Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
консультация на тему
Представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в условиях детского сада с применением материала о малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
(опыт работы педагогического коллектива)
Подготовила: воспитатель Петрова Л.Н.
Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где человек родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника, ведь образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми существенно изменились.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. История нашего края сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным поселком и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного поселка и исторические фотографии). В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели, например о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер, то есть с самого элементарного, но уже доступного детям.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской народной культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам Великой Отечественной Войны.
Неотъемлемой частью в нашей работе отводим сотрудничеству с родителями. Считаем одной из важных задач сотрудничества с родителями – повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Главное, на что обращаем внимание - вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Для организации сотрудничества используем разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Родители принимают участие в организации мини-музеев, проводим совместные детско-родительские собрания, развлечения, круглые столы, беседы, выпуск газет: «Мамы всякие нужны… », «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «Во саду ли, в огороде», «По памятным местам всей семьёй» и т. д., выставки: «Осенняя пора», «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается», «Умелые руки не знают скуки», конкурсы чтецов.
Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному поселку, краю, стране. В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...