«Как дисциплинировать гиперактивных детей в ДОУ»
методическая разработка на тему

Страхова Екатерина Петровна

Диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания» устанавливается ребенку в возрасте до 7 лет в том случае, если на протяжении 6 месяцев у него отмечались непоседливость, постоянное ерзание на стуле, беспокойные движения рук и ног, многословие, привычка перебивать, не дослушав, собеседника, вторжение в чужие игры и их дезорганизация, невозможность соблюдения тишины, очередности, неспособность довести начатое до конца, непонимание опасных ситуаций, постоянные поиски нужных вещей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_giperaktivnosti.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 391комбинированного вида "Елочка"

630102, г.Новосибирск, ул.Б.Богаткова, 25 ИНН 5405163154

т. 266-21-34

П Р О Е К Т

Тема: «Как дисциплинировать

гиперактивных детей в ДОУ»

Автор:

Воробьева Екатерина Петровна II кв. категория

Новосибирск 2010г.

Постановка проблемы

Диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания» устанавливается ребенку в возрасте до 7 лет в том случае, если на протяжении 6 месяцев у него отмечались непоседливость, постоянное ерзание на стуле, беспокойные движения рук и ног, многословие, привычка перебивать, не дослушав, собеседника, вторжение в чужие игры и их дезорганизация, невозможность соблюдения тишины, очередности, неспособность довести начатое до конца, непонимание опасных ситуаций, постоянные поиски нужных вещей.

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

  • генетические (наследственная предрасположенность);
  • биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовая травма);
  • социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.

Именно поэтому дисциплинировать детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания нужно начинать в детском саду.

По данным проведенного исследования, детский сад уже посещает 26-28% детей с установленным диагнозом гиперактивности и синдромом дефицита внимания. Это значит, что в каждой группе 2-3 таких ребенка. А среди школьников младших классов, по статистике, около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

Исходя из вышесказанного, целью данного проекта является:

более дисциплинированное поведение гиперактивных детей во время занятий и повышение уровня их обучаемости.

Задачи:

  • установить причину гиперактивности у ребенка;
  • помочь родителям справиться с данной проблемой;
  • помочь воспитателям найти подход к гиперактивному ребенку;
  • помочь ребенку включиться в работу в коллективе детей д/с;
  • создать единую линию поведения родителей и воспитателей, согласованность их воспитательных действий.

Стратегия достижения поставленной цели

Данный проект рассчитан на 1 год (при условии успешности – на дальнейшее использование).

Основная идея реализуемого проекта состоит в разработке системы работы с гиперактивными детьми в данном детском саду, которая поможет решить проблему психического здоровья детей, их морально-психологического комфорта.

Реализацией данного проекта будут заниматься воспитатели, специалисты (психолог, психиатр), родители, дети МБДОУ № 391.

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

- работа специалиста с родителями;

- работа специалиста с детьми;

- работа воспитателя с детьми и родителями.

Методы достижения цели:

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

1. Изучение методических материалов, планирование работы

МБДОУ

№ 391

Октябрь

Воспитатели

2. Проведение анкетирова-

ния среди родителей

МБДОУ

№ 391

Ноябрь

Воспитатели

3. Родительское собрание на тему «Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребенком»

МБДОУ

№ 391

Ноябрь

Ст.воспитатель,

Психолог,

Воспитатели

4. Составление плана индивидуальных занятий с детьми

МБДОУ

Декабрь

Психолог

Воспитатели

5. Цикл консультаций специалиста (психолога) для родителей проблемных детей

МБДОУ

Декабрь,

Январь

Психолог

6. Семинар для воспитателей «Проблемы работы с гиперактивными детьми»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данному вопросу.

МБДОУ

Февраль

Психолог,

Ст.воспитатель,

Воспитатели

7. Проведение индивид. занятий с детьми

МБДОУ

Психолог,

Воспитатели

8. Презентация методических  разработок из опыта работы педагогов

Цель: распространение педагогического опыта, повышение педагогической компетенции

МБДОУ

Май

Ст.воспитатель

Воспитатели

9. Консультативно-тренин-говое занятие «Педагог как психолог»

МБДОУ

Психолог

10. Итоговый пед.совет с участием родителей, по эффективности поекта

МБДОУ

Май

Ст.воспитатель,

Воспитатели,

Психолог

Участие в проекте родителей:

1. Анкетирование по вопросу гиперактивности детей.

2. Информация в «родительском уголке».

3. Участие в род. собрании

На тему «Оказание комплексной помощи семье с гиперакт. ребенком».

4. Индивидуальные консультации по результатам обследования детей.

МБДОУ

№ 391

Сентябрь

В течение учебного года

Воспитатели

Воспитатели

Психолог

Участие в проекте детей

1. Обследование детей.

2. Индивидуальная работа с гиперакт. детьми.

3. Включение детей в работу в коллективе.

МБДОУ

Октябрь

В теч.уч.года

Психолог

Воспитатели

Бюджет проекта

(ресурсы)

Оборудование

В наличии

(руб.)

Требуется

(руб.)

1. Компьютер

15.000

2. Принтер-копир

5.000

3. Расходные материалы

2.000

4. Консультации специалиста (психолога)

10.000

Оборудование комнаты психологической разгрузки:

1. Аквариум

5.000

2. Музыкальный центр

5.000

3. Ремонт помещения

10.000

Итого:        

25.000

27.000

              Всего:          

52.000

             

Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта будет разработана система работы с гиперактивными детьми в детском саду, что качественно улучшит работу педагогов, повысит педагогическую компетентность, снизит уровень родительской тревожности.

Оценка проекта

Оценка эффективности проделанной работы будет проводиться по трем направлениям: дети-родители-педагоги.

Оценка качества овладения знаниями педагогов будут отслеживаться в ходе участия педагогов в семинарах, координационных советах, оформлении родительских уголков.

Оценка включенности родителей, их заинтересованность будет проанализирована анкетированием, тестовым опросом родителей и их активности в совместных мероприятиях.

Эффективность мероприятий проводимых с детьми, будет проанализирована по данным анализа диагностики на гиперактивность.

Приложение

Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.

Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!

Причины гиперактивности

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

-- генетические (наследственная предрасположенность);

-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.

1. При невнимании:

– имеет незаконченные проекты;

– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);

– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;

– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);

– часто теряет вещи;

– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;

– часто бывает забывчив.

2. Сверхактивность:

– ерзает, не может усидеть на месте;

– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);

– мало спит, даже в младенчестве;

– находится в постоянном движении (с «мотором»);

– очень говорлив.

3. Импульсивность:

– отвечает до того, как его спросят;

– не способен дождаться своей очереди;

– часто вмешивается, прерывает;

– резкие смены настроения;

– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);

– не подчиняется правилам (поведения, игры);

– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

Как помочь гиперактивному ребенку

Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.).

Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.

Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Уважаемые родители!

Для более эффективной работы по воспитанию и обучению ваших детей, мы просим Вас ответить на вопросы данной анкеты наиболее правдиво.

Появились ли у Вашего ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев?

Принимается только ответ «Да»  или «Нет».

 

1. Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпимости)_____________        

2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий_________        

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы___________________________        

4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру______________________        

5. Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен___        

6. С трудом исполняет инструкции взрослых____________________________        

7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях__________________________________________________________        

8. Часто переключается с одного незаконченного дела на другое        ___________

9. Во время игр беспокоен____________________________________________        

10. Часто чрезмерно разговорчив______________________________________        

11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью»___________________________________________        

12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей_________________        

13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.)______________________________        

14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»)________________________________________        

Критерии выявления гиперактивности

по П. Бейкеру и М. Алворду

 1. Ребенок непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание______

2. Не слушает, когда к нему обращаются        _______________________________

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его___

4. Испытывает трудности в организации________________________________

5. Часто теряет вещи________________________________________________

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий____________

7. Часто бывает забывчив____________________________________________        

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает_________________________________________________

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то)____________________________________

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве____________

4. Очень говорлив___________________________________________________        

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса_____________________________

2. Не способен дождаться своей очереди часто вмешивается, прерывает_____

3. Плохо сосредоточивает внимание___________________________________

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза)_________________________________________

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами__________________________________________

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет.)_______________________        

 

         Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить наличие гиперактивности. В таком случае необходимо обратиться к специалисту: психологу и невропатологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей.

quot;Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей."В этой статье собран материал, который может быть полезен, как родителям, имеющим детей с...