РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему

Сергеева Елена Александровна

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_ottsa.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Елена Александровна

МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5», воспитатель первой квалификационной категории

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы  традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать и отец помогают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром.

 К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства. Отец в современной российской семье выполняет одну из самых важных ролей в воспитании ребенка. С одной стороны, над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец все более становится полноценным субъектом воспитания. Если его традиционная роль ранее была связана с институтом наследства, то «новые отцы» осознают свою ответственность за эмоциональное состояние своих детей, осознают, что отцовское поведение отражается на поведении детей, на их личности .

Американский социолог Дж. Левин писал: «В новом понятии отцовства постепенно начинает исчезать линия, которая разделяет область материнства от области отцовства. При новом отцовстве мужчины начали осознавать, что значит быть родителями и делать для своих детей то, что всегда делали женщины».

Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.

Отцы во многом влияют как на эмоциональное, духовное, нравственное, психическое развитие ребенка-дошкольника,  так и определяют его жизненную позицию, формирование самооценки, играют огромную роль в его воспитании

Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и, возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. В то же время, современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство исследователей считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагало усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир, начиная с младенчества.

Отцовство проявляется в основном в семейных взаимоотношениях.         Именно в рамках семьи реализуются основные функции отцовства, происходит общение, приводящее к развитию обоих субъектов этого общения — ребенка и отца.

Если мать, по меткому выражению Э. Фромма, - «это дом, из которого мы уходим, это природа, океан», то отец имеет слабый контакт с ребенком в первые годы его жизни, не идущий ни в какое сравнение с материнским. «...Но зато отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где - мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия и приключения.

Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Более старшему ребенку необходима отцовская любовь, его авторитет и руководство. Таким образом, по мнению психоаналитиков, функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца, его роль в воспитании заключается  в обучении ребенка, руководстве им таким образом, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.

В идеальном случае материнская любовь не пытается мешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным отделиться от нее. Отцовская любовь является направляющим принципом, а также ожиданиями; ей следует быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитарной. Она должна давать ребенку всевозрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему выглядеть авторитетным в собственных глазах, освободившись от авторитета отца.

Для семьи в целом и для обоих родителей как личностей рождение ребенка является вехой в развитии и представляет собой стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, и, как показали исследования Л.Л. Баз, Т.А. Баландина, Г.В. Скобло, эмоциональная поддержи мужа, благодаря которой жене удавалось с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки является провоцирующим моментом для возникновения у нее тревожно-депрессивных расстройств, являющихся, как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий.

Позднее отец помогает развитию ребенка через игры. Игры матери и отца имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.

По мнению В. Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями их сыновей. В. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках. В исследовании Т.А. Думитрашку  было выявлено, что размер семьи является значимым фактором для когнитивного развития детей, которое зависит от идентификации с родителем и порядка рождения. Действие указанных факторов обусловлено тем, что психологический статус каждого ребенка в семье изменяется вместе с изменением конфигурации семьи. А эффект очередности рождения объясняется положением детей в семье: так, наиболее тесные взаимодействия у родителей, как показывает практика, с первенцами.

Имитируя взрослого, ребенок принимает его за модель и оказывается психологически зависимым от этого взрослого. Отрицательный эффект большего порядкового номера рождения на когнитивное развитие детей будет определяться тем, что у последнего ребенка в большой семье выбор объекта для идентификации становится шире (в качестве модели могут выступать и старшие дети), и тем, что статус ребенка изменяется с появлением нового члена. Заметим, что качество взаимодействия со старшими детьми и родителями  существенно различно. Контакты с родителями и вербально, и интеллектуально богаче, чем контакты со старшими братьями и сестрами. Таким образом, старшие дети не в состоянии служить полным аналогом родителей для младших.

Ш. Барт полагает, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение так или иначе выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя таким образом модели поведения и моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие. Это важно, т.к. именно родители удовлетворяют потребности ребенка, т.к. он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей. То, что любовь отца условна, по мнению  Ш. Барта  является важнейшим фактором морального развития ребенка .

О том, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование полоролевой  идентичности, говорил еще 3. Фрейд. По мнению и других исследователей, важнейшими детерминантами полоролевой идентификации для мальчика являются: 1) доминантность отца как уровень его влияния в семье; правда, именно доминирование отца может привести как к развитию активности, так и к развитию пассивности ребенка; 2) забота отца, если отличительной чертой отношений отца и сына является забота и теплота, желание быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности. Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери — семейную жизнь или ориентацию на карьеру.

Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных отцов» менее тревожны во внесемейных ситуациях; лучше справляются с фрустрацией; с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми; более социабельны; их самоуважение и уровень притязаний выше.

Е.П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям.  Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных отцов», оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлеченных отцов».  

В современном мире по количеству времени и качеству общения выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка:

  •  Традиционный отец — отец как воплощение силы, авторитета и
    социальной компетенции. Важнейшей задачей такого отца является
    содержание и защита матери и ребенка. Таким образом, он отдален от
    ребенка и взаимодействует с ним только тогда, когда возникают разногласия и мать не в состоянии их разрешить; его слово — закон, его поведение обсуждению не подлежит, ему свойственен авторитарный стиль воспитания, эмоциональной близости с ребенком нет, т.к. поддерживается авторитет и власть.
  •  Отец-партнер — это отец как образец, помощник и партнер по
    играм. Такой мужчина полагает, что для гармоничного развития ребенка необходимо участие обоих родителей. В семье имеется достаточно гибкое распределение ролей, в том смысле, что отец, кроме своей работы, уделяет внимание проблемам ребенка. Таким образом, отец играет значительную роль в воспитании и жизни ребенка, а кроме того, еще и активную роль в семье.

•  Новый отец (Heiliger A., 1989; Gampert., 2000; Horst. P., 2000; Fthenakis W.Е., 2001). Термин «новый отец» (соответствует термину «ответственное отцовство»), что характеризует не столько операциональный аспект взаимодействия отца и ребенка, сколько намечающуюся в науке и практике тенденцию подчеркивания важности отцовства, общения с ребенком для самого отца.

Таким образом, хотя в современном обществе существует достаточно прочный стереотип некомпетентности отца и его невключенности в воспитание ребенка, вышесказанное позволяет утверждать, что участие обоих родителей в воспитании ребенка, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

Участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого понимания своей родительской  роли, оказывает положительное влияние на развитие детей. Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать. Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить  женщина-мать. Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей средней группы на тему: "Роль матери и отца в воспитании, развитии ребёнка".

                Консультация для родителей  средней группы.          На тему:...

«Роль и функции отца в воспитании и психическом развитии дошкольника».

Отчет по теме самообразованияИндивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:научно-исследовательскую работу по определенной пробл...

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка"

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка" ...

Консультация для родителей дошкольников "Роль матери и отца в воспитании ребенка"

Семья - это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются у...

Консультация для родителей дошкольников "Роль матери и отца в воспитании ребенка"

Образование и развитие детей "Дошкольник" https://vk.com/lady_fear?w=wall27600953_6627Примечание: эту и другую информацию по воспитанию ребенка вы найдете у меня на странице https:...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Роль матери и отца в воспитании ребенка»

Многое в жизни ребенка зависит, от отца и матери. Главное, чтоб он рос в здоровой, крепкой семье, и не был окружен постоянными конфликтами между родителями. Ребенок может молчать, не реагировать на ок...

Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»

Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...