Сенсорное развитие ребенка 3-4 лет
статья (младшая группа) на тему

Хорошевская Светлана Юрьевна

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_vospriyatie.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное  восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. 

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для  развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

В младшем дошкольном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции,  особенно мышление, а восприятие будет выполнять  обслуживающую функцию, хотя и продолжает развиваться. Приоритет займёт мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. В процессе обучения восприятие  будет совершенствоваться  с мышлением, воображением и речью.     

Если в процессе восприятия ребёнок не получит благоприятных условий, то и связанные с ним процессы  будут  отставать в развитии. При серьёзных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития. 

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др., - не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый  и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств  в предмете.   Это развивает его способность отделять  свойства от самого предмета.

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует  ускоренному развитию восприятия, но если  эта    активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы  в представлениях ребёнка о ряде  свойств предметов.

Готовность ребёнка к школьному  обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.  

Главное направление сенсорного  воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной     культурой. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлении о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних  свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоить сенсорный эталон – это    вовсе не значит, научится правильно называть те или иное свойство, необходимо иметь представление о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться этими представлениями. 

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует  добиваться  запоминания и употребления их названий. Достаточно того, чтобы дети правильно понимали слова:   «форма», «цвет», «такой же». Исключение составляет ознакомление с величиной предмета, она

Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде,  её надо организовывать так, чтобы малыш накапливал звуковые, цветовые, объёмные впечатления.  Ведь мы знаем, что в результате взаимодействия сенсорных систем с окружающим происходит их совершенствование, что ведёт к психическому развитию ребёнка. Любая информация поступает к нам через  органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый  орган чувств получает свой  специфический вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами).  

Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами. При первой встрече с предметом формируется его « образ», который мы можем мысленно воссоздать. Он будет  не очень  точным, а схематичным или  выделится какое – то одно свойство – тогда «образ» предмета будет называться представлением. По мере накопления знаний  о предмете, представления будут уточняться, как бы  восстанавливаться и приближаться по точности к самому предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Работа в этом направлении даёт хорошие результаты, если начинается в младшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...