеллектуальные и социальные притязания;

2.3 маленькая голова - интеллектуальная и социальная неадекватность.

3 - контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея - адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями;

3.2 длинная шея - потребность в защитном контроле;

3.3 короткая шея - поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям;

3.4 отсутствие шеи - отсутствие контроля.

4 - местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище - равновесие потребностей и влечений;

4.2 маленькое туловище - отрицание потребностей и влечений;

4.3 большое, крупное туловище - неудовлетворенность осознаваемыми влечениями;

4.4 отсутствие туловища - потеря схемы тела, отрицание телесных влечений.

5 - чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши - повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику;

5.2 большие глаза - повышенная чувствительность к критике.

6 - тревожность

6.1 сильный нажим;

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность);

6.3 перерисовка и стирание;

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство);

6.5 руки прижаты к телу.

7 - страхи

7.1 интенсивная штриховка;

7.2 обведение контура;

7.3 затушеванные зрачки.

8 - агрессивность

8.1 сильный нажим;

8.2 жирный контур рисунка;

8.3 ноги расставлены;

8.4 видны зубы (вербальная агрессия);

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность);

8.6 подбородок увеличен и акцентирован;

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия - самозащита);

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости;

8.9 оружие.

9 - выраженная защита

9.1 улыбка;

9.2 руки за спиной или в карманах;

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость).

10 - эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя;

10.2 крупный рисунок;

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе).

11 - депрессия

11.1 рисунок в нижней части листа;

11.2 слабый нажим и контур;

11.3 скованная, статичная поза;

11.4 эскизный контур.

12 - зависимость

(в том числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот;

12.2 пуговицы по центральной оси;

12.3 маленькие ступни и ладони;

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины;

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины.

13 - эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков;

13.2 опускание шеи;

13.3 детские черты лица;

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда.

14 - демонстративность

14.1 длинные ресницы;

14.2 волосам уделено много внимания;

14.3 выделенные крупные губы;

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная;

14.5 макияж и украшения.

Методика «Эмоциональные лица» (автор Н. Я. Семаго).

Цель: оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка.

Оборудование и материалы: в качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии представленные в приложении.

Инструкция к проведению: процедура проведения исследования в полном объеме состоит из трех последовательных этапов.

1-й этап: предъявление для опознания эмоциональных состояний 1-й серии изображений (схематичные изображения). Ребенку предъявляются схематичные изображения лиц, раскладываемые в случайном порядке перед ребенком. Раскладка производится так, чтобы все изображения находились в поле зрения ребенка.

Инструкция 1: «Посмотри на эти рожицы и скажи, какое у каждой настроение».

2-й этап: предъявление реальных фотографических изображений (в соответствии с полом ребенка). На этом этапе ребенку предъявляются изображения 2-й серии: реальные фотографии. При этом предъявляются фотографии, соответствующие полу ребенка.

Инструкция 2 (модифицируется в зависимости от пола ребенка): «Теперь я тебе покажу другие картинки, на которых изображен мальчик (девочка). Посмотри на эту фотографию, как ты думаешь, какое настроение у этого (этой) мальчика (девочки)?».

3-й этап: придумывание истории по какому-либо изображению. Ребенку предлагается придумать рассказ, историю по какому-либо из предъявляемых ранее реальных изображений. Для этого реальные изображения раскладываются в том же порядке (слева - направо), как они проводились на первом этапе обследования, или просто даются ребенку в руки с предложением разложить их самому.

Инструкция 3: «Посмотри снова на эти картинки. Выбери одну из них, какая тебе больше нравится и попробуй придумать рассказ о том, что могло вызвать такое настроение мальчика (соответственно, девочки), почему он это чувствует».

Обработка результатов. «Высокий уровень - развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний. Средний уровень - ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого. Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе».

Таким образом, описанные психологами-педагогами методики, такие как: методика «Определение уровня саморегуляции», методика «Исследование уровня мобилизации воля», тест «Автопортрет», методика «Эмоциональные лица» помогут выявить эмоционально-волевую сферу, определить уровень мобилизации воли, продиагностировать бессознательные эмоциональные компоненты личности (самооценку, невротические реакции, тревожность, страх, агрессивность), оценить возможность адекватного опознания эмоционального состояния младших школьников.

Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется, чувства развиваются в тесной связи с волей, а воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Как пишет в своей статье Т.В. Дремина: «развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся развивает системы самосознания и самооценки, рефлексивные способности, формирует адекватное отношение к себе и другим. Постепенно ребенок развивает коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других».

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. В.С. Мухина отмечает, что «хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает».

В связи с этим В.С. Мухина перечисляет основные задачи, которые необходимо решать в младшем школьном возрасте:

1) «преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2) обретение ребенком контроля над своим поведением;

3) выработка волевых качеств личности».

Изучая волевое поведение, В.А. Иванников отмечал, что «проблема формирования воли это не только развитие нравственных качеств личности и формирование нравственных мотивов, воля есть не только особый способ мотивации, но и ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации».

Также В.А. Иванников указывает, что «необходимость волевого поведения возникает тогда, когда обнаруживается недостаток или нежелательность, побуждения к действию. Например, при необходимости совершать действия, не связанны с актуальной потребностью, при преодолении внешних и внутренних препятствий, при необходимости выбора кажущихся равнозначными мотивов, целей и т.д.».

Исходя из анализа литературы о развитии эмоционально-волевой сферы, мы делаем вывод, что эмоции младших школьников отличаются высокой впечатлительностью. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, а так же адекватно выражать собственные эмоции. Воля рассматривается как способность сознательно преодолевать препятствия на пути к цели, а младшие школьники характеризуются неравномерностью сформированности волевых качеств. Таким образом, развитие эмоциональных и волевых качеств ребенка достигается только тренировкой.

Итак, исходя из анализа литературы, нами выделены такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы - игротерапии, сказкотерапии, беседы, музыкотерапия; и приемы -  упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

1. «Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости». Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие  психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером», «Переправа». Такие игры развивают толерантность учащихся по отношению друг к другу, в коллективе устанавливается дружелюбная атмосфера.

С целью развития у детей волевой сферы необходимо особое место уделить играм, направленным на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и восприятия. Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. К таким играм можно отнести: «Четыре стихии» - где дети выполняют определенные движения по команде ведущего; упражнение «День и Ночь» - по команде «День» ребята бегают в произвольном порядке, изображая мышей, а по команде «Ночь» - засыпают для того чтобы ведущий-сова их не съел; игра «Атомы и молекулы» - где дети меняют свободное движение и группируются по определенному количеству с сигналом педагога.

Важно отметить, что любые игры должны вызывать положительный настрой у детей. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля, отличаются незамысловатыми правилами, например: упражнение «Сочини предложение», где группе детей предлагается 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. По очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Игра «Три движения» - когда ребятам необходимо в правильном порядке выполнять движения, тогда как ведущий специально путает группу случайной очередностью движений.

Обязательно включать в программу подвижные игры с правилами, с целью развития координации движений и произвольной регуляции собственной деятельности. Можно использовать такие игры, как: «Зайчики Солар», «Солнце, дождь и ветер», «Снежный ком», «Постройтесь по росту!». Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению в роли успешного ведущего, развивает настойчивость. Стремление к успеху развивает мотивационные качества и вместе с тем учит принимать неудачу без агрессии и обиды.

2. «Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников». Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Педагог Р.М. Гришина предлагает методическую разработку сказки «Звездная страна». Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

3. «Беседа - это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний». Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки. Для этого ребятам задается ряд вопросов: о чем эта удивительная история? Чему учит эта сказка? Как вы оцениваете поступок отрицательного героя? Почему? Пригодится ли вам эта история в жизни? Чем?

Беседа также может проводиться на определенные (намеченные педагогом заранее) актуальные темы. С целью развития у учеников эмоциональной притязательности, отзывчивости важно обсуждать такие понятия как «Дружба», «Взаимоотношения», «Конфликт». Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить - ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Детям необходимо дать возможность понять, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки.

4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции». Функциональные упражнения «Послушай тишину», «Летняя ночь», «Звуки» учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию  сильного эмоционального или физического напряжения у детей.

5. «Упражнения - это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности». На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение таких упражнений, как: упражнение «За что меня любит мама», упражнение «Радость и грусть», упражнение «Зеркало», рисование на тему «Сегодня я вот такой», упражнение «Все мы» развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями.  С помощью таких упражнений у детей повысится уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшится психическое напряжение, тревога.

Занятия с детьми в сенсорной комнате можно выделить как средства развития у учеников саморефлексии. В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов - пузырьковой колонны, аква-лампы, ребенок расслабляется, успокаивается, у него нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Структура занятий в сенсорной комнате предполагает использование упражнений для релаксации, дыхательных упражнений, беседы и сказкотерапию, ароматерапию и музыкотерапию.

После проведения основных игр с детьми необходимо оказать успокаивающее и расслабляющее воздействие на их эмоциональное состояние. С этой целью можно использовать различные релаксационные упражнения или психодинамические медитации с музыкальным сопровождением.

6. Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения. Такие релаксации, как: «Лучики», «Кораблик», «Ковер - самолет», «Чудесная ночь» помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению - создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.

Таким образом, мы предполагаем, что использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе. При целенаправленном комплексном воздействии у них сформируются такие волевые качества как: ответственность, упорство, настойчивость, решительность, повысится самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая программа "Развитие способности к обучаемости у детей младшего школьного возраста".

В жизни ребенка после поступления в школу наступает новый период, к которому он должен быть достаточно подготовлен. Ребенок должен быть готов к серьезной учебной деятельность.Специфической особенность...

Особенности развития творческих возможностей и воображения детей младшего школьного возраста

развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение...

Особенности развития творческих возможностей и воображения детей младшего школьного возраста

Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты,  имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей  в науке, изобретение новых маши...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Совершенствовать умение детей рассказывать стихи, потеши, способствовать освоению разновидностям пальчиковых, дыхательных игр.Задачи:Обучающие:Знакомить детей с устным народным творчеством, русс...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...