Аадаптация к ДОУ
материал на тему
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.
Адаптация означает - приспособление (от лат. adaptation - приспособляю) организма к условиям существования.
В психологической энциклопедии адаптация человека имеет два спектра биологический и психический. Первый общий для человека и животных включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, атмосферному давлению, влажности и др. физиологическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций.
Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Психическая адаптация (частично перекрывается понятием социальной адаптацией) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованием этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Психологическая адаптация осуществляется путем усвоение норм и ценностей данного общества (как в широком, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественные группы, трудовому коллективу, семье). Важнейшим средством достижения психологической адаптации является общее образование и воспитание. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально - трудового становления.
Само рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации организма. Здоровый новорожденный быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.
Уже в семье ребенок вступает впервые контакты со взрослыми членами семьи, детьми. Возникают навыки общения с окружающими, формируются элементарные трудовые действия, возникают игры. Ребенок осваивает нормы отношений между членами семьи, следствием которых формируется элементарные стереотипы поведения. Затем сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно меняются, когда ребенок приходит в детский сад. Он активно начинает контактировать со сверстниками. Его жизнь организуется воспитателями, по новым правилам и режиму, к нему предъявляются новые требования. Следовательно, ребенку необходимо приспособиться к изменению условий, выработать или перестроить имеющиеся формы поведения и привычки.
В раннем дошкольном возрасте изменения среды и обычного образа жизни приводят к психическому напряжению, которое вызывает нарушение в поведении (появляется раздражительность, ссоры со сверстниками, заторможенность), ухудшение сна и потеря аппетита, изменение эмоционального состояния. Одновременно происходят сдвиги и в других функциональных системах (вегетативной), в системе реактивности, снижаются защитные силы организма, что приводит к частым заболеваниям.
Выделяют 3 вида адаптации по степени выраженности адаптационных сдвигов.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыши теряют аппетит, плохо спят, неохотно играют с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Надо сказать, что в период легкой адаптации заболеваний не возникает.
Следует отметить, что легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев или старше 1,5 лет (Н.Д. Ватутина).
Во время адаптации средней тяжести в поведении ребенка все нарушения выражены более ярко. Нарушение аппетита и сна нормализуются не раньше чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, на протяжении 30-35 дней отмечается значительное снижение двигательной активности. Обычно в это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Часто ребенок теряет в весе, возникают легкие, продолжительностью 7-10 дней, острые респираторные заболевания, завершающихся без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью всех проявлений. Наблюдается задержка в развитии речи и психики, идет замедление темпов физического развития. В этот период переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Ориентировочная активность снижена. Длительно нарушено эмоциональное состояние. К взрослым избирательное отношение. Снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок часто капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, во сне вскрикивает, чужих людей пугается. Медленно нарастает динамика показателей поведения. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности.
Процесс введения ребенка в детский сад осуществляется поэтапно.
На подготовительном этапе усилия педиатрической службы, работников дошкольного учреждения и родителей направлены на облегчение биологической адаптации, подготовку организма к жизни в новых условиях:
режим дня ребенка максимально приближается к режиму дня детского учреждения;
приучение его к активному участию в режимных процессов;
использование комплекса закаливающих процедур;
необходимой для повышения работоспособности детского организма, увеличение двигательной активности;
Вместе с тем, условием реализации этих требований является педагогическое просвещение родителей и установление их контактов с воспитателями. Через индивидуальные беседы, памятки родителям по организации жизни ребенка в подготовительный период. Через памятки они знакомятся с методикой кормления, сна, получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения.
В свою очередь, воспитатели посещают ребенка на дому, знакомятся с условиями его жизни, узнают о привычках, любимых игрушках малыша, устанавливают первый эмоциональный контакт с ребенком в привычной для него обстановке.
Приобщение ребенка к требованиям новой среды в условиях детского учреждения осуществляется последовательно. Ребенок в детском саду в течение первой недели находится не более 2-3 часов. Постепенно время это увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния.
Одним из ведущих педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению является организация игровой деятельности. С первых дней знакомства с дошкольным образовательным учреждением ребенок должен наблюдать, как играют взрослые и дети. У него должно создается впечатление, что этот незнакомый дом создан для игры и игрушек, что помогает установить индивидуальный эмоциональный контакт ребенка со взрослыми и сверстниками в группе. Играя с детьми раннего возраста, необходимо ставить только простые, знакомые детям игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижении. В данный момент важно не выполнение ими правильного игрового действия, а установление доброжелательного, доверительного отношения с воспитателями и детьми.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация взрослым развивающей среды, в которой живет ребенок, является одним из ведущих педагогических условий успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
В период подготовки к поступлению в детский сад целесообразно психологически настраивать самого малыша, заинтересовывать его посещением детского учреждения, знакомством с детьми, игрушками. Ни в коем случае не пугать детским садом.
В период привыкания к детскому саду нужно ограничить новые впечатления, уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка, не принимать гостей и не ходить в гости самим, прекратить посещение театров, цирка, кино. Обстановка в семье должна быть спокойна, обращение взрослых с малышом ласковое и участливое. Необходимо предупреждать появление у него отрицательных эмоций.
Малышу можно разрешить принести с собой в группу любимые игрушки, книжки или предметы с которыми он не расстается дома. Это также поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к ДОУ.
Эффективным фактором успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является посещение профильной группы или кратковременного пребывания. Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие в группе матери или других близких взрослых помогает преодолеть ребенку страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей.
Цель работы группы - сформировать готовность ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры, способность плавному отрыву от матери.