"Обрядовая кукла Кувадка"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
План открытого игрового занятия
«Обрядовая кукла Кувадка»
Подготовила: воспитатель Лобанкова Г.П.
Самара, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение | |
2. "Обрядовая кукла Кувадка" | |
3.Заключение | |
Литература |
Введение
Социальное воспитание, является составной частью социально контролируемой социализации, представляет собой целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной адаптации в окружающем мире, усвоения норм социально одобряемого поведения и духовно-ценностных ориентаций общества.
С раннего детства каждый человек связан с наследием мировой культуры, в качестве которого выступает общепонятная и эмоционально значимая для всех, - народная игрушка. С игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Все малыши играют в куклы. А ведь кукла не всегда была игрушкой. Наше сегодняшнее желание узнать, какой же была кукла и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России.
Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Они имели ритуальное назначение. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злыхсил.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Актуальность выбранной темы:
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, уважение к родной культуре и своей земле.
Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Нашу культуру одолевает засилье массовой западной культуры. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.
Цель :
- Формирование у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой
Задачи :
- Изучение истории возникновения обрядовой куклы
- Изучение технологии изготовления обрядовых кукол
- Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями, педагогами
- Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной игрушкой – куклой
- Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям
Формы организации :
- рассказывание историй
- чтение художественной литературы
- беседы
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры;
- рассматривание иллюстраций и картинок
- ручной труд (работа с тканью и ниткой)
- детско-родительские клубы
- совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д.
- выставки и конкурсы
Заключение
В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, целый ряд занятий построен в форме инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создали мини-музеи атрибутов праздничного действа. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд.
Общение детей с народными куклами реализуется в свободной игре с ними. Тем самым, у детей пробуждается интерес к народной кукле, знакомству с историей возникновения и развития народной куклы, с их назначением в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, создаются условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей в специально создаваемых игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных кукол.
Особое внимание уделялось укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях («Игры наших детей»), консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми»), анкетирование, организация совместных календарных праздников («Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха»), просмотр открытых занятий («Изготовление куклы День и ночь»), так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-классы («Куклы наших бабушек», «Народная кукла своими руками»), «заочные путешествия» и «заочные экскурсии» в музеи народных мастеров с использованием Интернет-ресурсов, работа семейного клуба «Домашний очаг», конкурсы поделок народных кукол, создание мини-музея, участие в ярмарках, выставках, народных праздниках и др.
Все воспитанники нашего детского сада, родители и педагоги посетили выставку народных кукол. Дети-экскурсоводы с гордостью и воодушевлением рассказывали из чего сделана та или иная кукла, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют.
Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, родители проводили мастер- классы, с целью привлечения дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети могли сами сотворить и потом играть в него.
Таким образом, организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволила создать оптимальные условия для старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народной куклы. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.
Таким образом, сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, помог обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.
Литература:
1. Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010
2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.
3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.
4. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - Спб.: Паритет, 2008. 240 с.
5. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.
6. Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://tn-kukla.livejournal.com
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
Группа: подготовительная
Тема: «Обрядовая кукла Кувадка»
Цели занятия:
Обучающие:
- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла обрядовая, кукла – оберег).
- Через игрушку познакомить с изготовление и традициями на Руси.
- Познакомить с работой мастера.
- Учить работать с руками, развивать мелкую моторику рук.
- Познакомить с новыми словами и их значением: «кукла – закрутка», «оберег», «безликая».
Развивающие:
- Развивать внимание.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитать любовь к Родине через изучение народной культуры.
- Воспитать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Воспитать доброжелательное отношение друг другу.
- Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
- Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: тряпичные, соломенные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, технологические карты поэтапного изготовления куклы «Кувадки».
Предварительная работа: чтение сказок, заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.
Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «тулово», «скрутка».
Ход работы.
- Ребята, давайте с вами поздороваемся с гостями.
- А теперь давайте с вами пройдем. Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук).
(ответ детей: сундук).
- да, правильно это сундук. А что бы вы узнали, что лежит в нем, надо отгадать загадку:
Глазки голубые, кудри золотые.
Губки розовые, что это значит?
Дочка, а не плачет, спать уложишь -
Будет спать день, и два, и даже пять.
(кукла)
- Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает из сундука современную куклу).
- Скажите, а для чего нам нужна кукла? (ответы детей: кукла нужна для игры, для красоты)
- Как вы думаете, всегда ли кукла была такая, какой мы видим сейчас? (ответы детей: нет, куклы были разные фарфоровые, деревянные, тряпичные, соломенные).
- Да, куклы разные, но у меня в сундуке есть еще одна кукла. (воспитатель достает тряпичную куклу)
- Посмотрите ребята, повнимательней и скажите, чем эти куклы отличаются друг от друга? (ответ детей: у современной куклы есть лицо, а у тряпичной нет лица)
- Да, вы правы эти куклы отличаются друг от друга этим. Мы с вами уже знакомились с куклами наших прабабушек.
- А с какой куклой вы бы поиграли? (дети выбирают и берут кукол в руки).
(ответ детей: 1-й ребенок: Мне нравится кукла «Зерновушка». Она делалась после уборки урожая. Ее делали из ткани и зерна. Хранили в доме для достатка.
2-й ребенок: Я выбрала куклу «Травница». Куклу делали из душистой травы и ткани. Ее делали для здоровья. И она очень хорошо душистая. Хранили куклу возле постели.
3-й ребенок: А я хочу рассказать о веселых кукол «Веснянка». Ее делали из ткани и цветных ниток. Эту куклу делали к приходу весны. С ней играли, а затем вешали на деревья. Куклы встречали весну).
- У каждой куклы есть своя история.
- Мы с вами уже говорили, что кукла прошла путь от самой простой деревяшки до самой современной. Давайте мы с вами пройдем за столы и проверим свои знания. (дети проходят за столы и садятся на стулья).
- Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают, руки помогают.
А голова – хорошо думает.
- На столах у вас есть лист с изображением кукол и карандаш. Вам надо показать какой путь прошла кукла, чтобы стать современной.
(дети работают самостоятельно под тихую народную музыку).
- Молодцы вы справились с заданием. Давайте мы с вами немного отдохнем и потанцуем с нашими куклами.
Физминутка (танец с куклами).
- Вот мы с вами и немного подвигались. А сейчас присаживайтесь за столы и продолжим дальше.
- Посмотрите вот на эту куклу, которую я держу в руках, ласково называют ее «Нянюшка», делали такую куклу на рождение ребенка и вешали над колыбелькой. А еще ее называют «Кувадка». Давайте мы с вами, сделаем таких кукол и подарим деткам, которые ходят в ясельную группу нашего детского сада.
- Для изготовления куклы Кувадки нам с вами потребуется лоскуты яркой разноцветной ткани и ниток.
1) Берем лоскут большой, скручиваем по длинной стороне.
2) Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно два пальчика от сгиба, перегнутый лоскут стягивают нитками и завязывают на два узла.
3) Берем лоскут другого цвета и так же скручиваем его. Нить перевязываем с обеих сторон, отступив от края немного.
4) Возвращаемся к первой скрутки. Отгибаем одну сторону и на самый вверх кладем вторую скрутку, накрываем ее верхней частью. И перетягиваем ее крест – накрест. На поясе завязываем двумя узлами.
5) Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье. Вот у нас с вами получилась кукла «Кувадка».
- А сейчас мы с вами найдем материал, который нам поможет изготовить куклы «Кувадка». Вот на столе у меня лежат мешочки, вам надо угадать, какой материал там находится и пригодится он нам в изготовлении куклы.
(дети встают из-за столов, подходят к столу, берут в руки мешочки и угадывают, что в нутрии, играет русская народная музыка).
- Вы правильно сказали, нам потребуется ткань и нитки. А сейчас проходите на свои места. На столах у вас лежит технологическая карта вам надо при помощи карандаша отметить поэтапное изготовление куклы «Кувадка».
(дети работают самостоятельно по технологической карте)
- Я смотрю, вы все справились с заданием.
(дети проговаривают поэтапное изготовление куклы «Кувадки»).
- А теперь я предлагаю вам приступить к работе, технологические карты у вас на столах вам помогут.
(дети работают самостоятельно под русскую народную музыку).
Итог занятия.
- Давайте вы возьмете все своих кукол и пройдете ко мне и положите кукол на общий стол, и мы с вами устроим мини – выставку наших работ.
- Какую куклу мы с вами сегодня делали?
- Какой материал мы с вами использовали?
- Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет?
- Вот какие замечательные куклы у нас с вами получились, дети из ясельной группы будут очень рады нашим подаркам. Теперь вы сможете смастерить кукол своими руками и для своих маленьких братиков и сестричек. Из вас вырастут хорошие мастера, вы вкладываете всю душу и старания и умение в свою работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кукла Кувадка за мир!".
Конспект НОД для воспитнников старшей группы ДОУ по изготовлению тряпичной куклы Кувадки бесшовным способом. Участие в международной миротворческой акции "Гирлянда Дружбы"....
Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....
Мастер класс по изготовлению русской народной обрядовой куклы "Кукла-закрутка"
ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы...
Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....
Конспект занятия в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
Конспект занятия в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»...