«Разнообразие форм работы с детьми в условиях интеграции образовательных областей. Занятие = занимательное дело»
консультация на тему
Рассматривание понятия интеграции, а также то как ее можно применять.Рассматривание форм работы и методов работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo._raznoobrazie_form_raboty.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 7 «Семицветик»
Выступление на методическом объединении
«Разнообразие форм работы с детьми в условиях интеграции образовательных областей. Занятие = занимательное дело»
Подготовила: воспитатель
Волкова Е. С.
Пущино,
2015г.
Хотелось бы начать с того, что вспомним что такое «Федеральные государственные образовательные стандарты» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач:
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей.
Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.
Рассмотрим, на пример, корзину с фруктами и овощами. Если вы посчитаете фрукты и овощи, то это познание (ФЭМП), на этом же занятие вы можете разделить их на фрукты и овощи, тоже познание (только окружающий мир), так же присутствует и речевое развитие, а если в конце занятия, вы с детьми нарисуете или раскрасите их, то это художественно-эстетическое развитие. На самом простом примере, мы увидели интегрированное занятие.
Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.
Что может и должно интегрироваться воспитателем?
- Интеграция информации (содержание образования), которое представлено в образовательной программе.
- Интеграция способов познания (представления и умения детей или опыт деятельности, которые также широко представлены в образовательных программах по каждой образовательной области).
- Человек во взаимоотношениях с миром (человек и природа; человек и общество; человек и человек)
- Человек и культура
- Объективные явления, процессы, предметы окружающего мира; виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии; виды знаний, системы научных понятий, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлений жизни.
Посмотрите на памятку.
Например, модуль «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Речевое развитие - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология видов детской деятельности. Основным видом является игра, мы все это знаем, но выделяют еще 9.
Скоролупова и Федина, разработчики ФГОС, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
- Игровая: сюжетные игры, игры с правилами, подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры.
- Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задания, самообслуживание.
- Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование и исследовательские работы, реализация проекта, мини-музей, конкурсы знатоков.
- Продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, создание творческой группы, творческие мастерские, детский дизайн, опытно- экспериментальная деятельность, выставки.
- Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры.
- Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, конкурсы чтецов, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголке, литературные праздники, досуги, посещение библиотеки.
- Театрализованная деятельность.
- Двигательная: подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования, игровые ситуации, досуги и развлечения, ритмика, аэробика, детский фитнес, спортивные игры и упражнения, аттракционы и эстафеты, спортивные праздники, гимнастика (утренняя и пробуждения).
Каждый модуль направлен на развитие какой-либо детской деятельности. Помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).
Важно заметить, что при планировании и проведении ОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:
- Наглядные
- наблюдение;
- демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы);
- сюрпризный момент (письмо от Снегурочки).
- Словесные
- объяснение;
- рассказ воспитателя;
- чтение художественных произведений;
- беседа;
- сюрпризный момент (чтение загадки);
- разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- Практические
- обследование;
- эвристическая деятельность (частично-поисковый);
- упражнение;
- элементарные опыты;
- моделирование.
Форма проведения ОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование. «Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.