СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал на тему

Костякова Олеся Леонидовна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_opyt_raboty_kostyakova.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Пояснительная записка

Слайд 1

Актуальность

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовнонравственного воспитания дошкольников. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Одним из возможных путей нравственного развития и коррекции является сказка, где за внешней простотой построения стоит глубокий символический смысл.

Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение,  рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Младший дошкольный возраст — важный период в нравственном развитии детей. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.

Новизна   состоит в том, чтобы объединить традиционные методы и приемы работы со сказкой с элементами сказкотерапии, в  тесном сотрудничестве с родителями.

Цель, задачи -  слайд 2 

Слайд 3

Поэтому свою работу свою работу начала  с сотрудничества с родителями. Совместно мы разработали  проект по нравственному воспитанию «Сказка за сказкой». 

Слайд 4

На подготовительном этапе мы составили  перспективный план по реализации проекта. Совместно с родителями создана в группе соответствующая развивающая среда:  это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники аудиосказок, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций, подобраны дидактические игры, составлены картотеки подвижных игр, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

Реализация основного этапа проходила под девизом:

«Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, воображение, волю»  В.А. Сухомлинский.

Работа со сказкой  связала  все виды деятельности.

Использовались различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Слайд 5

Чтобы подготовить детей к прослушиванию, создать интерес к сказке, я использовала такой прием как появление сказки, которую "находим случайно" в сказочном сундуке, или элементы куклотерапии: например, игрушечный ежик загадывает детям загадки или приносит новую книжку со сказками в группу.

Беседу после прослушивания сказки я строила так, чтобы дети обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты.

Слайд 6

В процессе постановки сказки дети приобретали опыт эмоциональных переживаний (доброта, злость, зависть, чуткость), учатся понимать, что к человеку, отдающему свою любовь и доброту людям, также будут относиться.

Слайд 7

После знакомства со сказкой, использовала творческие работы (лепка, аппликация, рисование) по прочитанным произведением. Это дает детям возможность передать разнообразными средствами изодеятельности свое эмоциональное отношение к ним в рисунках, поделках. 

Слайд 8

Сказка не даѐт прямых наставлений детям: «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в еѐ содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки, играя в словесные и дидактические игры.

Применялись элементы сказкотерапии :

  • Психодинамические медитации:  перевоплощение в живое существо (заяц, лиса, медведь…), пантомимические этюды (дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки), погружение в стихию (“хождение по лужам”, “хождение по болоту”, “хождение по глубокому снегу”.)
  • Дидактические сказки – это сказки, которые я придумываю для создания положительной мотивациик решению проблемы.
  • Рассказывание и сочинение сказки. 

Выстраивала занятия, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия (ритуал “входа” в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал “выхода” из сказки), для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.

В работе со сказкой применяю ИКТ – создаю презентациии и компьютерные игры.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий с использованием сказок: занятие по аппликации  для детей и родителей «Репка-репонька», совместная прогулка мамами  «Воспитатель, мама, я – лучшая компания!», детско-родительское развлечение «В поисках Колобка», спортивное развлечение «В мире сказок» с использованием ИКТ, создала интерактивную компьютерную игру «В гости к Дедушке Морозу».

Слайд  9

Работа с родителями:

Игротека для взрослых  «Сказка за сказкой»

Выставка детско-родительских рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Мамин мастер – класс: объемная аппликация «Репка»

Изготовление театров «Курочка Ряба», «Репка»

«Сделать любимого героя своими руками» - изготовление совместно с детьми любимого сказочного персонажа.

Творческая мастерская – изготовление книжек-малышек.

«Книжкина больница»

Акция «Подари книгу детскому саду»

Акция «Расскажи ребенку сказку» - пальчиковый театр «Репка»

Акция «Поиграй с ребенком» – малоподвижные игры «Вот мы репку посадили» «Гномик по лесу гулял», пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять»

Результаты деятельности

В ходе целенаправленного и системного использования традиционных методов и приемов работы со сказкой с элементами сказкотерапии у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного.

У детей сформировались:

  • уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу;
  • эмоциональные чувства в процессе установления позитивных межличностных отношений, навыки доброжелательного, заботливого поведения;        

Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Эффективность работы оценивалась по результатам:

  • индивидуальных  и подгрупповых бесед с детьми младшего дошкольного возраста «Любимый сказочный герой», «Любимые сказки»;
  • наблюдений за свободной самостоятельной деятельностью воспитанников;
  • анализа продуктов деятельности;
  • анкетирования родителей.

Лучшие творческие  работы, созданные во время проекта, отправляли на всероссийские конкурсы, где они занимали призовые места.

Практическая значимость работы:

Проект, доказав свою эффективность в качестве материала, соответствующего современным запросам дошкольного образования, может быть использован как целиком, так и лечь в основу других педагогических проектов.

Заключение

Формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, как педагогического коллектива, так и родителей.

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"

В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

                                                      ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...