Консультация для педагогов "Утренник без стресса"
консультация на тему
Консультация для воспитателей детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrennik_bez_stressa_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утренник без стресса».
Консультация для педагогов.
Музыкальный руководитель
Дахина Марина Владиславовна
г. Воронеж 2016г.
Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное и многотрудное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, относятся к утреннику как к дополнительной нагрузке к своей «основной» работе. Воспитатели индифферентно относятся к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нем используется, стараются свести своё участие в нем к минимуму. Отсутствие систематической работы вне утренников, уклонение от проведения вечеров развлечений в группе, снижает профессиональные навыки воспитателей, делает процесс подготовки утренника тяжелым, неповоротливым, трудоемким.
Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети, только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много.
Очертим круг проблем или задач, которые стоят перед каждым ребёнком на утреннике.
1 группа задач – музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и прочее.
2 группа задач – сценически-организационные: когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить…
3 группа задач – речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести до зрителей с помощью жестов, мимики, интонации…
4 группа задач – коммуникативные проблемы: как занять стул, что делать, если заняли «твой» стул; что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел тебе не ту шапочку, как выразить своё возмущение; как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец пообщаться с мамой во время утренника…
5 группа задач – личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!
Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. И в таких условиях оставлять детей одних, без доброго и внимательного а
Воспитатель помимо того, что должен знать все сложности каждого ребёнка, обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя при проведении утренника:
- Организационные: воспитатель должен уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос, раздача, уборка атрибутов. В отношении себя воспитатели должны уметь выбрать позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
- Эмоционально-речевые: создание воображаемой ситуации, адекватной эмоциональной атмосферы утренника, что идёт от выразительной речи с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительных форм глаголов « встаньте, пройдите, сядьте», вместо бытующих «встали, прошли, сели». Это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращение лично к себе.
- Коммуникативные:
- взрослый - взрослый: взаимодействие со вторым воспитателем, персонажем, родителями.
- взрослый – ребёнок: организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, умение видеть проблемы каждого ребёнка и умение оказать вовремя помощь, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, наличие только положительных оценок.
4. Музыкальные: знать «слабые места» в песнях (подсказать сопровождающее движение, начало следующего куплета), танцах, оркестре, распределение инструментов. Возможность продемонстрировать собственные музыкальные умения: спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре.
Надо признать, что проведение утренника – стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто все предшествующие два месяца подготовки игнорировал своё участие в музыкальных занятиях, кто не обладает навыками выступлений перед зрителем. Если мы даём себе в этом отчёт, то надо постараться сделать всё, чтобы избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1 этап «воспитатель, как ребёнок» (первый месяц подготовки к утреннику):
Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает всё то же, что и дети (разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра). Времени на это у воспитателя – 4 занятия, или 2 часа (за месяц то!)
Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать помощь затрудняющимся.
2 этап «воспитатель, как ведущий» (первая половина второго месяца подготовки утренника): воспитатель знает весь репертуар, распределяет подгруппы на занятии, руководит построениями-перестроениями – готовит себя и детей к проведению утренника.
Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы детей.
3 этап «воспитатель, как актёр» (за 2 недели до утренника): музыкальный руководитель работает больше по подгруппам, отрабатывая сложные моменты в сценках, танцах, перестроениях.
Воспитатели репетируют без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами.
Цель – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем.
В предварительную работу воспитателя с детьми по подготовке утренника входит:
Чтение дополнительной литературы, связанной с темой праздника.
Разучивание стихов и монтажа.
Разучивание и режиссирование ролей в сценке.
Повторение музыкального, игрового материала утренника в свободное от занятий время (например, в форме концерта для малышей или кукол).
Подготовка необходимых атрибутов и элементов костюмов (совместно с родителями).
Подготовка элементов украшения зала.
Работа с родителями по подготовке утренника предполагает:
Рекомендации по чтению художественной литературы дома.
Рекомендации по методике разучивания стихов наизусть.
Рекомендации по изготовлению элементов костюмов.
Рекомендации по организации праздничного дня.
Если на всех трёх этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность на музыкальных занятиях, видит перспективу возможных проблем и пути их решения – тогда утренник пройдёт без стресса, как для детей, так и для воспитателей, и, конечно, для музыкального руководителя.
В идеале утренник должен быть итогом работы за 2 месяца всех специалистов, работающих с детьми данной группы. Тогда это будет подлинно «кровное» дело каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Детский стресс"
Рекомендации для родителей, о том как предотвратить стрессовые состояния у детей....
консультация-тренинг для педагогов "Стресс и его последствия"
Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Как избежать встречи с синдромом профессионально...
Семинар-практикум "Стресс.Эффективные способы преодоления стресса»
Профессия педагога требует определенных сил и энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самооб...
Советы психолога "Стресс. Притча о стрессе"
Как жить в условиях стресса? Притча - история, которая может вам пригодиться.Прочтите и улыбнитесь! Вы поймёте, что даже из безысходной ситуации всегда можно найти выход!...
Консультация для родителей «Когда стресс настолько силен, что уснуть невозможно»
Взрослый не может заснуть, нервная система и мозг перевозбужденыВзрослый часто просыпается посреди ночиУ ребенка портится качество сна в ответ на тревожность взрослых...
Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»
Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»...