«Разнообразие форм работы с детьми в условиях интеграции образовательных областей. Занятие = занимательное дело»
консультация на тему

Волкова Екатерина Сергеевна

Рассматривание понятия интеграции, а также то как ее можно применять.Рассматривание форм работы и методов работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo._raznoobrazie_form_raboty.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 7 «Семицветик»

Выступление на методическом объединении

«Разнообразие форм работы с детьми в условиях интеграции образовательных областей. Занятие = занимательное дело»

Подготовила: воспитатель

Волкова Е. С.

Пущино,

2015г.

Хотелось бы начать с того, что вспомним что такое «Федеральные государственные образовательные стандарты» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено  на решение основных  задач:

  • сохранение здоровья ребенка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

       Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».

      Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей.

Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

Рассмотрим, на пример, корзину с фруктами и овощами. Если вы посчитаете фрукты и овощи, то это познание (ФЭМП), на этом же занятие вы можете разделить их на фрукты и овощи, тоже познание (только окружающий мир), так же присутствует и речевое развитие, а если в конце занятия, вы с детьми нарисуете или раскрасите их, то это художественно-эстетическое развитие. На самом простом примере, мы увидели интегрированное занятие.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

        Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.

       Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.

Что может и должно интегрироваться воспитателем?

  1. Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.
  2. Интеграция способов познания (представления и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах по каждой образовательной области).
  3. Человек во взаимоотношениях с миром (человек и природа; человек и общество; человек и человек)
  4. Человек и культура
  5. Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира; виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии; виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.   

Посмотрите на памятку.

Например, модуль «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Речевое развитие - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология видов детской деятельности. Основным видом является игра, мы все это знаем, но выделяют еще 9.

Скоролупова и Федина, разработчики ФГОС, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

  • Игровая: сюжетные игры, игры с правилами, подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры.
  • Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задания, самообслуживание.
  • Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование и исследовательские работы, реализация проекта, мини-музей, конкурсы знатоков.
  • Продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, создание творческой группы, творческие мастерские, детский дизайн, опытно- экспериментальная деятельность, выставки.
  • Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры.
  • Чтение  художественной литературы: чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, конкурсы чтецов, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголке, литературные праздники, досуги, посещение библиотеки.
  • Театрализованная деятельность.
  • Двигательная: подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования, игровые ситуации, досуги и развлечения, ритмика, аэробика, детский фитнес, спортивные игры и упражнения, аттракционы и эстафеты, спортивные праздники, гимнастика (утренняя и пробуждения).

 Каждый модуль направлен на развитие какой-либо детской деятельности. Помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).

          Важно заметить, что при планировании и проведении ОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:

  1. Наглядные
  • наблюдение;
  • демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы);
  • сюрпризный момент (письмо от Снегурочки).
  1. Словесные
  • объяснение;
  • рассказ воспитателя;
  • чтение художественных произведений;
  • беседа;
  • сюрпризный момент (чтение загадки);
  • разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
  1. Практические
  • обследование;
  • эвристическая деятельность (частично-поисковый);
  • упражнение;
  • элементарные опыты;
  • моделирование.

Форма проведения ОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
        Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
        Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.

Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование. «Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).         
        «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.