Мы в ответе за свои поступки
план-конспект занятия на тему

Рузавина Елена Сергеевна

Цель: Формирование у детей положительного  поведения,нравственных  качеств на примере жизненных ситуаций.   

Задачи: Развивать навыки положительных взаимоотношений между детьми;мышление, речь.                                                                                               Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.                                                                                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_otvete_za_svoi_postupki.docx55.81 КБ

Предварительный просмотр:

                             ГКОУРМ  «Инсарская  общеобразовательная школа – интернат                                        для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,                                                 с ограниченными возможностями здоровья»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Разработала и провела:                                                                                                                                                                                                   Рузавина Е.С.                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Декабрь – 2015 г.                                                                                                                                                                                                                          

 

«Мы в ответе за свои поступки»                                                                                                                                                                         Цель: Формирование у детей положительного  поведения,                                          нравственных  качеств на примере жизненных ситуаций.                                    Задачи: Развивать навыки положительных взаимоотношений между детьми;                      мышление, речь.                                                                                     Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.                                                                                                                                                                                                                                   Оборудование:        презентация.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 - Добрый день! Я рада всех вас видеть. Я рада ребята, что у вас хорошее настроение. Тема сегодняшнего занятия  (слайд)   «Мы в ответе за свои поступки». На занятии мы с вами постараемся разобраться, может ли  поступок привести к ответственности.  

- Ребята, вы появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет взрослые, которые вас окружали, говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь они знали правила, по которым живут люди, и старались передать их вам.  (слайд)   Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и взрослые тут же говорили: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а взрослые: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и начинали понимать, что можно делать, чего нельзя. Постепенно  вы учились правилам хорошего поведения, учились  хорошим поступкам.                                                                     Все вы прекрасно знаете, что хорошо, что плохо, но  не всегда делаете то, что нужно, не всегда поступаете правильно, то есть нарушаете правила поведения.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете  плохие поступки, по - другому можно сказать, вы совершаете проступок, это говорит о плохом  поведении.                                                                                        

Игра «Наши поступки»                                                                                                                                                                                          - (слайд) Перед вами  ДЕРЕВО, а около него хорошие и плохие поступки. Дерево низкое, а чтобы оно стало высоким его надо украсить хорошими поступками. Вы по очереди будите читать поступки и называть хороший он или плохой.                                                                                                        

- Сорить в общественном месте, защищать слабого, портить чужие вещи, драться,  наводить порядок, разрисовывать стены  здания, беречь вещи, грубить, ухаживать за растениями, курить, помогать  пожилым людям, воровать,  нецензурно выражаться,  делиться игрушками, дружить с ребятами, быть вежливым.                                                                                                                                                                                   - Давайте еще раз зачитаем хорошие и плохие поступки. Молодцы, вы справились с заданием.                                                                                                  -  Сейчас мы с вами  рассмотрим  такие проступки плохого поведения,  как драка, нецензурная брань, воровство. Они часто встречаются среди вас ребята.                                                                                                                                                                                                                                            - Очень часто, ребята, между вами происходят драки. (слайд)                                                 - Подумайте и скажите, с чего обычно начинаются драки? (ответы)                                   - Драки  начинаются с обычных  ссор:  бывает, что в игре дети не поделили игрушку  или кто – то обозвал другого,  или начали бороться и не заметили, как  борьба переросла в драку.                                                                                                                                                                                                                          - Давайте послушаем стихотворение, а потом ответим на вопросы.                                                                                                                                           Кто сказал, что мы 
подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть 
кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались.
Кто сказал, что это драка?
Правда, он мне руку стиснул,
Правда, я чуть-чуть заплакал,
Правда, он немного 
взвизгнул.
И расстались мы, поссорясь.
И так сердце громко билось.
Но сначала мы боролись –
Драка после получилась.
А.Кушнер

- Скажите ребята, с чего началась драка в этом стихотворении? (мальчики боролись, а потом стали кусаться, щипаться, бодаться, лягаться.)                          - Почему они стали кусаться, щипаться, бодаться, лягаться? (каждый хотел победить)                                                                                                  - Правильно они поступили по отношению друг к другу?                                        

- Какое поведение у детей из стихотворения?  ( плохое, аморальное поведение, проступок)

-  К сожалению, часто бывают драки ребят между друзьями. Давайте послушаем стихотворение «Мы друзья».

1-й ученик:  С виду мы не очень схожи:
                      Петька толстый, 
                      Я - худой.
                      НЕ похожи мы, а всё же
                      Нас не разольёшь водой!...

2-й ученик:  Дело в том, что он и я
                      Закадычные друзья!
                      Всё мы делаем  вдвоём.
                      Даже вместе отстаём1

1-й ученик: Дружба дружбою, однако
                     И у нас случилась драка.
                      Был, конечно, важный повод.
                      Очень важный повод был!
                      Помнишь, Петя?

2-й ученик: Что-то Вова,
                     Позабыл.

1-й ученик: И я забыл!
                     Ну не важно! Дрались честно.
                     Как положено друзьям!
                     Я как стукну!                                                                                        
2-й ученик: Я как тресну!                                                                                        
1-й ученик: А я как дам!
                    Скоро в ход пошли портфели.
                    Словом, скромничать не буду-
                    Драка вышла хоть куда!
                    Только смотрим - что за чудо?
                    С нас ручьём бежит вода!
                    Это Вовкина сестра
                    Облила нас из ведра!                                                                                
2-й ученик: С нас вода ручьями льётся, 
                     А она ещё смеётся:
                      - Вы действительно друзья!
                         Вас водой разлить нельзя.                             Б. Заходер.

- Ребята, скажите, друзья должны драться? (ответы)

- А какими  должны быть друзья? ( ответы)

- Давайте рассмотрим ситуации, которые обычно происходят в школе:                                                                                                                          Ситуация 1                                                                                                        

Уроки закончились. Собираясь  домой, Сережа нечаянно толкнул  Петю...

Петя накинулся на Сергея. Ведь его учили, что надо давать сдачу.                                

- Как правильно поступить в этой ситуации? (Сергею - извиниться, Пете -  разобраться.)                                                                                                                                                        

Ситуация 2                                                                                                        

На большой перемене дети распределяли настольные игры.  Миша с Толей выбрали  одну и ту же игру. Завязалась потасовка.

-  Как правильно поступить? ( договориться)                                                                                                                                                                                     - Как это ни печально, но бывает, что школьные драки кончаются травмами, нарушением здоровья и психики детей

За такие драки наступает уголовная ответственность.                                                                                                

(слайд)   В Уголовном кодексе РФ указывается, что драка - это насильственные действия по отношению к человеку, которые доставляют ему физическую боль. Обычная драка вполне может быть рассмотрена как  - побои.                                                                                                                                     Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-ти лет, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Если виновному в избиении исполнилось 16 лет, он может нести уголовную ответственность за «умышленное причинение легкого вреда здоровью» или за «побои» и др. Кроме уголовной ответственности за драки школьников есть еще и гражданско-правовая. Сюда относится возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

– Мы еще маленькие!   - можете вы сказать.

Приведу вам пример. Мне бы хотелось, чтобы Вы запомнили, что может произойти за невинную, на первый взгляд, драку.                                                        

 В одной из школ от удара одноклассника юноша упал, из носа у него потекла кровь. После этой драки подросток был вынужден лечиться и несколько недель не посещал школу.

Мальчику, который затеял драку, было 13 лет. Т.е. он не достиг возраста, после которого начинается уголовная ответственность, но драчуна все равно наказали. Его поставили на учет в КДН, отдел полиции и в школе, кроме того привлекли родителей драчуна к гражданско-правовой ответственности. Родители любителя махаться кулаками выплатят компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - Итак, какие же  (слайд)  наказания могут быть за драку, если ребенку нет 14 лет:                                

.- Постановка ребенка, затеявшего драку на учет в КДН, отдел полиции, и в школе, либо направляют в специальные организации образования закрытого типа в целях предупреждения преступности.

- Выплатить компенсацию морального вреда или возместить затраты за медицинские услуги  установленные судом, которые выплачивают родители или лица их заменяющие.                                                                                                                                         

  - Подумайте ребята, нужно ли драться или все - таки разрешать ссоры мирным путем.                                                                                                                                                                                                        Физминутка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Вы наверное устали.                                                                                                                                                                                                         И тихонечко все встали.                                                                                                                                                                                         Быстро  руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.                                                                                

- Ребята, часто можно слышать, (слайд) как вы нецензурно выражаетесь, оскорбляете других,  т.е. используете в речи скверные слова. (слайд)                                                                                                                               - Пользуясь скверными словами,  вы поступаете хорошо или плохо?        (плохо)                                

- Сквернословие   происходит от слова «скверна», что означает все гнусное, противное, отвратительное.

Скверные слова ожесточают человека, засоряет его сознание, огрубляет его чувства и желания. Раз услышанное слово, живет в нас до конца жизни.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово,

Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!                            Э. Асадов                                                                                                                                                                                                                

Слово человека – это энергия. И эта энергия распространяется в пространстве. (слайд) Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.                                                                                                             Послушайте притчу:                                                                                                                                                                                          «Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, медведь встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор ранит мне сердце».

Очень хорошо об этом говорится в стихотворении, которое нам прочитает Саша Киселев.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.                                                                                                                                                                 Некоторые ученые доказывают, что «хорошие» слова  задерживают старение организма, увеличивают срок жизни. «Плохие» же слова ускоряют старение организма, способствует различным заболеваниям и уменьшает тем самым жизнь человека. Поэтому ребята нужно говорить окружающим нас людям только хорошие, добрые слова.

                

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

                                                                                                                           - Ребята,  «нецензурной брани в общественных местах» предусмотрена административная ответственность. Нецензурную брань можно отнести к мелкому хулиганству.

(слайд) В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях  говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет:                                                                                                                                                                                                                                                        - наложение штрафа                                                                                  или                                                                                                                    - исправительные работы,                                                                                 или                                                                                                  - арест на срок до 15 суток»

Ответственность за мелкое хулиганство наступает с 16 лет.

Вот одна история.                                                                                                                                                                                                 В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый.

Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Но в ответ услышали одни оскорбления в свой адрес  и  вызвали милицию.                                                                                                                                                                            - Какое наказание их ждет за это, ведь им нет 16 лет?                                                                                                                                                   Наказания  за нецензурную брань, оскорбления, если (слайд)  ребенку нет 16 лет:                                                                                                

- Денежный штраф,  установленный судом, который выплачивают родители или лица их заменяющие.

- Постановка ребенка на учет в КДН, в органы полиции, в школе..

- Ребята задумайтесь, нужно ли оскорблять, ранить человека или все – таки нужно  использовать в речи добрые слова, от которых становится тепло и радостно на душе.

- Ребята, посмотрите (слайд) на картинки. Здесь есть картинки с плохими поступками.   ( 3 картинки с изображением детского воровства).

- Что на них изображено? (Дети отвечают.)

- Как вы думаете: Что значит воровать?  ( значит брать чужие вещи без разрешения)

- Ребята, а разве брать чужие вещи без разрешения можно? ( брать чужие вещи без разрешения нельзя)

 - Это хороший поступок или плохой? ( плохой поступок или по другому проступок)

                                                                                                                    - Давайте определим, являются ли воровством следующие ситуации:                                                                                                                                - Вася берёт без проса у родителей деньги из кошелька и покупает на них                   конфеты. Раздает друзьям.                                                                                                                                                                                - А если он берет деньги , чтобы отдать их в школу на ремонт без спроса?                                                                                                                        - Света берет у старшего брата компьютерный диск с игрой без спроса.         Отдает его на время своей подруге.                                                                                                                                                                        - Во время урока у Маши закончилась паста в ручке. Ей Петя дает свою,                 запасную. Маша уносит ее домой и оставляет у себя, так как она                         ей понравилась.                                                                                                                                                                                                - Кате очень понравилась брошка, которая лежала на столе у подружки. Она         забирает ее себе, не спрашивая разрешения.                                                                                                                                                                  - Почему вы думаете, что эти ситуации являются воровством? Обоснуйте                         свое мнение. (Ответы )                                                                                 - Ребята,  если вдруг вы все - таки взяли без разрешения чужую вещь. Что необходимо сделать? (ответы детей)                                                                        

                        (слайд)        Запомните:

1. Чужие вещи без разрешения брать нельзя.

2. Если понравилась какая-либо вещь (игрушка, книга и др.), то необходимо         попросить разрешение у хозяина посмотреть ее или поиграть с нею.

3. Взял без разрешения — честно сознайся в этом, попроси прощения.

- Ребята, если школьник постоянно безнаказанно крадет ручки, карандаши, ластик и т.д., а в дальнейшем совершает крупные кражи, как его можно назвать?       (вор  – преступник)

- А преступление наказывается по закону. За воровство предусмотрена уголовная ответственность.                                                                                                                                                                                            (слайд)  В уголовном кодексе России  записано:

Воровство - преступление, хищение чужого имущества.                          Наказание в виде лишения свободы сроком  от 2х лет и более. Хищение в особо крупных размерах карается до 10-15 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Ответственность за воровство наступает с 14 лет.                                                                                                                                                                                  - Например:                                                                                                                                                                                                 «Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги».                                                                                                                                                                                                                      -  Какое наказание ждет их за это?                                                                        

- Если им уже исполнилось 14 лет, их могут привлечь к уголовной ответственности за данное преступление, а если еще нет,  (слайд) то поставят на учет в подразделение по делам несовершеннолетних, вызовут на комиссию по делам несовершеннолетних в администрацию города, родители должны будут возместить ущерб.                                                                                                                                                                                                             - Ребята, даже если кого – то не поймали, не уличили в краже, его все равно будет мучить совесть. И жить с таким грузом в душе очень трудно.                                                                                                                                                         Если кажется тебе, когда чужое брал,                                                                Что никто  в этот миг                                                                                     Тебя не увидал.                                                                                        Ошибаешься, дружок!                                                                                В мерзости своей                                                                                        Ты  поступок плохой,                                                                                 Не скроешь от людей.                                                                                Он написан теперь на твоих руках,                                                                Виден всем со спины                                                                                Он в твоих глазах.                                                                                        Каждый день, мой не мой,                                                                        Будет руки жечь.                                                                                        Совесть сердце пронзит,                                                                         Словно острый меч.                                                                                И прежде, чем чужое взять,                                                                        Подумай: стоит ли рисковать?                                                                                                                                                                            - Ребята, всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки придется отвечать.                                                                                                                                                                                                           - Ребята, а сейчас давайте разберем ситуации и посмотрим,  как вы все поняли.                                                                                                                                                                                                                                   1. Учащиеся 6 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и своровал мобильный телефон (слайд)  у своего одноклассника.                                                                                                                                                                  А каком проступке  говорится в ситуации?  С какого возраста наступает уголовная ответственность за воровство? Какое наказание применимо к лицам, которым нет 14 лет?                                                                                                                                                                                                                        2. Рома и Петя лет 13 ехали в автобусе (слайд), громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.                                                                                                                                                          А каком проступке говорится в ситуации? С какого возраста наступает  административная ответственность? Какое наказание применимо к лицам, которым нет 16 лет?                                                                                                                                                                                                                          3. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч (слайд). Вдруг ребята начали драться.                                                                                                                   Какой проступок совершили подростки? С какого возраста наступает уголовная ответственность за драку? Какое наказание за драку применимо к лицам, которым нет 14 лет?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - Ребята, ни один человек не может отступать от общепринятых правил. В противном случае придется понести уголовную или административную ответственность.

- Каких больше поступков мы должны стараться делать?                                                                                                                                                  - (слайд)  Какими вы станете в жизни, зависит только от вас. Помните, что ваше поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если вы совершаете плохие поступки. Необходимо постоянно спрашивать себя: «Правильно ли я поступаю?» И тогда в жизни все будет хорошо.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Интернет – ресурсы:                                                                                                                                                                        http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/06/08/zhivi-svoim-trudom-a-ne-chuzhim-dobrom-o                                                                                                                http://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/klassnyi-chas-vorovstvo-eto-priestuplieniie-7-klass                                                                                                                                                                                                http://festival.1september.ru/articles/214364/

                                                                                                                http://shabai.ucoz.ru/load/scenarii/besedy_kruglye_stoly/chto_znachit_byt_nastojashhim_grazhdaninom/18-1-0-325                                                                                http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/03/28/pravila-povedeniya-v-stikhakh                                

        http://dohcolonoc.ru/conspect/5992-chto-takoe-khorosho-chto-takoe-plokho.html                

                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите правильно оценивать свои поступки

Учите правильно оценивать свои поступки...

Презентация "Мы в ответе за свои поступки"

Данная презентация разработана к занятию  "Мы в ответе за свои поступки". Цель: Формирование у детей положительного  поведения, нравственных  качеств на примере жизненных ситуаций. Зада...

Учим детей отвечать за свои поступки

 Родители часто жалуются на то, что их великовозрастные чада без всякого зазрения совести продолжают сидеть на родительских шеях, при этом во всех своих неприят­ностях виня родителей. ...

Консультация для родителей: "Как привить детям ответственность за свои поступки".

Консультация для родителей: "Как привить детям ответственность за свои поступки"....

Доклад на тему: «Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников»

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром....

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников

Разработка интерактивной компьютерной игры...