Проект "Тебе, великая Победа!"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
МАДОУ № 207 Московского района г.Казани
«Белоснежка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Тебе, Великая Победа!»
на тему:
«Интерактивный мини-музей «Страницы Великой Победы»
Разработала воспитатель
Павлова О.В.
2015
Содержание
Паспорт проекта ……………………………………………………………….3
Актуальность……………………………………………………………………6
Деятельность в рамках проекта……………………………………………...9
Календарное планирование………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………….………...22
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..…….23
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой.
Срок реализации: 15 марта- 09 мая 2015г
Участники проекта:
- дети старшей группы
- родители
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- инструктор по физической культуре
Интеграция областей знаний в ходе проекта.
- «Познаем мир»
- «Учимся думать и рассуждать»
- «Учимся быть здоровыми»
- «Познаем других людей и себя»
- «Знакомимся с музыкой»
- «Учимся рисовать»
- «Знакомимся с художественной литературой»
- «Учимся родному языку»
- «Трудимся»
Цель проекта: Формирование представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формировать представление об истории Великой Отечественной войны, используя различные виды деятельности; познакомить с героями Великой Отечественной войны;
- углублять у детей представления об историческом прошлом страны;
- уточнить и расширить знания о военной истории страны, воспитывать уважение к людям военных профессий;
- воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной поисковой и творческой деятельности в совместном освоении данной темы;
- воспитывать храбрость, мужество, самостоятельность, сознательную дисциплину;
- развивать связную речь, обогащать словарный запас тематической направленности;
- осуществлять нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны.
В основу реализации проекта были положены следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала
• принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий;
• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Проект проводится поэтапно:
Подготовительный
- Определение темы проекта;
- Обозначение цели проекта;
- Постановка задач данного проекта;
- Проведение анализа имеющейся методической и специальной литературы по вопросам патриотического воспитания на тему «Великая отечественная война 1941-1945гг»
- Определение сроков проведения мероприятий проекта
- Разработка плана мероприятий
Основной
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий.
Заключительный
- Организация активной и интерактивной площадки мини-музея «Тебе, Великая Победа!»
- Проведение игры-путешествия «Военные страницы»
- Проведение праздника «День Победы –самый главный день!»
Предполагаемые результаты:
- расширение уровня знаний об истории Великой Отечественной войны; о памятных местах родного города;
- создание мини-музея «Тебе, Великая Победа!»
- уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, к людям военных профессий, чувство гордости за свой народ;
- актуализация представлений о земляках-героях, о героях своей семьи;
- повышение самостоятельности, сознательной дисциплины;
- обогащение словарного запаса тематической направленности;
- активизация детско-родительских отношений, активная совместная поисковая и творческая деятельность, в том числе, связанная с историей семьи;
- повышение педагогической культуры родителей
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В подпрограмме «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2014 – 2016 годы»[1] говорится: «Патриотическое воспитание граждан направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
«Государственная поддержка системы патриотического воспитания в Республике Татарстан сегодня препятствует развитию негативных тенденций в молодежной среде, но, по мнению молодежи, сегодня необходима модернизация инфраструктуры существующей системы патриотического воспитания. Представители молодого поколения республики считают, что сегодня необходимы развитие и модернизация молодежных учреждений, занимающихся патриотическим воспитанием, необходимо повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, привлекая к участию в патриотическом воспитании все заинтересованные структуры». Очевидным является факт, что воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей, в первую очередь через знания и уважение к истории своей семьи, родного края, страны.. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Многие дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне, дети имеют очень скудные знания о событиях и героях Великой Отечественной Войны».
Психологические особенности детей старшей группы детского сада, владение детьми и родителями современными информационными технологиями, и другие аспекты современной жизни мотивируют педагогов-воспитателей на поиск новых, интересных форм и методов нравственно-патриотического воспитания.
Деятельность в рамках проекта.
Подготовительный этап.
1. Обсуждение в педагогическом коллективе ДОУ актуальной на данном этапе воспитательной работы темы проекта, определение цели и задач, сроков проведения мероприятий данного проекта.
2. Проведение анализа имеющейся методической и специальной литературы по вопросам патриотического воспитания на тему «Великая отечественная война 1941-1945гг».
3. Разработка плана мероприятий в соответствии с направлениями ФГОС.
4.Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме.
5.Подготовка сценариев мероприятий и занятий в соответствии с планом реализации проекта.
6. Подготовка оборудования и помещений для проведения мероприятий.
Основной этап
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий.
1.Проведение совместного собрания родителей и детей, участвующих в проекте:
- ознакомление с планом мероприятий,
- обсуждение сроков проведения мероприятий, требующих совместного участия, дополнительной подготовки детей, сбора материалов;
- привлечение к активному совместному участию, к сбору материалов для мини-музея;
2. Выявление актуального уровня знаний детей об истории Великой Отечественной войны», проведение викторины «Что мы знаем о войне?»
3.Подготовка и организация выставочной экспозиции мини-музея «Страницы Великой Победы»:
1) Сбор материалов:
фотографии (в том числе членов семьи),
книги,
картины,
открытки, пластинки;
предметы одежды, быта солдат и др.
2) Оформление стеллажей и стендов;
3) Организация активной выставки детских работ (пополняющейся в процессе реализации проектных мероприятий (рисунки, лепка, аппликации, творческие работы);
4) Подбор музыкального сопровождения;
5) Подготовка презентаций об истории войны, о героях войны родного края;
6) Подготовка видео-путешествия по местам боевой славы.
4.Проведение занятий в рамках ФГОС в соответствии с календарным планом работы и тематикой проекта с использованием мини-музея по направлениям:
- «Познаем мир»
- «Учимся думать и рассуждать»
- «Учимся быть здоровыми»
- «Познаем других людей и себя»
- «Знакомимся с музыкой»
- «Учимся рисовать»
- «Знакомимся с художественной литературой»
- «Учимся родному языку»
- «Трудимся»
Проведение занятий с использованием активных форм и методов воспитательной работы: беседы, спортивно-оздоровительные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры и упражнения, просмотр и обсуждение видеоматериалов, презентаций, картин и иллюстраций о войне, чтение программных произведений по военной тематике, викторины, экскурсии, музыкальные занятия, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд на военную тематитку);
5. Организация закрепления полученных знаний в процессе неформального общения с детьми вне организованных занятий, обсуждений полученной информации с родителями дома.
Заключительный этап
- Использование активной и интерактивной площадки мини-музея музея «Страницы Великой Победы» для проведения занятий, в том числе всех групп ДОУ; использование для занятий в группе экспонатов мини-музея.
- Посещение творческой выставочной экспозиции мини-музея родителями детей, принимавших участие в создании мини-музея «Страницы Великой Победы».
- Проведение игры-путешествия «Военные страницы»
Игра-путешествие – итоговое, контрольное мероприятие, включающее в себя соревновательный компонент и выявление знаний, умений и навыков, приобретенных в результате реализации проекта. Игра включает в себя спортивно-оздоровительные задания, задания на знание истории Великой Отечественной войны, творческие задания.
- Проведение праздника «День Победы –самый главный день!»
Праздник проводится в канун празднования Дня Победы совместно с родителями, детьми, педагогическим коллективом ДОУ.
Календарное планирование мероприятий по проекту | |||||||||
1. «Познаем мир» | 2. «Учимся быть здоровыми» | 3. «Учимся думать и рассуждать» | 4. «Познаем других людей и себя» | 5. «Знакомимся с музыкой» | 6. «Учимся рисовать» | 7. «Знако- мимся с художес- твенной литературой» | 8. «Учимся родному языку» | 9. «Трудимся» | |
| |||||||||
март | Рассматривание карты, глобуса. Нахождение России, обозначение стран стран с которыми она граничит. | Подвижные русские народные игры | Закончи пословицу… Пословицы о духе, силе русского народа, его победах. | Сюжетно-ролевая игра «Кто защищает нашу Родину»- формирование представления об армии | Прослушивание песни «С чего начинается Родина» Обсуждение. | Коллективный плакат «Мы рядом, мы-вместе!» -совместное рисование | К.Ушинский «Наше отечество» Чтение и обсуждение. | Стихи и сказки татарских писателей и поэтов. | Коллективный плакат «Мы рядом, мы-вместе!»-оформление аппликацией «Ладошки» |
| |||||||||
ма | Беседа, презентация: «Начало войны»: формирование представлений о причинах войны | Эстафета «Доставка срочного пакета» | Викторина «Что мы знаем о войне?-диагностика актуальных знаний детей о событиях 1941-1945 годов. | Просмотр мультфильма о войне. «Сильные духом крепче стены». Мультфильм про Великую отечественную войну. Мультфильм рассказывает о подвиге воинов-панфиловцев в битве под Москвой. Рассказ о событиях Великой Отечественной войны тесно переплетен с киргизской притчей о том, в чем главная защита страны от врага. Обсуждение. | Прослушивание песни «Вставай страна огромная» Рассказ об истории создания песни и ее авторах. | Аппликация «Парашютист», «Десантник | Чтение рассказа «Шел по улице солдат» С.Баруздина. Обсуждение. | Рассказ на татарском языке о героях войны Татарстана» | Ручная поделка Письмо с фронта |
апрель | Беседа: «Идет война священная..»закрепление знаний о войне | Подвижные игры: «Пройди через колючую проволоку» | Дидактическая игра: «Что умеют делать защитники Отечества» Подбери действие, описание, составь расссказ. | Презентация «Дети войны» | Музыкальная гостиная «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне» Прослушивание песен военных лет «Синий платочек» муз.Е.петербургского, сл. Я.Галицкого, «Катюша» муз.И Дунаевского, сл.В.лебедева-Кумача. | Коллективная аппликация «Эскадрилья боевых самолетов» | Заучивание стихотворения «Шинель» Е.Благинина | Чтение и заучивание стихотворения на тат.языке о войне. | Ручная поделка «Пилотка партизана» |
апрель | Беседа: «Военная техника» | Подвижные игры «Атака на вражеский самолет», «саперы» | Составление рассказа по сюжетным картинкам «На артиллерийской позиции» Репродукция картины М.Самсонова | Рассматривание картинок о жизни людей во время войны. Беседа по картинкам. | Прослушивание музыки. Свиридов. «Военный марш» | Раскрашивание картинок с контурным изображением танков, самолетов, кораблей | Стихотворение «Дозор» З.Александрова. Чтение и обсуждение.» | Игра на тат.языке «Командир | Ручная поделка «Самолет-истребитель» |
апрель | Экскурсия в Парк Победы | Подвижная игра «Переправься через мост» | Дидактическая игра «На войне как на войне» | Беседа «Партизанский вклад в Великую победу» | Прослушивание песни «День Победы» В.Харитонов, Д.Тухманов | Рисунок солдату на фронт. | Разучивание стихотворения «День Победы» А.Усачев | Ознакомление с мемориальными досками героев войны Татарстана в парке Победы. Краткие рассказы. | Участие в патриотической акции «Георгиевская ленточка» Изготовление из бумаги. |
Беседа: «Боевые награды» | Эстафета «Перейди болото» | Дидактическая игра: «Узнай по погонам» | Боевые награды. Рассматривание иллюстрированных образцов медалей и орденов. | Фронтовые частушки | Лепка барельефа «Звезда» | Пословицы и загадки о войне | Стихи татарских поэтов о войне. М.Джалиль. | Изготовление поделки из бумаги «Вечный огонь» | |
май | Беседа «Концертные бригады»- формирование знаний о вкладе артистов в дело борьбы с врагом | Военно-спортивная игра-путешествия «Военные страницы» | Развивающая игра «Военные страницы» | Просмотр фильма «День Победы» | Прослушивание песни «Я люблю тебя, Россия», муз.Д.Тухманова, сл.М.Ножкина Разучивание песни «Победный марш» Е.Никоновой | Конкурс рисунков «Пусть будет мир на всей земле» | Конкурс чтецов «Наша армия сильна, охраняет мир она» | Подготовка к выступлению на празднике на татарском языке. | Подарки ветеранам «Тюльпаны» оригами. |
Проведение праздника «День Победы –самый главный день!» |
Заключение.
Одной из основных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине. И эта задача становится все более актуальной в связи с событиями в мире и ближнем зарубежье.
У нашей страны великое прошлое, которое учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа Россией завоевана непомерным подвигом народа. И этот подвиг был так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной.
Именно события Великой Отечественной войны являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников[2].
Выполнение данного проекта дает возможность и перспективу системной целевой работы в решении проблемы по активизации работы с детьми, родителями, педагогами и социумом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны. В результате реализации проекта мы сможем собрать необходимый материал для патриотического воспитания детей.
Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим педагогам детского сада № 207.
В нашем детском саду будет организован мини-музей « Страницы Великой Победы», экспозиция которого должна стать эффективным помощником в патриотическом воспитании дошкольников – это обучающая и развивающая среда, это поисковая и творческая активность детей и родителей, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиции или выставки, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, знакомство с историей своей семьи, подготовка видеоматериалов, проведение занятий по всем направлениям воспитательной и образовательной деятельности, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны, своей семьи. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни.
Таким образом, работа по формированию патриотических чувств у ребенка включает в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об исторических событиях прошлых лет, формирование чувства любви к Родине, к своей семье, её традициям.
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность); данные качества являются составляющей патриотического воспитания личности
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам
Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи строится на основе единства в воспитании детей, которое достигается в том случае, когда его цели и задачи хорошо известны как воспитателю, так и родителям; взаимодоверия между воспитателем и родителями, доброжелательного отношения их друг к другу; взаимопомощи в совместной работе по воспитанию детей; сотворчестве. Успешное решение задач патриотического воспитания возможно лишь при условии взаимодействия дети-родители-воспитатели, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направлению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников.
Список литературы.
- Л.П.Ушакова. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- Кондрыкинская .Л.А. С чего начинается Родина»
- Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическре воспитание старших дошкольников. Проект «Живая память России».
- Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.
- Ветохина А.Я, Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование работы и конспекты занятий.
- Куцакова Л.В.. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа.
- Смирнова Е.О., Богусловская З.М. Развивающие игры для детей.
- Мэгариф. №12 (946)/ 2014.
.
Приложение 1 .
КОНСПЕКТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель:
- Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
- Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
- Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны;
Задачи:
- Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
- Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений о детях войны, о событиях Великой Отечественной войны.
Материалы:
- видеопроектор;
- мультимедийная презентация «Дети войны»;
- фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли»
Ход занятия:
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».
Воспитатель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
(Фоном звучит спокойная музыка, воспитатель продолжает свой рассказ.)
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
(слайд 1 - 3)
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
(слайд 4)
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах (слайд 5,6, 7), дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. (слайд 8).
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
(слайд 9)
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
(слайд 10, 11)
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
(Слайд 12, 13)
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
(слайд 14)
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.
(слайд 15)
Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
(слайд 16)
Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
(слайд 17)
Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
(слайд 18)
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.
Приложение 2
Занятие Детям о войне».
«Великая Отечественная война 1941-1945»
Цель: развитие патриотических чувств у детей
Задачи:
- познакомить с историей Великой Отечественной войны;
- воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участникам войны
Оборудование: компьютер, экран, проектор, красная цветная бумага, ножницы, клей, плакат со звездой.
Ход занятия
Слайды 1-2 НАЧАЛО ВОЙНЫ
На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.
Звучит запись
Левитан «О начале войны»
Слайд 3 ЗАДАЧИ ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИИ
Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.
Слайд 4 НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.
В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.
Звучит запись песни «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Музыка: А. Александров, Слова: В.Лебедев-Кумач
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
Слайд 5 ПЕРВЫЕ СРАЖЕНИЯ
Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.
ВЕТЕР ВОЙНЫ
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! - прикрою Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.
А Коля, в этом тихом поле,
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер, нам порою,
Напомнит страшные года.
Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли Колю мы.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.
Степан Кадашников
Слайд 6 БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
С началом обстрела Бреста на рассвете 22 июня находившиеся в городе подразделения были подняты по тревоге. В 7 часов противник ворвался в город. Началась героическая оборона Бреста, которая продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских патриотов.
Слайд 7 ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ
В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.
Слайд 8 БИТВА ПОД МОСКВОЙ
Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Свой план захвата гитлеровцы назвали “Тайфун” Но этим планам не суждено было осуществиться.
Слайд 9 БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.
Слайд 10 СМОЛЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
Героически сражались с врагом наши воины у Смоленска. Самые славные участники Смоленского сражения – 4 дивизии – первыми получили звание Гвардейских.
Слайд 11 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв Вов. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж целых 200 дней, и они победили.
Слайд 12 КУРСКАЯ БИТВА
В результате битвы на Курской дуге стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии. 50 дней шли ожесточённые бои на земле и в воздухе. 12 июля под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории второй мировой войны танковое сражение, которое закончилось победой советских танкистов.
Слайд 13 В ТЫЛУ
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
Тысячи людей самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, обеспечивая защитников вооружением и продуктами. К станкам и машинам встали женщины, старики и подростки. Учёные создавали образцы вооружения и боевой техники, которая превосходила технику врага.
Мальчик из села Поповки
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу. С. Я. Маршак
Слайд 14
Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!»,
«Всё для фронта, всё для победы!».
Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.
Слайд 15
Собирали посылки, писали душевные письма, поздравляли с праздниками. Солдаты и офицеры читали эти письма в минуты затишья между боями. Такие весточки из дома поднимали боевой дух воинов.
Рассказ ветерана
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято! (В. Степанов)
Слайд 16 БИТВА ЗА БЕРЛИН
Предстояла последняя решающая битва – за Берлин. Несмотря на все усилия немцев 1 мая 1945 года над рейхстагом взметнулось Знамя Победы, а поздним вечером 8 мая был подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Звучит запись
Левитан «О капитуляции Германии»
Слайд 17 ДЕНЬ ПОБЕДЫ
День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней и ночей продолжалась война.
Звучит запись
День Победы
слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли,—
Этот день мы приближали, как могли.
Припев;
Этот День Победы
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели,—
Этот день мы приближали, как могли.
Припев.
Здравствуй, мама, возвратились мы не все.,
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли,
Этот день мы приближали, как могли.
Припев.
Слайд 18
В нашем городе есть памятник и Вечный Огонь, посвященный жердевцам, погибшим на поле боя.
Вечный огонь
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
Изготовление Вечного огня
На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.
Помните!
Через века, через года –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните!
(Р. Рождественский)
Викторина:
- Когда началась война?
- Какая страна напала на Советский союз?
- С какой целью фашистская Германия начала войну?
- Кто первыми вступили в бой с фашистами?
- Как гитлеровцы назвали план захвата Москвы?
- Сколько длилась блокада Ленинграда?
- Сколько длилась защита Сталинграда?
- В результате какой битвы стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии?
- Как тыл помогал фронту?
- Какого числа над рейхстагом взметнулось Знамя Победы?
- Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?
Литература:
Журнал «Начальная школа», № 3 – 2000г, с. 92 – 97.
Ссылки:
http://www.otvoyna.ru/voina.htm
http://www.otvoyna.ru/partiz.htm
Текст песни «День Победы» - http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=95&item=93
Текст песни «Священная война» - http://www.karaoke.ru/song/8183.htm
Стихи - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki16_1.htm
http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi02.htm
[1] Подпрограмма «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2014 – 2016 годы» Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014 – 2016 годы» (утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 сентября 2014 г. N 666
[2] Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Л.П.УшаковаС.-П. Детство-пресс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"
Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...
"...Славим в светлый День Победы всех, кто в бой великий шли!" Сценарий праздничного утренника для детей старших групп (5-6 лет), посвящённого 70-летию Великой Победы
Куприянов Виталий Владимирович,музыкальный руководитель МАДОУЦентр развития ребёнка "Умка"г. Новый Уренгой "...Славим в светлый День Победы всех, кто в бойвеликий шли!"Сценарий праздничного утрен...
Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»
В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщ...
ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...
План мероприятий ко Дню празднования Великой Победы, посвященное 71-летию со Дня Победы в великой Отечественной войне.
План мероприятий....
Проект «Детям о Великой Победе!» посвященный к 75летию победы в Великой Отечественной войне. Руководитель проекта Гилязова Елизавета Андреевна
Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.Цель: Расширят...