Особенности организации образовательной детельности с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Сборник посвящен проблеме организации обучения детей дошкольного возраста на современном этапе в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. В нем представлены особенности организации образовательной деятельности в т.ч. проведения непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) с детьми дошкольного возраста. Даны принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного подхода, которые необходимо учитывать при организации НОД; мотивация детей в ходе НОД; примерные формы организации образовательной деятельности во время занятия; сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС. Достаточно подробно рассмотрена структура и компоненты непрерывной образовательной деятельности.
Адресуется воспитателям и старшим воспитателям образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_obrazovatelnoy_detelnosti_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Кургана
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана
«Детский сад общеразвивающего вида № 61 «Радужный»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовили воспитатели:
Гревцева М.А, Сафронова Т.М.
Курган, 2016
Сборник посвящен проблеме организации обучения детей дошкольного возраста на современном этапе в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. В нем представлены особенности организации образовательной деятельности в т.ч. проведения непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) с детьми дошкольного возраста. Даны принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного подхода, которые необходимо учитывать при организации НОД; мотивация детей в ходе НОД; примерные формы организации образовательной деятельности во время занятия; сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС. Достаточно подробно рассмотрена структура и компоненты непрерывной образовательной деятельности.
Адресуется воспитателям и старшим воспитателям образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Уважаемые коллеги!
Долгое время основной формой организации обучения в детском саду считалось учебное занятие, строящееся по типу школьного урока. Вооружение детей, знаниями, умениями и навыками, привитие послушания рассматривались как главная цель образовательной деятельности. Активность самих детей подавлялась в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Содержание занятия жестко регламентировалось методическим пособием реализуемой программы. Содержание отдельного предметного занятия не было взаимосвязано с содержанием другого вида занятия.
В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 14 ноября 2013 г. N 1155) образовательную деятельность следует осуществлять в процессе организации детских видов деятельности, как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Главная цель - содействие становлению ребенка как личности. Это предполагает развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования; развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Занятие не рассматривается как основная форма образовательной деятельности.
Это тревожит: трудно отказаться от привычного стиля работы, найти и освоить наиболее адекватные потребностям детей и возможностям педагога формы работы. Много вопросов возникает о том, останутся ли занятия, как спланированная и целенаправленно организованная, регламентированная по длительности форма совместной деятельности педагога и детей в дошкольной практике. Как их называть, как их организовывать.
Многим педагогам психологически трудно отойти от сложившихся стереотипов (например, «вкладывать» в ребенка как можно больше информации), сменить ценностные ориентиры, осознанно прийти к собственной рефлексии и быть готовым к принятию принципиально иной педагогической позиции.
Время перемен и законы развития заставляют нас учиться,
переучиваться и повышать квалификацию,
изучать, сравнивать, оценивать и выбирать.
Давайте делать это вместе!
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 1. Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС
Характеристика | Традиционное образование | Образование в соответствии с ФГОС ДО |
Ценностная ориентация | Система ценностей конкретного общества и государства. | Общечеловеческие ценности. |
Целевая направленность | Формирование определенных знаний, умений и навыков. | Формирование личности. |
Доминирующая составляющая | Обучение, которое ведёт за собой развитие ребёнка. | Развитие. Не всякое обучение ведёт за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития |
Ориентация | На «среднего» ребёнка. | Личностная, учитывающая индивидуальные способности каждого ребёнка. |
Позиции участников | Взрослый – субъект процесса образования, ребёнок – объект его педагогических воздействия, исполнитель планов. | Взрослый и ребёнок – субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству). |
Активность участников | Взрослый занимает более активную позицию. Он – обучающий (ведущий); ребёнок – обучающийся (ведомый). | Активны и взрослый, и ребёнок как участники совместной деятельности. |
Основная деятельность | Учебная. | Специфические детские виды деятельности. |
Обязательность участия детей | Обязательно для всех детей: у них нет выбора. | Желательно, но не обязательно. Есть выбор: участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другой деятельностью. |
Основные мотивы участия детей | Авторитет взрослого. | Интерес ребёнка, удивление. |
Стиль поведения взрослого | Руководящий, назидательный (дети – «подчинённые). | Демократический, уважительный (дети – собеседники и партнёры). |
Необходимое поведение детей | Дисциплинированность, ответственность, исполнительность | Творчество. Познавательная активность. |
Речь участников | Монолог взрослого | Диалог взрослого и детей |
Продолжение табл. 1 | ||
Характеристика | Традиционное образование | Образование в соответствии с ФГОС ДО |
Модель организации | Аналог классно – урочной деятельности, школьной. | Совместная деятельность взрослого и детей. |
Основа содержания образования | Информационная | Деятельностная |
Основной принцип реализации содержания | Дифференциация: содержание дошкольного образования расчленено на отдельные учебные предметы (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика, рисование и т.д.) | Интеграция: содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности |
Основное средство реализации содержания | Набор предписаний, требующих точного исполнения | Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса |
Тип обучения | Прямой | Непрямой |
Опорная зона | Актуального развития | Ближайшего развития |
Преобладающие методы | Словесные, объяснительные, носящие репродуктивный характер | Поискового, проблемного характера |
Основной путь и характер образования | Многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам | Преобладает развитие мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение |
Основные формы образования | Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, и др. Структура занятия: орг. момент (вводная часть), основная часть, заключительная часть, подведение итогов. | Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др., как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей. |
Основные формы организации детей | Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными | Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными |
Степень регламентирован-ности | Очень высокая: образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса. | Низкая. Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество взрослого в построении планов, конспектов и т.д. в соответствии с потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса. |
Продолжение табл. 1 | ||
Характеристика | Традиционное образование | Образование в соответствии с ФГОС ДО |
Организация пространства | Взрослый над детьми и (или) напротив них: занимает типично «учительское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, мало перемещаются в пространстве в целях поддержания дисциплины. | Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется ее характером. Может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнер. Дети могут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределяться). |
Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО показывает необходимость овладения педагогом принципиально новой технологией развивающего образования, в основе которой лежит деятельностный подход.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана с определением ведущей роли деятельности в развитии личности ребенка. Деятельность – это способ самореализоваться, раскрыть свои качества и таланты.
В психологии под деятельностью понимается активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат.
Развивает ребенка не столько сама деятельность, а та позиция, которую человек занимает, т.е. его субъективная внутренняя позиция. Субъективная позиция осваивается и связана с такими компонентами, как:
- целеполагание (в младшем возрасте ребёнок принимает цель взрослого, а в старшем – самостоятельно ставит цель);
- владение способом деятельности;
- способность получить результат;
- самоконтроль и самооценка.
В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотивации, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоением ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя.
Чтобы ребенок мог освоить позицию субъекта деятельности, необходима специальная педагогическая технология. Основа этой технологии заключается в построении развивающей образовательной среды, создании таких педагогических условий, где ребенок мог бы освоить позицию субъекта в разных видах деятельности.
Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики в общем контексте его жизнедеятельности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности способного превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать её ход и результат.
То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной деятельности рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребёнком мотивированным;
- учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения;
- помогать ребёнку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Суть обучения с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подаёт готовые образцы нравственной и духовной культуры, создаёт, вырабатывает их вместе с детьми, т.е. ребёнок учится осуществлять деятельность. Ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной мотивированной целенаправленной деятельности. Воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания.
Принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного подхода:
• принцип субъектности – это активная позиция ребенка, целенаправленное активное восприятие ребенком изучаемых явлений, в их осмыслении, переработке и применении.
Ребёнок учится ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Он хозяин своей жизни, внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику. Он способен к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию;
• принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены - определенному возрасту соответствует вид деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
В раннем возрасте (1 год - 3 года):
- предметная деятельность;
- игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет):
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка;
• принцип учета сензитивных периодов развития - в определенном возрасте возникают наиболее благоприятные возможности для развития определенных психических функций (восприятия, речи, памяти и др.). Необходимо учитывать повышенную «чувствительность» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий в каждой возрастной группе.
Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания;
• принцип организации совместной деятельности детей и взрослых с учетом зоны ближайшего развития детей – совместная деятельность в большей степени предназначена для помощи детям в решении задач, в данный момент находящихся за пределами их индивидуальных возможностей. Педагог, хорошо ориентируясь в возможностях ребенка, зная, что он может сделать самостоятельно, а где ему нужна поддержка взрослого, осознанно отбирает содержание для совместной деятельности.
Зона актуального развития в большей степени задействуется через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности, организацию обучающегося детского сообщества.
Объектами оценки индивидуального развития ребенка должны быть и зона актуального и зона ближайшего развития. Л.С. Выготский отмечал, что « … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»;
• принцип обогащения, усиления, углубления детского развития – это не искусственное ускорение, а обогащение содержания детского развития наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности, организация интересной, содержательной деятельности, наполненной позитивными для ребенка эмоциональными переживаниями, радостью созидания и самовыражения.
При подготовке детей к школе надо ориентироваться не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие;
• принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности – содержание педагогического процесса наполняется ситуациями, создающими условия не только для освоения ребенком культурных способов деятельности, но и формирования основ ценностных отношений к действительности, к миру природы к миру человека. Так в технологии Т.И. Гризик лейтмотивом познавательного развития выступает формирование следующего ценностного отношения к миру:
- познавательного (мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать),
- бережного (мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить),
- созидательного (мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту);
• принцип высокой мотивированности любых видов деятельности - активная позиция ребенка в деятельности обеспечивается его интересом к деятельности, внутренней потребностью в нее включиться. Используются различные типы мотивации: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности (см. Приложение ).
• принцип обязательной результативности и рефлективности каждого вида деятельности - главный стимул любой деятельности это ее результативность. Необходимо приучать ребенка, доводить задуманное до конца, оценивать соответствие достигнутого результата поставленной цели деятельности. У детей формируется опыт осмысления и оценивания своей деятельности по достижению «детской цели». Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», что понравилась, что хотелось бы изменить, или, наоборот, повторить, какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и т.п.)
Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
• принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельность – позиция педагога «рядом», мнение педагога – одно из многих, каждый из участников занимает позицию равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова):
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Педагог должен уметь:
• правильно отобрать содержание деятельности детей;
• вовлечь ребенка в активную деятельность;
• соблюдать пропорциональное соотношение усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности;
• обеспечить психологическую комфортность для каждого ребенка:
- создать ситуацию успеха,
- понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить,
- использовать на практике методы психологической поддержки.
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному.
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
• Учи анализировать каждый этап работы.
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
3. НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.1. Примерные формы организации образовательной деятельности
Таблица 1.
Примерные формы организации образовательной деятельности во время занятия
Приоритетный вид детской деятельности | Примерные формы | |
Двигательная |
| |
Продуктивная |
| |
Познавательно-исследовательская |
| |
Коммуникативная деятельность |
| |
Чтение художественной литературы |
|
3.2. Характеристика содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе занятия:
- Подготовительный – введение в ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность с помощью мотивации: игровой, проблемно-бытовой, познавательной, сказочной, информационной, семантической (обозначающей), соревновательной, а также мотивации общения, достижения успеха, личной заинтересованности. В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие.
- В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек.
- В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи (может осуществляться проверка готовности к занятию).
- Организационный
В ходе включения в деятельность, дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемая «детская цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Ключевыми фразами завершения этапа служат вопросы: «Хотите?» «Сможете?» Важно понимать, что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»).
- Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своим личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть).
- Старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л.С. Выготский, для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.
Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, обязательно смогу». «Я верю в свои силы». «Я все сумею, все преодолею, все смогу!» Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества, как любознательность, активность.
На этапе введения в образовательную ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.
- Деятельностный
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.
Данный этап ключевой, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов: «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать не страшно, страшно – не узнать».
Поскольку затруднение личностно значимо для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской цели»), у него возникает внутренняя потребность в его преодолении, т.е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
- В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…».
- На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок к УУД вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом оно проговаривается ими во внешней речи.
Затруднение в моделируемой ситуации
1. Появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи.
2. Выявление причин затруднения.
Поиск причин затруднения, выстраивание логической цепочки, которая приведет к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог – метод, соответствующий возрастным особенностям детей.
3. Фиксация детских вопросов.
4. Формулирование темы занятия или главного вопроса.
5. Целеполагание на основе детских вопросов.
Четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» абсолютно конкретно и понятно детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решение учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитие общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать), привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.
- Этап осуществления самостоятельной работы детей
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.
С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
- В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.
- В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги), воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее. При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
- Рефлексивный
Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели». А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что-то узнали, чему-то научились, т.е. сводит «детскую» и учебную цели («Вам удалось…потому что вы узнали (научились).
- В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели».
- В старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.
- В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей.
- Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала.
- В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и т.п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
На этом этапе ребенок начинает радоваться хорошо сделанному делу: у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства и образа «Я» (Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен!)
3.3. Критерии самооценки педагогом проведенного занятия
- Конкретность и реалистичность цели НОД (с точки зрения достаточности времени на ее выполнение, соответствия подготовленности детей к ее решению, возможностям и способностям детей).
- Полнота и обоснованность целей и задач, прогнозирование результата.
- Решение в ходе НОД комплекса задач (обучающие, воспитательные и развивающие).
- Реализация интегративного подхода (устанавливаются связи между образовательными областями на основе принципа интеграции).
- Реализация комплексно-тематического принципа (тема НОД выбрана в контексте изучаемой общей темы).
- Организация совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей которой является взаимодействие.
- Содержание НОД для реализации поставленных задач определяется с учетом принципов: необходимости и достаточности (поставленные задачи решаются на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму); принципа систематичности и последовательности (обоснованность логической последовательности действий детей).
- Контролируемость НОД (возможность оценить промежуточные и конечные результаты реализации плана НОД благодаря конкретизации запланированных в нем действий).
- Чувствительность плана к возможным сбоям и наличие возможности для коррекции НОД в случае их возникновения.
- Обоснованность выбора наиболее рациональных (адекватных, эффективных) методов, приемов, средств обучения; использование активных форм работы; ненасильственные приемы обучения.
- Разумное сочетание форм организации деятельности в ходе НОД (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной).
- Направленность НОД на развитие субъектности детей (педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъектности; педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей).
- Реализация в ходе НОД принципа индивидуализации и дифференциации: педагог учитывает особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние; уровень развития психических процессов, темперамента; «видит каждого ребенка: помогает, стимулирует, поощряет; предлагает разноуровневые задания (с учетом способностей детей).
- Обеспечение в ходе НОД психологически комфортной обстановка (позитивный эмоциональный фон, возможность свободного общения, передвижения детей).
- Получение конкретного результата, подведение итогов НОД: результативность НОД по отношению к каждому ребенку; анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы; рефлексивный момент (педагог побуждает ребенка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности).
- Выполнение необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ В ХОДЕ НОД»
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Типы мотивации дошкольников
1) Игровая мотивация – «ПОМОГИ ИГРУШКЕ», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Создание этой мотивации строится по данной схеме:
- Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
- Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
- Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
- Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
2) Помощь взрослому – «ПОМОГИ МНЕ».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
2.1.) Помощь взрослому – «НАУЧИ МЕНЯ» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
3) «СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТОВ СВОИМИ РУКАМИ ДЛЯ СЕБЯ» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка.
Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
- Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
- Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.
- игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Создание проблемной ситуации
1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось.
2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.).
3. Приходит кто-то в гости или игрушка.
4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...).
5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др.).
6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).
7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; музыкальный руководитель обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то.
8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара).
9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»).
10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям.
Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект) – Москва «Просвещение», 2014 г. - 256 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // "Российская газета" - Федеральный выпуск № 6241 от 25 ноября 2013 г.
3. «Мотивация в ходе НОД». Юдина Т.М. Консультация для малоопытных педагогов структурного подразделения. (Электронный ресурс). Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwi07YDX6vfMAhUB_ywKHTnkDIsQFghMMAg&url=http%3A%2F%2Fsch1018.mskobr.ru%2Fusers_files%2Fdou2093%2Ffiles%2Fmotivaciya_detej_v_hode_nod.docx&usg=AFQjCNEMJXaXsbL5uIstGJo0qWxbYdCxPA&sig2=gO8JbJVQM4WVPBg3z3b0bQ
4. «Особенности организации и проведения непосредственно образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении». Методические рекомендации. Бестелесная Л. А, Раева В. В. (Электронный ресурс). Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjOr-GlhfjMAhWCCywKHVqxCAgQFghIMAg&url=http%3A%2F%2Fwww.eduportal44.ru%2FKostroma_EDU%2Fmdou35%2FDocLib9%2F%25D0%259C%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8%2F%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B4%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.docx&usg=AFQjCNEY80aoQBZOKw_WO-EnFUUq4Oz_zw&sig2=FcUDY8cDAHiUFEPEZ-fhjQ
5. Примерные формы организации образовательной деятельности в ДОУ. Плешакова И. П. (Электронный ресурс). Режим доступа:
http://pleshakova.tom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22&Itemid=24
6. Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://sdou2.ru/index.php?id=306
7. Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС ДО. (Электронный ресурс). Режим доступа:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjP7M2G_ffMAhUlOJoKHZBzDMIQFggnMAI&url=http%3A%2F%2Fgolubok.tvoysadik.ru%2Ffile%2Fdownload%2F1850&usg=AFQjCNGqG7Lb3f3Tu1AWs3zBntfUIs4X3Q&sig2=n8g8Y3yttdOTOpOabveNyw&bvm=bv.122852650,d.bGs
8. Принципы как составная часть реализации деятельностного подхода. (Электронный ресурс). Режим доступа:
https://infourok.ru/principy_kak_sostavlyayuschaya__chast_deyatelnostnogo_podhoda.-126569.htm
9. Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками. (Электронный ресурс). Режим доступа:
10. Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://mdou36-nsk.ucoz.ru/publ/teoreticheskie_osnovy_razvivajushhego_obuchenij/1-1-0-3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | С.3 |
1. Характеристика образовательных отношений в контексте ФГОС дошкольного образования | С.4 |
2. Деятельностный подход - основа образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста | С.7 |
3. Непрерывная образовательная деятельность | С.12 |
3.1. Примерные формы организации образовательной деятельности | С.12 |
3.2. Характеристика содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе занятия | С.13 |
3.3. Критерии самооценки педагогом проведенного занятия | С.17. |
Приложение «Мотивация детей в ходе НОД» | С.18 |
Литература | С.21 |