Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста.
статья на тему

Саляхова Альфинур Саматовна

Сообщение из опыта работы о роле народного творчества в развитии дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dekorativno.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее во многом определяется уровнем воспитанности духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Детский сад наряду с семьей играет важную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; культуре и традициям других народов.                                                                                  

 Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

         В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

        Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформления жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

        Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формирую художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дошкольных образовательных учреждений, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра.

        Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказывается на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

        Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

        Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

        Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.

        В процессе изучения основных видов народного искусства дети овладевают художественным строем орнамента, знакомятся с творчеством художников. Воспитываются патриотические чувства, гордость за свою Родину, свой народ, уважительное отношение к культуре, традициям других народов. Через народные традиции идет воспитание эмоциональной чуткости, доброты, чувства товарищества и собственного достоинства, развивается художественное творчество личности, эстетическое чувство, кругозор. Воспитанники получают знания о развитии основных видов декоративно-прикладного искусства, о творчестве наиболее значимых художников и мастеров, характерные особенности национальных костюмов и орнаментации, о коллекции произведений искусства и народно-художественных промыслов местных музеев; знакомятся с элементарными понятиями, такими как- колорит, ритм, форма, пропорция, линия, объём, пространство.

     Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так, как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева и глины.

    Орнаменты используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, некоторые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются в образовательной деятельности. Для детей младшего дошкольного хорошо иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой.                                                                                                               Для средней группы хорошо иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, богородские точеные  деревянные игрушки.

     Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

     Народная игрушка своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к народным сказкам, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения. Но прежде всего он должен  понимать и любить народно-прикладное искусство, знать какому народному промыслу относится та или иная игрушка. Уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

     Таким образом, народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...