Проект "Русская народная сказка в детском саду"
методическая разработка на тему
Проект долгосрочный для детей старшего дошкольного возраста. Проект не полный, дорабатывается...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_r.n._s._.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
ПРОЕКТ
"Наша родная – русская народная сказка"
Выполнила:
Жолнерчук О.В.
музыкальный руководитель
Исилькуль, 2016
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…
Проблема
Общество испытывает потребности в том, что бы уже с первых лет жизни ребенка шло приобщение его к народной культуре, общечеловеческим ценностям помогло обогащать духовный мир детей дошкольного возраста.
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Тип проекта
По доминирующей деятельности в проекте: творческий, познавательный.
По содержанию: творческий.
По времени: долгосрочный.
Актуальность
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Цель проекта
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Задачи проекта
- формировать у детей знания о русских народных сказках;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- прививать любовь к книге;
- развивать речь, активизировать словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
- укреплять взаимоотношения с родителями.
Участники проекта
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.
Целевая группа проекта
Проект адресован средним и старшим дошкольникам
Сроки реализации проекта
Сентябрь – август
Основные формы реализации проекта
Занятия познавательного цикла, выставки детского творчества, театрализованные постановки, развлечения.
Проект осуществляется через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Обеспечение проектной деятельности
Материально-техническое: костюмы для театрализации, утварь и атрибуты русского быта, атрибуты театрализованной деятельности, куклы для кукольного театра, ширма, проектор, ноутбук, музыкальный центр, аудио и видео записи, фортепиано, русские народные инструменты, фотоаппарат, материалы для изготовление поделок.
Учебно-методическое:
- Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Как у наших у ворот…(русские народные песни в детском саду)» пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. «Композитор Санкт-Петербург», 2003 г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Алексеева И. B. «Топ-топ, каблучок» пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. «Композитор Санкт-Петербург», 2005 г.
- Каплунова И.Н., Новоскольцева И.И. «Ладушки» Санкт-Петербург «Реноме» 2015 г.
- Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» - М. Изд. «Скрипторий 2003», 2012.
- Лыков О. «Народные песни и игры для детей». Информационно-издательский центр «ОЛИВЬЕ» www.art-olive.ru
- Лыков О. «Музыкальный оливье». Информационно-издательский центр «ОЛИВЬЕ» www.art-olive.ru
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г
Организация деятельности над проектом
Деятельность музыкального руководителя
- Разработка плана реализации данного проекта.
- Подготовка методических и дидактических материалов.
- Репетиции и постановка р.н. сказок.
Деятельность воспитателей
- Разучивание стихов, текстов р.н. песен, р.н. пословиц, поговорок.
- Дополнительные репетиции при постановке р.н. сказки.
- Знакомство детей с р.н. сказками
- Помощь в изготовлении атрибутов для театрализованных постановок.
Деятельность родителей
- Участие в мероприятиях данного проекта.
- Оказание помощи в постановке р.н. сказок (изготовление атрибутов, костюмов).
Деятельность детей
- Участие в мероприятиях данного проекта.
- Заучивание р.н. песен, пословиц, танцев и стихов.
- Исполнение ролей в сказочных постановках.
Предполагаемый результат проекта
- Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта.
- Пробуждение интереса к русскому народному фольклору.
- Знание русских народных сказок.
- Сплочение детского и взрослого коллектива.
- Привлечение к совместной работе родителей.
- Пополнение видеотеки записями театрализованными постановками.
- Оформление выставки прикладного народного творчества.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ «Детский сад «Радуга»: с детьми – в совместной деятельности педагогов, детей и родителей; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы; с родителями – в условиях сотрудничества по оказания посильной помощи и непосредственного участия.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Формулирование задач и цели проекта. Изучение литературы.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Информирование родителей о реализации данного проекта.
Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок, русских народных игр. (Приложение 1)
Составление перспективного плана по данному проекту (Приложение 2)
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
II этап. Основной.
- Постановки кукольных спектаклей по русским народным сказкам (Приложение 3)
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы в кукольных спектаклях.
- Постановки театрализованных представлений, спектаклей по теме русских народных сказок (Приложение 4)
Цель: развитие творческих и музыкальных способностей детей и знакомство с русскими народными сказками.
- Рассматривание иллюстраций и просмотр м/ф русских народных сказок
Цель: визуальное знакомство с персонажами сказок
- Чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
Цель: знакомство с содержанием русских народных сказок.
- Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой»
Цель: развитие творческих способностей детей
- Изготовление поделок «Герои наших любимых сказок»
Цель: развитие творческих способностей детей
III этап. Заключительный.
- Анкетирование родителей. (Приложение 5)
Тема. «Удовлетворенность родителей в ходе совместных мероприятий»
Цель: выявление уровня удовлетворенности родителей по итогам участия в проекте.
- Итоговое мероприятие.
«Герои наших сказок» выставка поделок
Цель: определение уровня сформированности представлений о русской народной культуре.
Результат проекта.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении поделок для выставки «Герои наших сказок» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги получи положительные отзывы об организованной в ДОУ выставке детско-родительских работ по теме проекта от детей, родителей и сотрудников нашего детского сада.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Русская народная сказка»; сблизила детей, родителей и педагогов нашего сада.
Приложение 2
ПЛАН
мероприятий для реализации проекта
Сроки | Название | Форма проведения | Участники |
Сентябрь | «Колобок» | Кукольный спектакль по мотивам р.н. сказки | Дети 5-6 лет |
«Наши любимые сказки» | Родительское собрание в подготовительной группе | Родители, воспитатели | |
Октябрь | «Мой любимый сказочный герой» | Выставка рисунков | Родители Дети 5-6 лет |
«Бобовое зернышко» | Сказка-спектакль | Дети 6-7 лет | |
Ноябрь | Кукольный спектакль | Дети 5-6 лет | |
Декабрь | «Анфиса Рукодельница» | Посиделки, мастер-класс по изготовлению народной куклы-игрушки | Родители, Дети 6-7 лет |
Январь | «Пряничный домик» | Сказка | Дети 4-5 лет |
Февраль | «Гуси-лебеди» | Театрализованная постановка | Дети 6-7 лет |
Март | «Герои наших любимых сказок» | Выставка поделок | Родители Дети 5-7 лет |
Сказка | Дети 6-7 лет | ||
Апрель | Кукольный спектакль | Дети 5-6 лет | |
Май | Сказка | Дети 4-5 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские народные игры в детском саду
Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...
Детские народные игры в детском саду
Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к...
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...
Учебный план МБДОУ детского сада № 3 «Сказка», филиала Детского сада «Берёзка» реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 «Сказка», филиала Детского сада «Берёзка» на 2022-2023 учебный год...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....
«Дети. Дорога. Безопасность» проект сетевого взаимодействия Детского сада «Сказка», филиала Детского сада «Светлячок», отряда ЮИД МАОУ «СОШ № 2» и Отдела государственной автомобильной инспекции МО МВД «Заводоуковский»
Проект долгосрочный (2024 – 2025г.г.), творческий, практико-ориентированный, открытый, коллективный. Совместная практическая деятельность обучающихся педагогов, род...