Занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка на тему
Виды информации. Позиция коммуникационного процесса. Барьеры общения. Игры на улучшение общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_kak_obmen_informatsiey.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая группа: Методы профилактики эмоционального выгорания у педагогов
Занятие № 1
Тема: Общение как обмен информацией
Цель: Познакомить с особенностями общения
Задачи:
- Раскрыть виды информации;
- Обозначить позиции коммуникационного процесса;
- Познакомить с барьерами общения;
- Проиграть игры направленные на улучшения общения друг с другом;
- Формировать умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.
Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Выбирая человека для общения, неосознанно ищем удовлетворения своей естественной потребности в информации. Особенно значим тот, кто слушает. Его роль в возникновении информативности не менее важна, чем роль того, кто говорит, хотя, конечно, внешне представляется более пассивной. Процесс коммуникации и обмен информацией – это одно и тоже. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Каждый собеседник стремится «завоевать» внимание, проявить активность, повлиять на другого. Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, говорить на одном языке. Однако нередко бывает, что, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. В результате процесс коммуникации значительно усложняется. Человек, передающий информацию, называется коммуникатор, тот, кто принимают информацию – реципиент. Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникационного процесса:
- Открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой позиции;
- Отстраненную - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений;
- Закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегая иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.
Основная цель обмена информацией – выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу ситуаций или проблем. Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие – то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативных барьерах. Коммуникативные барьеры бывают трех типов: барьеры понимания, барьеры социально – культурного различия и барьеры отношения.
Барьеры понимания могут возникнуть из – за быстрой или невнятной речи, из – за различного значения слов, из – за несоответствия стиля речи и ситуации общения.
Барьеры социально – культурного различия могут возникнуть из – за определенного отношения к конкретному человеку или национальности.
Барьеры отношения возникают в случае неправильного негативного отношения друг к другу у собеседников.
Сейчас я предлагаю вам определить уровень вашего общения и определить что вам ближе командовать или подчиняться (см. приложение).
Практическое задание:
Упражнение 1: Злой лев
Ведущий объясняет: Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы…
И это – львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтение и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конец «состава», а место «паровоза» займет стоявший за вами.
Упражнение 2: Мысль одна, а слов много
Ведущий предлагает участникам несложную фразу: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
18. 10. 2016 г. Педагог – психолог: Юрковец Е. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Цель: отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний в положительное эмоциональное состояние....
Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»
Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения,...
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Занятие содержит упражнения для педагогов для снятия эмоционального напряжения. Проводится педагогом-психологом....
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»
Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»Цель:- определение профессиональных трудностей, требующих коррекции.- нейтрализация эмоциональног...
Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Долой плохое настроение: тоска печаль и возмущение!"
занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания с элементами тренинга...
Занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания методами арт-терапии «Я и моя профессия»
Педагог-психолог Соколова Л. В,Цель:- определение профессиональных трудностей, требующих коррекции.- нейтрализация эмоционального напряжения.- укрепление стремления достичь внутренней уравновешенности...