Клуб для родителей "В семейном кругу"
рабочая программа по теме
Представлены материала по кружковой роботе с родителями детей с задержкой психического развития. Можно использовать тренинги и упражнения для занятий с родителями на родительских собраниях и днях открытых дверей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_klub_2016.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение компенсирующего вида г. Рязань |
Программа Клуба для родителей «В семейном кругу» г. Рязани. Составили: учитель – дефектолог Светушкина Ю.А
|
Цели и задачи клуба для родителей «В семейном кругу»
Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Исходя из этого целью клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Перед коллективом группы для детей с ЗПР были поставлены следующие задачи:
- выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи;
- определить этапы реализации проекта;
- организовать систематическую работу клуба заботливых родителей.
В рамках клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи "Гость кружка", "Круглый стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми. В качестве примера в приложении представлены тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.
Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи. Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы: какое открытие они для себя сделали в ходе занятия, какие чувства вызвало то или иное упражнение? Родителей просят продолжить фразу: "Я узнала о своем ребенке, что…" либо "Выражение своих чувств вслух – это…" и т. д.
В целях повышения активности родителей в работе клуба большая роль отводится наглядной информации.
Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные пригласительные билеты. В качестве морального стимулирования отличившимся родителям направляются благодарственные письма с логотипом детского сада.
Положение о клуба «В семейном кругу»
1. Общие положения
1.1. Отношения между МДОУ "Детский сад № 118» (далее – ДОУ) и кружком «Занимаемся дома (далее – кружок) регламентируются родительским договором и Положением о кружке, которым определяются права и обязанности сторон.
1.2. Правовой основой деятельности кружка являются:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании";
- Типовое положение "О дошкольном образовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
- Типовое положение "Об общеобразовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
- Типовое положение "Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204;
- Устав ДОУ;
- родительский договор.
1.3. В состав кружка входят воспитатели группы, учитель-дефектолог, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в развитии своих детей.
1.4. Руководство работой кружка осуществляет учитель-дефектолог ДОУ.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Деятельность кружка осуществляется на добровольной основе.
2.2. ДОУ предоставляет помещение для заседаний кружка.
2.3. Участники кружка имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
Контингент: учитель-дефектолог, воспитатели группы, родители, дети.
Законы кружка
- Здесь принимают активное участие искренние и надежные люди – заботливые родители.
- Ради любви ребенка к родителям учимся любить его и постоянно работать над собой.
- Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
- Главная оценка в жизни человека – это самооценка.
- Учимся слушать и слышать друг друга в кружке, дома, на улице.
- Приумножаем любовь в мире: учим любить себя, детей, ценить семью.
- Дорожим нашим кружком: работая на себя, повышаем авторитет кружка.
График работы клуба: один раз в два месяца, по четвергам в 17.30
Руководитель кружка:
- составляет план работы кружка;
- оформляет материалы заседаний (срок хранения три года);
- организует деятельность кружка;
- информирует членов кружка о предстоящих мероприятиях.
Срок деятельности кружка сентябрь- май 2016-2017 учебного года.
Итоги работы кружка
На конец учебного года планируются следующие изменения:
- повышается психолого-педагогическая культура родителей;
- расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;
- родители активно включаются в процесс социального воспитания;
- устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями;
- семья становится активной социальной системой.
В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
План работы кружка «В семейном кругу»
Мероприятие | Сроки | Ответственный | Категория участников | Предполагаемый результат | Продукт деятельности | ||
Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы кружка и успешного опыта семейного воспитания | Май, сентябрь | Учитель-дефектолог | Все родители | Выявление запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания | Анкеты | ||
Совместное мероприятие "Давайте познакомимся" | Октябрь | Учитель-дефектолог | Родители детей | Улучшение микроклимата в группе | Сценарий | ||
Семинар-практикум "Роль семьи в полноценном развитии детей" | Учитель-дефектолог | Родители детей воспитатели группы | Повышение уровня осведомленности | Разработки по теме семинара-практикума | |||
Занятия с элементами игровой терапии | В течение года | Учитель- дефектолог | Родители, воспитатели | Улучшение детско-родительских отношений | Разработки по теме занятия | ||
Совместное мероприятие "День рождения кружка" | Декабрь | Учитель-дефектолог | Родители, дети, педагоги | Улучшение детско-родительских отношений, микроклимата | Сценарий | ||
Семинар-практикум "Речевое дыхание – правильная и хорошо звучащая речь" | Учитель-дефектолог | Родители детей | Повышение педагогических знаний и умений | Конспекты | |||
Групповая дискуссия "Нужны ли занятия дама" | Февраль | Учитель-дефектолог | Родители детей "группы риска" | Повышение правовой культуры | Конспект | ||
Практическое занятие "Игры, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы" | Учитель- дефектолог | Родители с детьми | Коррекция эмоционального благополучия детей и детско-родительских отношений | Разработки по теме занятия, картотека игр | |||
Семинар-практикум "Влияние театрализованных представлений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста" | Апрель | Учитель-дефектолог | Все желающие | Повышение уровня осведомленности | Разработки по теме семинара-практикума | ||
Практическое занятие "В дружбе с природой и самим собой". Семинар-практикум "Речедвигательная гимнастика" | Инструктор по ФИЗО, Учитель-дефектолог | Родители с детьми | Ознакомление родителей со здоровьеохранительным аспектом природы. Повышение педагогических знаний | Конспекты | |||
Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы кружка | Май | Учитель-дефектолог | Родители | Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов | Разработки по теме круглого стола |
Приложение
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений (из цикла тренинговых занятий клуба)
Упражнение "Кто здесь собрался?"
Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто здесь собрался?".
Упражнение "Сделай комплимент"
Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику, как если бы это был ребенок. При этом нельзя повторять слова.
Вопрос для анализа: "Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к ребенку, а не к взрослому?".
Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"
Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют свой выбор.
Игра "Войди в круг"
Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.
Вопросы для анализа:
- Что вы испытывали, выполняя это задание?
- Легко ли было войти в круг?
Упражнение "Угадай, чьи эти руки"
Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача участника – угадать, чьи эти руки. Таким образом, формируются две группы: мягкие и строгие родители. Затем основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел.
Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.
Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"
Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание.
Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда.
Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
Игра "Какой он – мой ребенок"
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
Упражнение "Поводырь"
Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются глаза – он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по помещению, ведя за собой напарника и обходя препятствия. Упражнение выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.
Упражнение "Моя любимая игрушка"
Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.
Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".
Упражнение "Закончи предложение"
Воспитатель начинает предложение, а родители по очереди его продолжают. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
Пример:
Общение с ребенком – это…
Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…
Упражнение "Семейные заповеди"
Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.
Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.
Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"
Упражнение "Подарок"
Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.
Шпаргалка для родителей
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка
- Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?
Как решить проблему:
- Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
- Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какимито своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления.
- Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок "упрямый, настырный". Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?
- "Обратной стороной медали" могут оказаться такие черты, которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, дошкольник, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он все время чтото придумывает, а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
- Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка, осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Если вы не уверены в возможностях ребенка
- Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
- Как предотвратить проблему:
- Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
- По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что видите.
- Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.
- Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
- Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
- Постарайтесь избавиться от высказываний типа: "У тебя не получится", "Ты не сумеешь".
- Замените их конструктивными фразами: "Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнешь?"; "Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?"
- Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.
- Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его характера.
- Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.
Список литературы.
1. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. – М.: "Сфера", 2010. –
2. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М..: "Просвещение", 2011.
3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания родителям //
Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 82-92.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сфе-
ры ребенка. –М., 1994.
5. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошко-
льное воспитание. 1998. № 9. С. 23-31.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей до-
школьного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. – М., 1979.
7. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоно-
вой. – М, 1995.
8. Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей "Как отрпаздновать Масленницу в семейном кругу"
Рекомендация для родителей какпровести масленичную неделю в семейном кругу....
Мероприятие с родителями "Чай в семейном кругу"
Тема: «Чай в семейном кругу».Цель: Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций.Задачи:1.Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;2.Повысить уровень педагогической культуры родителей;3...
Проект работы клуба "Семейный круг"
Данный проект клуба «Семейный круг» для неорганизованных семей микрорайона ставит целью формирование нравственной, духовно развитой личности ребенка через построение семейных отношений, основанных на ...
Рекомендации для родителей "Как отпраздновать Масленницу в семейном кругу"
Отмечать обрядовый праздник Масленица можно не только в детских садах и открытых, массовых гуляньях, но и в каждой семье. Для этого не требуется серьезной и тщательной подготовки. Перед празднованием ...
Краткосрочный проект «В семейном кругу» (средняя, старшая группа)
1. Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....
игры в семейном кругу
игры в семейном кругу...
Рекомендации родителям «Как отпраздновать масленицу в узком семейном кругу».
Рекомендации родителям «Как отпраздновать масленицу в узком семейном кругу»....