Задумывались ли вы о том что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети?
| Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. |
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.![http://detsad-38.narod.ru/pic/st007.gif](https://lh4.googleusercontent.com/S_4anY--Q1XrxHTtpgPBQglL6V7CxiQUpjc1vOapp5Lq2XZ5V9LdvSu5TtViBdxIXmxz1Wpts276EzORwPWtJZ9QnL5f5pXzt68uoLqU1QK15WvNE598yrLLQc1zVaBT1ow898-BpTi9kQEyxQ) Кризис - это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно. Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.
Возрастные особенности детей 3—4 лет Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности —игра. В этом возрасте у вашего ребенка: ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
|
Вам как его родителям важно: ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения. | ![маркированный список](https://lh4.googleusercontent.com/rqBjTGc9LbsI-_mRjLucqqi0T_s2oaAwgBkSUh0yQXHCHX-bWIaBpeOxWH7s0_wLb2UyKH9deXLt0AznoRbHoSLrTRuIt-CALE4cD9pJIhCwQYNUB5RcEgSj4WZtFj8OIakSBYnF-euq-34UIw)
| Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы. |
|