Консультация для воспитателей по теме «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».
консультация по теме
Сказка – это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».
Сказка – это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.
Тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую «взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла».
Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен: обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знакомым с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
В процессе формировании языковой культуры сказка приходит к нам на помощь. При слушании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.
В процессе чтения сказок происходит:
• развитие познавательного интереса детей;
• расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
• развивается свободное общение с взрослыми и детьми;
• формируется интерес к книгам и потребность в чтении;
• воспитывать умение слушать.
Модель работы со сказкой:
1. Знакомство с название сказки
2. Процесс чтения сказки
3. Речевая зарядка
4. Беседа по содержанию
5. Пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. Рассматривание иллюстраций
7. Работа с обучающими презентациями
8. Создание сказки (продуктивная деятельность)
9. Сказка и познание.
Работа со сказкой в детском саду происходит:
- в процессе организованной образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.
При подборе сказок необходимо учитывать возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.
Внесение кукол в процессе чтения сказки способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества. Заранее необходимо подготовить персонажей, с которыми будет происходить общение, можно создать их, используя бросовый, природный материал.
Возможно «оживление» сказки в процессе ее рисования, используя различные техники, лепки из пластилина, солёного теста, выполнения аппликации из бумаги, ткани, различных нитей.
В процессе рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, можно постепенно переходить к простейшему моделированию. Для плавного перехода использовать дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?».
В процессе работы со сказкой желательно использовать показ слайдов. Дети дошкольного возраста с интересом играют в игры «Третий лишний», «Из какой сказки герой» с мультимедийным оформлением.
Для лучшего запоминания текста сказки возможно использование различных видов театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Кроме того, восприятие сказки в полной мере отвечает потребностям ребёнка в общении, в познании, в чтении, в проявлении активности и самостоятельности, в самовыражении.
Сказка - это в первую очередь особая среда, через которую ребенок совершенствуется в языке. Наша задача, как педагогов, помочь ребенку как можно богаче обогатить эту среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль сказки в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста"
Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу...
Консультация для воспитателей на тему: «Значение бодрящей гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования-сохранить и поддержать здоровье ...
Консультация для воспитателей "Система работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста"
Речь - это очень важное достижение человека, оно позволяет общаться людям между собой с помощью слов, звуков и других элементов языка. Цель работы по развитию речи в детском саду - формирование устной...
21.09.22 Консультация для воспитателей" Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста".
Консультация для воспитателей " Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста."...
Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»
Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в более доступной и привлекательной для детей, достигнуть высокого качест...
Консультация для воспитателей: "Задачи речевого развития ребёнка дошкольного возраста с внедрением ФОП ДО"
Как изменились задачи речевого развития ребёнка дошкольного возраста с внедрением ФОП ДО? Какие компоненты речевого развития выходят на первый план?...
Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»
Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования к качеству организации образовательного процесса в детс...