Памятка для родителей "Как общаться с ребенком"
консультация на тему
Краткое изложение советов для родителей от Юлии Борисовны Гиппенрейтер-профессора МГУ, известного ученого, талантливого педагога, автора многочисленных статей и учебных пособий. Отвечаем на вопросы:
-как построить нормальные отношения с ребенком?
-как заставить его слушаться?
-можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obshchatsya_s_rebenkom.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ
Юлия Борисовна Гиппенрейтер-профессор МГУ, известный ученый, талантливый педагог, автор многочисленных статей и учебных пособий отвечает на вопросы:
-как построить нормальные отношения с ребенком?
-как заставить его слушаться?
-можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Девять уроков общения с ребенком от Юлии Борисовны Гриппенрейтер
Урок первый
Безусловно принимать ребенка-значит любить его, не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!
Что это означает:
-ребенок должен чувствовать, что он вам нужен ( об этом нужно чаще ему говорить);
- ребенку нужен для гармоничного развития ваше принятие и эмоциональный отклик;
-можно выражать свое недовольство отдельными поступками ребенка, но не самим ребенком
-можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;
-недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в неприятие его.
Домашнее задание
1.Подсчитайте, сколько раз в течение двух-трех дней вы обратились к своему ребенку с радостным, эмоциональным высказыванием, а сколько с критикой, замечанием, упреком.
Положительного должно быть больше.
2.Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается).
-1-
3.Выполняя предыдущие задания, обратите внимание на реакции ребенка и свои чувства тоже. Они изменились?
Урок второй
Что, если ребенок не слушается, или делает « не то»?
Указывать на ошибки с особой осторожностью:
-не замечать каждую ошибку;
--ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;
-замечания нужно делать на фоне общего одобрения;
- не вмешиваться в дело, которым занят ребенок (если это не опасное занятие), если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете развивать уверенность в своих силах и самостоятельность.
Домашнее задание
1.Представьте себе круг дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.
2.Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат.
3.Запомните две-три ошибки ребенка, которые показались вам особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.
Урок третий
«Если ему трудно».
1.Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите. Очень хорошо начать со слов « Давай вместе». Они открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений:
-возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
-по мере освоения ребенком новых ему действий постепенно передавайте их ему. -2-
2.Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с вами.
Опасности, которые вас подстерегают:
-слишком рано переложить свою часть действий на ребенка (приведет к потери желания заниматься этим делом);
-слишком долгое и настойчивое участие родителя (никакого развития самостоятельности и потеря желания).
Домашнее задание.
1.Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему «Давай вместе!» Посмотрите на реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда вы можете ослабить ваше участие, но не делайте это слишком рано и резко. Отметьте успехи ребенка, поздравьте его, а заодно и себя!
2.Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите предыдущую процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.
3. Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком. Чтобы время, проводимое с вами, было для него положительно окрашено.
Если вам некогда заниматься с вашим ребенком ПОМНИТЕ:
на исправление упущенного в воспитание детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил!
Урок четвертый
«А если не хочет?»
1.В чем причина непослушания? Возможно в отрицательных переживаниях ребенка. Чаще они возникают из-за проблем во взаимоотношениях между вами и ребенком. Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним. Главное условие общения - дружелюбный тон. Ведь вместе- значит на равных.
2.Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами соответственно возрасту (картинки для напоминания, схемы, инструкции). -3-
3.Опасность ( причины конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком) – стать излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.
4.Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному интересу и желанию.
5.Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему (соответственно возрасту ребенка).
6.Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».
Домашнее задание.
1.Выберите одно из тех дел, на почве которых у вас с ребенком есть столкновения, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Поделайте это дело с ребенком вместе некоторое время. Посмотрите, лучше ли у него пошло дело с вами? Если да, то перейдите к следующему заданию.
2.Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том, или ином деле ребенка( схема, рисунок, картинки). Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь в том, что ему удобно им пользоваться.
3.Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите «Сам», над правой «Вместе». Перечислите в левой части те дела, которые ваш ребенок делает сам, в правой- те, в которых вы обычно участвуете(желательно это сделать вместе с ребенком). Потом, посмотрите, что из колонки «Вместе» в ближайшем будущем можно переместить в колонку «Сам». Помните- каждое такое -4-перемещение -важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отмечайте его успехи!
Урок пятый
«Как слушать ребенка»
- Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив ( озвучить) его чувство.
- Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне.
- Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
- Очень важно в беседе держать паузу ( пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом).
Домашнее задание
В повседневном общении замечайте моменты различных переживаний ребенка: когда он расстроен, боится, не хочет, устал, увлечен, нетерпелив, рассержен, обижен.., называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной( не вопросительной) форме ваших реплик и о паузе ваших ответов.
Урок шестой
«Что нам мешает слушать ребенка»
Неудачные высказывания ( наши автоматические реакции):
1.Приказы и команды.
2.Предупреждения, предостережения и угрозы.
3.Мораль, нравоучения и проповеди.
4.Советы и готовые решения.
5.Доказательства, логические выводы, нотации и лекции.
6.Критика, выговоры и обвинения.
7.Похвала. -5-
8.Обзывания и высмеивания.
9.Догадки и интерпретации.
10.Выспрашивания, расследование.
11.Сочуствие на словах, уговоры и увещевания.
12.Отшучивание и уход от разговора.
Часто родители спрашивают: « Что делать, если ребенок настойчиво требует невозможного, при этом плачет, или очень расстроен?»
Ответ: « Попробуйте его активно послушать. Ваши первые фразы, в которых он увидит участие, могут несколько смягчить обстановку. Вслед за эти м попробуйте помечтать вместе с ним о невозможном .
Пример- ребенок требует шоколадку. Отец: « Тебе же мама вчера покупала. Дочь: « Только одну». Отец : «Ты хочешь много». Дочь: « Много-много». Отец : « Десять штук, а лучше- пятьдесят». Дочь: « Нет- сто тысяч!» Отец : « Мы покупаем сто тысяч шоколадок, нагружаем коляску». Дочь: « Все удивляются- откуда у нас столько шоколада?» Отец « Собирается много детей, и мы начинаем всех угощать».
Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.
Урок седьмой
«Чувства родителей. Как с ними быть?»
Что же делать, когда родителей переполняют эмоции?
Правило №1: если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом это – «Я- сообщение» ( мне не приятно, я волнуюсь, я огорчен).
Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, не для вас?
Правило №2: когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении. -6-
Что делать, чтобы предупредить появление негативных эмоций и переживаний?
Правило№3:не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей остановке, чтобы предупредить нежелательное поведение ребенка. Невозможно требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Лучше изменить что-то вне его, возможно- свои ожидания.
Правило№4:чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка
Все предыдущие методы и «Я -сообщение» - это не способ добиться быстрого результата. Это способы установить контакт с ребенком, улучшить взаимопонимание с ним, помочь ему в приобретении самостоятельности и ответственности.
Урок восьмой
«А как на счет дисциплины?»
Правило №1: правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни ребенка.
Правило№2:правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно ( но коротко) объяснить чем вызвано ваше требование. При этом подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения. -7-
Правило№3: родительский требования не должны выступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка ( в движении, познании, упражнении, общении).
Правило№4: правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
Правило№5: тон, в котором сообщается правило или запрет, должен быть скорее дружественно- разъяснительным, чем повелительным.
Правило№6: наказывая ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, занятий, семейных дел вместе с ребенком, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, если этот проступок, действительно ощутимый, случится и вы на самом деле сильно расстроены. Однако, не угрожайте их отменой по мелочам!
Зона радости- это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.
Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
- Борьба за внимание.
- Борьба за самоутверждение.
- Обида (желание отомстить).
- Потеря веры в собственный успех (неблагополучие в какой-либо области жизни).
-8-
Урок девятый
«Откуда берутся негативные эмоции у ребенка?»
Правило№1: помните, что переживания себя ребенком, его самооценка складывается только из слов и отношений к нему близких.
Правило№2: положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет его и даже борется за него.
Правило№3: помните, что каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто в основном о нем.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку!
-9-
Что вы можете сделать, чтобы общение с ребенком приносило радость, а воспитание- положительный результат:
Безусловно принимать ребенка
Активно слушать его переживания и потребности
Бывать вместе ( читать, играть, заниматься)
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
Помогать, когда просит
Поддерживать успехи
Делиться своими чувствами ( значит доверять)
Использовать в повседневном общении приветливые фразы
Обнимать не менее 4-х раз в день
УДАЧИ ВАМ И ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!
-10-
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «СЧАСТЛИВОЕ ДЕСТВО» МАДОУ Д/С №20 г. Калининград
«Советы педагога-психолога»
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как правильно общаться с ребенком?" - памятка для ответственных родителей.
Печатный материал для информационного стенда для родителей....
Памятка "КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?"
Чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил....
Памятка "Как общаться с ребенком".
Памятка "Как общаться с ребенком"....
Памятка для родителей "Как правильно общаться с ребенком"
Как правильно общаться с ребенком. Рекомендации психолога....
Памятка для родителей "Как общаться с ребенком"
Как общаться с ребенком - памятка для родителей....
Памятка для родителей "Общаться с ребенком «КАК»? Секреты общения с ребенком для родителей".
Интересный материал содержит рекомендации для родителей по общению с детьми по книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?»...