Настольный театр "Теремок"
материал на тему
Паспорт - описание настольного театра "Теремок" (театр на дисках)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
театр на дисках | 725.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 218 компенсирующего вида»
г. Красноярск
НЕМНОГО О ТЕАТРЕ
Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия.
История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней познакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном времени возникновения настольного театра, но не ошибемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах.
И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору – будь то лавка, пенек или что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.
Настольный театр и его куклы в числе еще нескольких театров (театр картинок на фланелеграфе, театр «Живые картинки») получил свою постоянную прописку в детских дошкольных учреждениях в отличие от театров, которые существуют еще и в профессиональном искусстве и которыми занимаются отдельно, не смешивая с другими видами деятельности (театр теней, марионеток и др.).
Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка, кукольный домик и т.д.), главное в этом театре – куклы: куклы-игрушки и куклы-картинки. Куклы эти имеют простое устройство, а иногда не имеют никакого специального устройства – это могут быть обычные игрушки, с которыми ребенок играет и данный момент.
Чаще всего используют фабричные игрушки, но в настольном театре очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Изготавливая игрушки, дети сами определяют их образы, создают героев к определенным сказкам, другим произведениям.
При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, соблюдаем принцип соразмерности. Для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой или ниже, учитывая соотношение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству. Игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, поролон, картон, природный материал).
Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использование театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в настольном театре представлены куклы всех объемов.
1. Плоские – их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются.
2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, на которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т.д.
3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые — особенно мягкие и др.), игрушки из природного материала; объемные поделки из бумаги, поролона и др.
Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных частей: плоскостная фигурка с движущимися конечностями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей, - туловище, голова, руки, ноги (у животных – лапы).
Передвигаются фигурки в настольном театре по-разному: с помощью только рук кукловода, с помощью проволочки, магнита. Кукла изначально может иметь устойчивую опору или в качестве опоры может служить подставка. В некоторых случаях можно обойтись без подставки, согнув лист картона с изображением фигурки пополам под углом примерно в 60°. Если изображение на фигурке-картинке с одной стороны, то такие односторонние плоские фигурки передвигаются без поворота в одном направлении. Более совершенные двухсторонние, а также объемные фигурки передвигаются в любом направлении, поворачиваются обеими сторонами.
Управление куклами в настольном театре имеет свои особенности, и о них мы поговорим отдельно, а здесь скажем о том, что куклы в настольном театре чаще всего являются открыто управляемыми, т.е. кукловод и его руки не спрятаны от зрителя, при этом кукловод организует свое управление куклами так, что основное внимание зрителя концентрируется на главном – на куклах. Управление куклами может стать менее заметным (или почти незаметным), если спектакль настольного театра будет оформлен с применением невысокого барьера (для театра картинок на высоких подставках), сценического ящика (для фигурок, управляемых с помощью проволочки, прикрепленной к фигурке сверху или сзади).
Использование настольного театра в дошкольных учреждениях, а также в семье универсально – от мини-театрализованной игры одного ребенка до специального подготовленного спектакля с участием артистов и зрителей. Настольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях.
Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопровождая действия хоровым или индивидуальным декламированием, пением под аккомпанемент или без него. Возможно и обратное — взрослый читает, а дети изображают с помощью кукол. Наряду с произнесением слов героев может идти комментарий их действий, внешнего вида, что также усилит впечатление, облегчит восприятие.
При подготовке спектаклей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее используемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.
При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами, много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей больше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие!
ПАСПОРТ - ОПИСАНИЕ
Наименование МБДОУ | МБДОУ № 218 |
Название, вид театра | Театр «ТЕРЕМОК» на дисках, является настольным кукольным театром игрушки, самодельным. |
Автор – изготовитель театра | Воспитатель подготовительной группы ГУЛАКОВА И.Ф. |
Описание технологии изготовления театра | Куклы этого театра изготавливаются из дисков в технике аппликации: туловище сделано из диска, а мелкие детали (мордочка, нос, уши, лапы, глаза) сделаны из бумаги или картона. На диски детали приклеиваются с помощью клея ПВА. Чтобы фигурки стояли и могли передвигаться, к дискам крепятся прищепки. |
Возрастная категория детей, для которой предназначен театр | Театр может использоваться детьми младшего, среднего и старшего возраста. |
Методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми | В самостоятельной деятельности: разыгрывают отдельные сценки, диалоги, которые взволновали детей. Это дает детям возможность научиться пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). В свободной совместной деятельности детей и взрослого: фрагменты сказок используются как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Можно предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Это способствует тому, что дети учатся словесному перевоплощению, стремятся, чтобы характер, голос персонажа манера поведения легко узнавались всеми. Во время непосредственно – образовательной деятельности: педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Он вводит отдельные персонажи, которые помогают усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Разыгрывание сказки детьми старшего возраста для малышей. Инсценировки, драматизации, спектакли могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Включение отдельных персонажей из театра во все режимные моменты. |