Девочки и мальчики 3-4 лет. Какие они?
консультация (младшая группа) по теме

Евсеева Екатерина Борисовна

В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей 3-4 лет. Так, например, одни ученые называют этот возрастной период нежным. Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста очень внешне привлекательны. Взрослые, очарованные ими не могут не восхищаться природной грациозностью движений, открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

КАКИЕ ОНИ?

В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей 3-4 лет. Так, например, одни ученые называют этот возрастной период нежным. Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста очень внешне привлекательны. Взрослые, очарованные ими не могут не восхищаться природной грациозностью движений, открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Вместе с тем, именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т.п. И тогда ученые заговорили о кризисе трех лет, который впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка».

В своей работе Эльза Келер выделила ряд важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт и стремление к деспотизму.

Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) не вполне согласны с выделенными Э. Келер симптомами. Они объясняют проявление кризиса трех лет тем, что между взрослыми и ребенком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребенка от взрослого, появляется желание проявить свое «Я», в результате чего возникают и приобретают определенную динамику желания и стремления ребенка действовать самому, как взрослые люди.

Но кому стремятся подражать малыши? Конечно, мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, дяде. Девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Но самым главным является то, что к трем годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка. По мнению отечественных и зарубежных ученых, гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

  • внешность;
  • имя;
  • «образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем);
  • установки (социума, собственные);
  • роли (социума, собственные).

Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3-4 лет весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей.

Для разработки технологий воспитания детей с учетом гендерных особенностей четвертый год жизни был выбран не случайно. По мнению отечественных и зарубежных ученых это время осознания мальчиками и девочками своих возможностей, осознания себя как индивидуальности. Наблюдения за детьми позволили выявить определенную закономерность: как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным в себе – таким он будет и в жизни.

 Именно в этом возрасте происходит развитие у детей интеллекта. Если условно принять показатель интеллекта на 17 лет за 100%, то на 20% он развивается на первом году и на 50% к четырем годам. Поэтому именно в этот период чрезвычайно важным является воспитание у мальчиков и девочек вежливости, сдержанности, скромности и других важных качеств личности и т.п., а также ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.

К 4-м годам происходит закрепление полового самосознания ребенка. Именно в этом возрасте ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

Большинство родителей при общении с ребенком четвертого года жизни:

  • называют пол (ты Павлик – мальчик);
  • стремятся называть детей именами, соответствующими его полу;
  • используют интонации, присущие мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию полового самосознания ребенка.

Вместе с тем, представления детей 3-4 лет о собственной принадлежности к женскому или мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают, что пол можно изменить. Поэтому очень важно в работе с родителями предупреждать появление ложных стереотипов и субъективных установок относительно пола ребенка и в процессе общения с детьми создавать привлекательные гендерные образы для мальчиков и девочек.

В результате специального изучения учеными было установлено, что в возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность особенно интенсивно формируются в игровой и изобразительной деятельности.

Рисование способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций.

В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу и степень его сенситивности к половым различиям.

 Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют машины, строительство домов, дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки. Девочки сенситивны к женским ролям и рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

В этом возрасте вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление называемое «детским романтизмом» - склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство – излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале. Значителен процент девочек (40%) и мальчиков (26,7%), испытавших первую влюбленность в возрасте 3-4 лет.

Многие специалисты в области возрастной психологии полагают, что дети этого возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализация. В результате этого дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т.п. При этом дети младшего дошкольного возраста обычно больше внимания обращает на особенности поведения, соответствующие его полу и не проявляют интереса к неуместному для его пола поведению.

На протяжении многих лет отечественных и зарубежных ученых волновал вопрос: «Действительно ли дети запоминают одно лучше другого потому, что это согласуется с их гендерными схемами?»

Оказалось, что это действительно так. Например, в тестах памяти мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускают ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушаются половые стереотипы. Они могут сказать, что мальчик рубил дерево, когда в рассказе описано, что это делала девочка.

Полученные учеными данные свидетельствуют о мощном влиянии развивающихся у детей гендерных схем на их внимание и процессы научения. В период, когда развиваются представления об устойчивости пола и его неизменности во времени, дети склонны к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении. Эти представления и нормы становятся средствами организации поведения и эмоций ребенка. При их нарушении дети могут испытывать замешательство, тревогу и чувство неловкости.

Необратимость половой роли и того, что пол «переделать» уже невозможно дети должны осознать к концу старшего дошкольного возраста. Если этого не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании уже трудно. Поэтому для того, чтобы половая идентичность (по Кагану В. Е) как единство переживания и полоролевого поведения к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно. Наиболее благоприятным периодом для начала проведения этой работы является младший дошкольный возраст. В связи с этим данное пособие для дошкольных образовательных учреждений «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» является своевременным и актуальным, так как помогает решить эту сложную задачу. Авторы пособия надеются, что результатом работы с детьми 3-4 лет, на основе технологий воспитания с учетом гендерных особенностей, предложенных в пособии, станет твердая идентификация ребенком  себя с тем или иным полом. Кроме того, руководствуясь рекомендациями данного пособия, родители и педагоги смогут начать работу по воспитанию у девочек кроме традиционно рассматриваемых женских качеств: доброты, приветливости, сдержанности, снисходительности, терпимости и т.п., такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, умение отстаивать свои интересы и т.п.. При воспитании мальчиков, кроме традиционно определяемых мужских качеств, еще и доброту, эмоциональную отзывчивость, чуткость, заботливое отношение к окружающим и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. Поэтому необходимо учмтывать индивидуальные различия мальчиков и девочек ...

Девочки и мальчики - два разных мира

Психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек....

«Какие сказки читать девочкам и мальчикам»

Памятка " Какие сказки читать девочкам и мальчикам"...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...