Предупреждение тревожности у детей
консультация (подготовительная группа) на тему

Талабаева Мария Петровна

Консультация для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon manya_11111111.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение тревожности у детей

(консультация для родителей и воспитателей)

Тревожный ребенок.

Как понять, что вы имеете  дело  с тревожным  ребенком и как ему помочь?

Слово « тревога»: означает эмоциональное переживание, субъективно воспринимаемое, как негативное и обусловленное ожиданием чего-то опасного, а  «тревожность» это черта личности, которая  связана  с фоновым снижением порога чувствительности по  отношению к стрессорам.  

     Тревожность следует отличать от тревоги: тревога, это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или  пересказом  сказки на занятии, а иногда в тех же ситуациях он остается  слишком спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях: (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

     Тревожность, не связана с какой- либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же он боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха темноты, высоты и т. д.

Различие между «страхом» и «тревогой»:

      Тревога это комбинация некоторых эмоций, а  страх, лишь одна из них.

Для детей 3-5 лет характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти.  Каждому ребенку присущи какие-то страхи, но если их очень  много, то можно говорить о проявлении тревожности в характере ребенка.

       В дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении дето- родительских  отношений. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван разными причинами:

  1. Противоречивые требования. Например, родители не пускают ребенка в детский сад из-за плохого самочувствия, а воспитатель требует регулярного посещения, в присутствии других детей отчитывает за неусвоенные ребенком занятия.
  2. Неадекватные требования взрослых.

Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что  он непременно должен быть послушным, ответственным, вежливым, не драться ни с кем, быть самым лучшим ребенком, при этом сравнивают его с другим ребенком, по их мнению, лучшим.

        3.Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

           Например, воспитатель говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, о твоем плохом поведении».

      Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после 7 лет девочки.

Совершив неблаговидный поступок, девочки переживают из-за того, что мама или педагог плохо о них подумает, а подружки откажутся играть с ними. А мальчики боятся, что их накажут взрослые и побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит и от уровня тревожности окружающих его взрослых: высокая  тревожность родителей или воспитателей передается ему.

       В конфликтных семьях уровень тревожности у детей повышается, в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворительны своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

     Авторитарный стиль родительского воспитания тоже нарушает спокойствие ребенка.

                                      Портрет тревожного ребенка.

В группу такой ребенок входит робко, почти беззвучно здоровается, неловко садится на краешек стула. Кажется, он ожидает неприятностей. С такими детьми работать очень  трудно, труднее, чем с другими категориями «проблемных»  детей, потому что  и  гиперактивные, и агрессивные всегда на виду, как на ладони, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Они чрезмерно беспокойны иногда боятся не самого события, а его предчувствия. Они беспомощны, боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они самокритичны.

       Уровень самооценки таких детей низок, они думают, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

      Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время  проявления тревожности они ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка.

Постоянное беспокойство.

Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем- либо.

Мышечное напряжение ( в области лица, шеи).

Раздражительность.

Нарушение сна.

Если в поведении ребенка проявляется  постоянно,  хотя бы один из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок тревожен.

Как помочь тревожному ребенку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: повышение самооценки, обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.

     Для повышения самооценки, необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, дети остро реагируют на фальшь.

Как можно тревожных детей научить управлять своим поведением?

Как правило, тревожные дети  не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому , если ребенок заявляет, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности, скорее всего это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

       В детском саду можно сев в кружок  поговорить с детьми об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. На примерах литературных произведений хорошо показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится (таких людей вообще нет), а тот, кто умеет преодолевать свой страх. Желательно,  чтобы каждый ребенок вслух сказал о том, чего он боится. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют те же проблемы, которые как им казалось, присуши только им.

       Дома родители должны ежедневно  отмечать  его успехи, сообщать о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того не обходимо отказаться от тех слов, которые унижают достоинство ребенка (поросенок, дурачок и т. д.), даже если взрослые очень  сердиты.

       Не надо требовать от ребенка  извинений за тот или иной поступок ,пусть лучше объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок  все-таки под нажимом родителей извинится, это, скорее всего, вызовет у него не раскаянье, а озлобление. Полезно уменьшить количество замечаний.

        Нельзя  угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею!  Уйду от тебя!  Убью тебя!». Дети и так всего боятся. Лучше больше разговаривать с ними, помогать им выражать свои мысли и чувства  словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности в себе. Чувства и действенная любовь взрослых – мощный щит, помогающий предупредить появление у ребенка тревожности.

       Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Малыш, не зная как мама отреагирует на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится еще больше и это приводит к стрессу.

Профилактика тревожности

Рекомендации родителям.

1.Обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (например, нельзя говорить ребенку:  «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай! и т. д.)

2. Будьте последовательны в своих действиях и не запрещайте ребенку без всяких причин то, что разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается, какое, либо занятие, лишний раз помогите ему поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

5.Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивает чувство гордости и достоинства.

Правила работы с тревожными детьми.

1.Избегайте состязаний и каких-либо  видов работ на скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.Чаще используйте телесный контакт,  упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5.Чаще обращайтесь к нему по имени.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.Не предъявляйте к нему завышенных требований.

8.Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9.Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

10.Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11.Наказывая ребенка, не унижайте его.

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно выполнить учебные поручения и задания, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия приносили  ему радость и он не чувствовал себя ущемленным; при этом не навязчиво помогайте выполнять сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для него трудности. Развивайте его «зону  ближайшего  развития».

     Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке.

     Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предупреждение заикания у детей

Как и почему проявляется заикание у ребенка и как предупредить его....

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.   ...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...

Профилактика тревожности у детей. Правила общения с тревожным ребёнком.

Большинство учёных считает, что у детей дошкольного возраста одной из основных причин возникновения тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Родителям важно научить тревожного реб...

План профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье ДОУ и предупреждению семейного неблагополучия

План профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье ДОУ и предупреждению семейного неблагополучия...

Переутомление у детей. Предупреждение переутомления у детей

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и го...