консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевая игра"
консультация (средняя группа) на тему

Смирнова Наталья Викторовна

в материале вы найдете практические советы по развитию навыков игры у детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стенд для родителей18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дочки – матери»

( по материалам книги  Л.А.Венгера и А.Л.Венгера

«Домашняя школа»).

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Именно в игре формируются все психические процессы, развивается речь. Что Вы, родители, можете сделать  для того, чтобы усилить развивающее значение игры.

Дети играют в «дочки-матери», в  водителей, больницу – все это сюжеты их игр, т.е. те стороны действительности, которые изображаются в играх. Но один и тот же сюжет может разыгрываться по-разному. Одна девочка играет молчаливо, другая – разговаривает и учит, как правильно держат ложку. Разыгрывая содержание, дети берут на себя роли. Если ребёнок играет один, он может выполнить только одну роль. Но это крайне обедняет содержание игры, ведь в деятельности взрослых людей обычно участвуют несколько человек. Так, в поликлинике, кроме врача и больного, есть сестры, родители больных детей и т.д. В детском саду, кроме воспитателя и ребенка есть музыкальный руководитель, заведующий, няня и т.д. Чтобы произвести в игре реальные взаимоотношения взрослых людей, ребенку нужны партнеры, которые сами участвуют в игре.

Чем же здесь могут помочь родители? Прежде всего, они сами могут принять участие в игре, беря на себя определенные роли. Но надо учесть, что дети неохотно выполняют роли детей. Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы  понарошку на время стать взрослым. Значит, дочка будет выполнять роль мамы, а маме придется изображать дочку. Зато  как это смешно и весело! В другом случае мама может сыграть гостью, которая пришла навестить хозяйку, да еще и своего ребенка (куклу) привела с собой.

Включаться в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться и не  объяснять ребенку в ходе игры, что он должен или не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ».

- Здравствуйте. Я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я как раз шла мимо и решила на минутку заглянуть к вам, узнать о здоровье вашей дочки. Ведь вчера у нее была повышена  температура...

Чем разнообразнее сюжеты детских игр, тем богаче их содержание и  чем больше разных ролей может выполнять ребенок в играх по одному и тому же сюжету, тем больше игра будет способствовать умственному развитию.

Включаясь в игры ребенка в разных ролях, родители обучают этому и ребенка. Задача родителей – научить детей объединяться в игре. Но самостоятельно дети этого возраста организовать игру не смогут. Взрослый должен выступить в игре в определенной роли.

- Какая удобная тележка! Совсем как грузовик. Вы знаете, мне нужно купить холодильник, и я как раз ищу шофера, который мог бы его перевести. Может быть, ты, Егор, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте ем продавца и спросим, есть в магазине холодильники. Где же у нас продавец? Это, наверное, ты, Артем. Товарищ продавец, у вас есть в магазине холодильники? Покажите нам, пожалуйста.

- Спасибо. Это как раз то, что нужно. Грузите его осторожно, чтобы не испортить.

- Товарищ продавец, я вас приглашаю в гости. Давайте поедем все вместе, и я вас угощу чаем.

Постепенно ребенок приобретает опыт поведения в разных ролях и будет более свободнее вступать в общение с другими детьми.

У ребенка будет накапливаться опыт социального общения, он поймет, что люди связаны друг с другом, они нужны друг другу и каждый из них выполняет свою часть общего дела. Для формирования этого опыта хороши сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Больница». В играх возникает необходимость учитывать субординацию, соподчинение людей, занимающих разные места, несущих ответственность за разные участки работы.

Так врач в поликлинике  расспрашивает мать больного о картине болезни, осматривает ребенка и дает указания медсестре о том, что нужно сделать укол и выписать лекарство. Медсестра выполняет указание врача. Она же объясняет родителям, как эти лекарства принимать. Здесь врач – главный, медсестра по его указаниям выполняет свою работу. Родители больных детей и сами дети  уважительно относятся и к медсестре, и к врачу.

Усвоение системы ответственности и подчинения, необходимой для жизни людей в обществе, – достаточно трудный и длительный процесс. Знакомство с ним для дошкольников происходит в сюжетно-ролевой игре.

Игровые действия – это те действия, которые ребенок выполняет, реализуя взятую на себя роль: кормление дочки, управление воображаемым самолетом, измерение температуры больному и т.п. Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». Это изображение реальных действий, похожее на игру актеров в театре, причем выполняются игровые действия большей частью не с настоящими предметами, а их заместителями (игровой материал, который включает игрушки, неоформленный материал типа палочек, кубиков).

Эти особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка.

Какие игрушки нужны детям в этом возрасте?

  1. Куклы, мишки, зайки и другие. Они заместители людей, партнеры по игре. Они должны быть приятными, симпатичными, уметь садиться, двигать ручками и ножками.
  2. Посуда, мебель, машины. Мебель должна подходить под размер кукол (посадить куклу за стол); посуда крупная; машины большие по размеру.

С точки зрения умственного развития, широта использования предметов-заместителей, умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, скрипку и т.д. – вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества.

Помогая ребёнку организовать игру, родителям следует побуждать  его к самостоятельному подбору предметов-заместителей.

- Давай играть в магазин. Ты будешь продавцом, а я покупателем. Только раньше надо найти, что  будет продаваться в магазине. Наверное, хлеб? Что же у нас будет хлебом? Может быть, вот это (крупные кубики)? Хорошо. А еще сахар. Что будет сахаром? По-моему, подойдет это (мелкие кубики) и т.д. На первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет фантазировать и сам.

При организации сюжетно-ролевой игры родителям необходимо помнить: ребенка надо обучать игре, но взрослый в игре – не учитель, не руководитель, а партнер, принимающий любые детские замыслы, гарантирующий свободу и непринужденность ребенка в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с практическим показом "Играем в коммуникативные игры"

Данная консультация показывает важность воспитания у детей коммуникативных навыков, роль в родителей в воспитании этих навыков. Родителям предлагается поучавствовать в коммуникативных играх, помогающи...

Консультация для родителей старшей группы "В игры играем - речь развиваем".

В этой консультации представлены игры по развитию речи детей, в которые родители могут поиграть с детьми дома....

Консультация для родителей старшей группы "В игры играем - речь развиваем".

Консультация для родителей старшей группы "В игры играем - речь развиваем"....

Консультация для родителей: "Что такое дидактические игры и как играть?"

Игра- это огромное светлое окно, через которе в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружаюем мире....

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»

Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явления...